Версия для печати 4015 Материалы по теме
Основные проблемы расчета предельного размера платы за проведение ТО транспортных средств
Красницкий
Петухов
буренков
Прошло полгода с момента перехода на новые условия проведения технического осмотра (далее — ТО) транспортных средств. Спала некоторая политическая нервозность вокруг этого вопроса. Появилась возможность спокойно разобраться в экономических проблемах данного вида деятельности.

Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника Управления ФСТ России
Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ России
Александр Константинович БУРЕНКОВ, ведущий консультант ФСТ России

В предыдущей статье («Бюджет» № 5, 2012) авторы отмечали, что на Всероссийском совещании по подведению итогов работы органов государственного регулирования в 2011 году и определению основных задач на 2012 и 2013 годы, прошедшем в г. Москве 16–17 апреля 2012 года, поддержаны наши предложения в адрес субъектов РФ о взвешенном и экономически обоснованном подходе к расчету и установлению предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств. Для этого нужно, чтобы данные расчеты проводились на основе методики ФСТ России. Кроме того, чтобы при расчетах использовались фактические показатели по итогам работы операторов ТО за I квартал 2012 года, то есть уже не планируемые оператором ТО показатели, а затраты и прибыль, полученные в результате реальной деятельности. Как были восприняты эти рекомендации и какие коррективы внесла жизнь в практику установления предельного размера платы за проведение ТО, попробуем разобраться.

Нечеткость законодательства

Сегодня однозначно можно сказать, что в той неразберихе, вызванной отсутствием утвержденных нормативно-правовых документов, в той суете, в которой происходило установление предельных размеров платы за проведение ТО, невозможно было взвешенно подойти к решению этого вопроса. Судите сами: Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008, появились только в начале декабря. Причем они неоднократно менялись как по форме, так и по содержанию. Менялись формулировки, терминология и время проведения ТО различных категорий транспортных средств. Менялись ведомства и люди, занятые разработкой этих правил.

Определить этот факт несложно. Так, в законе (Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяется понятие «тип» транспортного средства, а в правилах (постановление Правительства РФ № 1008) упоминается уже категория транспортного средства. Отсюда возникают различные коллизии и недопонимание, о чем идет речь.

Итак, перечислим:

  • Правила проведения технического осмотра транспортных средств увидели свет в начале декабря;
  • Правила проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1240, — в самом конце декабря;
  • приказ Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2011 г. № 320 «Об утверждении правил заполнения диагностической карты» — в середине декабря;
  • постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1108 «Об утверждении методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований» — в конце декабря.
  • Необходимо отметить, что приказ ФСТ России № 642-а «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра» был подписан 18 октября 2011 года, то есть фактически за два месяца до выхода остальных нормативно-правовых документов, необходимых для установления этого самого предельного размера платы.

И вот перед регулирующим органом субъекта РФ встает вопрос: как правильно рассчитать предельный размер платы за проведение ТО транспортных средств? С одной стороны, существовала старая нормативная база прошлых лет, кстати уже отмененная и не имеющая законной силы. Однако с 1 января 2012 года проведение ТО должно осуществляться по новым нормативам, но и в них много неточностей и противоречий, в том числе касающихся вопросов установления платы при прохождении повторного ТО. Как определить тариф за повторный технический осмотр, например, неисправной тормозной системы, если в правилах указано только общее время на проведение осмотра всего автомобиля? Как выделить время на проверку тормозной системы из общего времени проведения ТО? Причем в старых Требованиях к технологии работ по проверке транспортных средств при государственном техническом осмотре (ГТО) с использованием средств технического диагностирования, утвержденных совместным приказом МВД России и Минтранса России, время диагностирования по конкретным системам автотранспортных средств было четко расписано.

Тарифы с потолка?

Почему мы так подробно остановились на вопросах применения нормативных документов? Почему пришлось еще раз повторить то, о чем уже было сказано в предыдущих номерах журнала? Все это сделано с единственной целью — понять, с чем столкнулись регулирующие органы субъектов РФ при расчетах, выполняемых для установления предельного размера платы за проведение ТО.

Чтобы сгустить краски, можно добавить колоссальное давление «сверху». При этом цифры предельного размера платы регулирующим органам нужно было давать в очень короткие сроки, а ведь до этого их еще нужно получить от операторов ТО, про­анализировать и довести до ума.

ФСТ России уже давала анализ установленных субъектами РФ предельных размеров платы за проведение ТО. Полученные показатели объединили по группам, чтобы показать, где применялась методика, разработанная ФСТ России, а где нет. Сегодня мы попробуем заглянуть вглубь, в основы того, как получились те цифры, которые определяют стоимость проведения ТО, то есть сколько денег платит клиент, а операторы ТО получают эти деньги за свою работу по проверке наших автомобилей.

Посмотрим, что лежит в основе этих расчетов и какую логику можно проследить, анализируя материалы регулирующих органов. Напомним, что процесс установления предельного размера платы за проведение ТО в соответствии с методикой ФСТ России состоит из двух взаимосвязанных стадий:

  • Первая стадия — расчет ставки работы оператора ТО;
  • Вторая стадия — расчет предельного размера платы за проведение ТО на основе ставки работы оператора ТО и Правил проведения ТО.
  • Таким образом, задача была показать расчет ставки работы оператора ТО и уже через нее выйти на величину установленного предельного размера платы, то есть умножить ставку на время проведения ТО каждой категории транспортных средств, установленное правилами.
  • ФСТ России по поручению Правительства РФ проводила мониторинг установления предельного размера платы за проведение ТО. Как известно, все 83 субъекта РФ установили данные тарифы. Однако объяснить, как были получены эти тарифы, смогли далеко не все. В настоящее время получены обосновывающие материалы по расчетам тарифов от 78 регулирующих органов субъектов РФ из 83, не представлены материалы из пяти субъектов (республик Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Иркутской и Оренбургской областей).

Анализ полученных материалов позволяет сделать следующие выводы. На первой стадии (расчет ставки работы оператора ТО) с заданием в соответствии с методикой ФСТ России справились 53 регулирующих органа субъектов РФ, или 64 % от их общего количества, которые объединяют более 50 % операторов и неоператоров ТО Российской Федерации. Это дает возможность представить среднеотраслевые элементы затрат и уровень рентабельности в общем объеме валовой выручки операторов ТО (см. рис. 1).

рис 1
25 субъектов РФ (30 %) в представленных материалах показали отсутствие понимания принципов расчета ставки работы операторов ТО. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в Республике Татарстан и Республике Марий Эл. Расчеты составлены с методологическими и арифметическими ошибками, вследствие чего не представляется возможным определить экономическую обоснованность произведенных расчетов ставки оператора ТО. Кроме того, порядка 2 % субъектов РФ выполнили расчеты, используя нормативную базу, утратившую силу. Например, в Магаданской области, Краснодарском крае, Республике Калмыкия.

Расчет ставки работы оператора ТО. Мониторинг регионов

Есть еще один фактор, оказывающий влияние на расчеты, — это данные по стоимости элементов затрат и рентабельности, которые операторы ТО представляли регулирующим органам для определения их доходов и расходов при проведении ТО. То, что показатели из этих материалов в большинстве случаев были явно завышены, выявило тенденцию к получению в итоге от регулирующих органов субъектов РФ более высоких предельных размеров платы за проведение ТО.

Показывая заработную плату, в 2–3 раза превышающую среднюю по региону, операторы ТО забывали о расходах на амортизацию основных средств, используемых при проведении ТО. То есть забывали про дорогостоящее оборудование, которое они купили и которое используют ежедневно. И это не единственное, что было забыто. Получается, что вместо того, чтобы дать реальные цифры, операторы ТО представляют фантазии в надежде на высокий уровень предельного размера платы.

Регулирующие органы, анализируя эти фантазии, не понимают, откуда могли взяться, например, заоблачные суммы по заработной плате. В то же время имеется размер платы, установленный в предыдущие годы при проведении этими же организациями, этими же пунктами инструментального контроля, государственного технического осмотра (ГТО), где фонд оплаты труда специалистов был вполне реальным. Отсюда вопрос: что же могло произойти во время замены понятия ГТО на понятие ТО, чтобы вызвать подобный взлет зарплаты?

Ответ для регулирующего органа прост и логичен: если раньше вы занимались тем же самым проведением ТО, с теми же самыми специалистами, на том же самом оборудовании, то что должно измениться в оплате ваших услуг? Тем более что значительное увеличение стоимости прохождения ТО вызовет недовольство населения и приведет к неизбежному социальному протесту.

Но не нужно забывать о том, что требования к оператору ТО значительно повысились и в плане квалификационных требований к техническому эксперту, и в плане повышения ответственности самого оператора ТО за результаты проводимого технического осмотра. Если будет доказано, что авария произошла из-за некачественно проведенного ТО, то оператору ТО придется нести полную материальную ответственность перед клиентом. А как быть с теми операторами ТО, которые только начинают свою деятельность? Они построили помещения, закупили дорогое оборудование, оплатили расходы на обу­чение технических экспертов, оплатили расходы по аккредитации в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Расчет предельного размера платы за проведение ТО. Мониторинг регионов

Эти и другие вопросы возникли при анализе материалов на первой стадии, а на второй их появилось еще больше: на ней необходимо было соединить ставку работы операторов ТО с Правилами проведения ТО. Это вызвало особое затруднение: из 53 случаев верного расчета ставки работы оператора ТО только в 40 случаях она правильно применена, что составляет менее 50 % (см. рис. 2). Причем несоответствие между ставкой работы оператора ТО, Правилами проведения ТО и предельным размером платы за проведение ТО всегда идет в сторону уменьшения предельного размера платы за проведение ТО. Так, например, установлены тарифы в Вологодской, Новгородской и Псковской областях.

Ясно, что при низком значении предельного размера платы за проведение ТО расходы операторов ТО будут компенсироваться десятилетиями. О рентабельности и речи быть не может. Возникает вопрос: зачем нужна убыточная коммерческая организация, в уставе которой четко написано, что результатом ее деятельности является извлечение прибыли? Таким образом, для того чтобы хотя бы возместить расходы, не говоря уже о получении прибыли, оператор ТО должен заниматься чем-то еще, то есть вести параллельную деятельность — заниматься ремонтом, продавать сопутствующие товары и т. д.

Может быть, стоит действительно более взвешенно подойти к вопросу установления предельного размера платы для соблюдения баланса интересов, как того требует государственное регулирование. Как говорит известный литературный персонаж: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Так и в случае с техническим осмотром необходимо учесть интересы как потребителя услуги, так и того, кто эту услугу оказывает, то есть оператора ТО.

рис 2
Роль регулирующего органа наиболее ответственна, потому что на основе его расчетов и его понимания высший орган исполнительной власти субъекта РФ установит предельный размер платы за проведение ТО. А если в 43 случаях из 83 это понимание отсутствует? Если цифры рассчитаны так называемым обратным ходом, фактически подогнаны под ответ, а то и вовсе неверны? Выходит, что в более чем половине субъектов РФ установленные предельные размеры платы за проведение ТО не соответствуют экономически обоснованным значениям.

Вывод

В таких условиях необходимо здраво взглянуть на предельные размеры платы за проведение ТО, которые установлены на сегодняшний день, собрать экономические показатели, полученные операторами ТО по фактической работе за первое полугодие текущего года и после тщательного анализа принять решение о соответствии установленного значения фактическим данным. При этом нужно учитывать, что в 55 субъектах РФ из 83 установленный предельный размер находится на уровне (где-то понизился, где-то незначительно увеличился) размера платы за проведение ГТО — того самого размера платы, который был установлен в 2009−2010 годах, а в отдельных регионах даже раньше. В данном случае можно говорить о возможности пересмотра и соответственно внесения изменений в те нормативно-правовые акты, которыми был установлен предельный размер платы за проведение ТО.

И этот процесс уже запущен. Пока темп очень незначительный, но он есть. Порядка десяти субъектов РФ внесли изменения в действующие нормативно-правовые акты. Величина установленных размеров платы меняется как в большую, так и в меньшую сторону, но, видимо, для этого есть объективные причины. И это нормально. Смысл изменений не в увеличении или понижении предельного размера платы за проведение ТО, а в объективном подходе к его установлению на основе реальных экономических показателей.

Мы надеемся, что в итоге необходимый баланс будет найден. Для этого, конечно, нужно время. Время на осмысление, сбор данных и их анализ, время на принятие решения, а операторы ТО должны оказать активную помощь в этой работе регулирующим органам субъектов РФ. Насколько долгим и мучительным окажется этот процесс, рассмотрим в следующих номерах журнала.

Поделиться