Версия для печати 2007 Материалы по теме
Чиновники прикроют лазейку для обхода повышенного налога на недвижимость

Недвижимость
После введения налога на недвижимость Минэкономразвития планирует закрыть лазейку для граждан, сознательно не зарегистрировавших свою собственность. Ведомство намерено облагать не оформленную должным образом недвижимость специальным налогом. Как выяснила РБК daily, соответствующий пакет поправок планируется разработать до конца 2012 года. Эксперты уверены, что в случае реализации идеи власти могут столкнуться с еще большим количеством проблем.

Согласно основным направлениям налоговой политики на 2013–2015 годы, уже в следующем году должен быть введен новый налог на недвижимость, который будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости объекта. В Минфине неоднократно подчеркивали, что реализовать идею в 2013 году не получится, так как Минэкономразвития не успеет создать единый кадастр недвижимости, который должен лечь в основу исчисления суммы налога. Напротив, в Минэкономразвития утверждают, что откладывать планы еще на год они не намерены. Сейчас ставка нового налога определена от 0,05 до 0,3% от рыночной стоимости объекта.

По данным Минэкономразвития, 92% земель в России (1576,4 млн га) принадлежит государству или муниципалитетам, 0,7% (12 млн га) — юридическим лицам, 7,1% (121,4 млн га) — гражданам. В то же время порядка 20–30% используемой недвижимости в России вообще не зарегистрировано собственниками. «По оценкам экспертов, в ряде субъектов эта цифра достигает и 60%», — говорит директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин.

Ранее ведомство уже предлагало облагать налогом собственников таких нерегистрируемых зданий. Сейчас же, по словам чиновника, готовится пакет соответствующих поправок в Кадастровый, Земельный, Налоговый и Градостроительный кодексы. «Думаю, к концу года мы их внесем, но введен он будет не раньше, чем новый налог на недвижимость», — поясняет г-н Ивакин. Ставку налога, по его словам, должен определить Минфин.

По словам экспертов, нарушения в процедурах регистрации в основном обоснованы желанием налого­плательщиков избежать налогов на собственность (размер устанавливается субъектом Федерации). «В то же время значительная часть подобных „неплательщиков“ приходится на пенсионеров. Увеличение собираемости налогов за их счет представляется сомнительным. Вместе с этим затраты, которые потребуется понести государству на разработку, оповещение и реализацию подобной нормы, включая затраты на проверяющие организации, должны быть компенсированы ростом потенциальных налогов», — говорит Свен Осмерс, директор, руководитель практики оказания услуг компаниям в области недвижимости КПМГ в России и СНГ.

Нежелание уплачивать налог на имущество физических лиц в ряде случаев действительно может стать причиной отсутствия государственной регистрации, однако сейчас собственники в большинстве случаев, напротив, заинтересованы в официальном оформлении прав на недвижимое имущество, рассуждает ведущий юрист отдела недвижимости и инвестиций адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Максим Денисов. «Госрегистрация является единственным доказательством существования права. В ее отсутствие гражданин рискует тем, что кто-то другой может зарегистрировать право на объект за собой. И тогда законному собственнику придется обращаться за защитой своих прав в суд», — объясняет г-н Денисов.

В то же время часто собственники не могут получить свидетельство о праве собственности вовсе не по своей вине. «Например, в случае с долевым строительством, когда застройщик не выполняет своих обязательств по инвестиционному контракту, субъект Федерации не подписывает документы, обязательные для представления в регистрирующий орган. Как итог, люди годами проживают в квартире, но не могут зарегистрировать право на приобретенную недвижимость. Единственный выход в такой ситуации — обращение в суд. Огромное количество споров в судах общей юрисдикции о признании права лишь подтверждает тот факт, что собственники все-таки стремятся оформить свое законное право на недвижимость», — считает г-н Денисов. Так, к примеру, только на новых территориях Москвы обманутых дольщиков насчитывается около 2,8 тыс. человек, в Старой Москве — около 2,5 тыс.

Отсутствие регистрации на недвижимость также можно объяснить и сложностями при оформлении соответствующих документов, говорит партнер компании «Эрнст энд Янг» Юлия Тимонина. «Есть случаи, когда собственники пытаются регистрировать недвижимость, но им отказывают или процесс регистрации затягивается», — добавляет она.

Эксперты уверены, что если озвученные Минэкономразвития планы будут реализованы, власти могут столкнуться с другой проблемой. «Вопрос в том, как планируется отслеживать эту недвижимость. Сейчас все сведения об объектах в налоговые органы поступают из Росреестра и БТИ. Пока непонятно, как этот процесс будет устроен в будущем, если изменения вступят в силу», — добавляет г-н Денисов. По словам г-на Ивакина, планируется, что процедура будет состоять из нескольких этапов: государство сначала фиксирует наличие дома, вносит в реестр, а затем вменяет налог.

Идея правительства в том виде, в котором она существует сейчас, может только усугубить ситуацию, считает председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский. Так, сейчас более чем в 50% случаев точные границы участков неизвестны, соответственно, провести качественную оценку такой недвижимости невозможно.

«Предлагаемая норма несправедлива в первую очередь по отношению к плательщикам. Государство должно уходить от заявительного принципа формирования кадастра в сторону сплошного. В данном случае наиболее разумны были бы две модели. Первая заключается в том, чтобы сам собственник проводил необходимые процедуры, и тогда бы его траты могли засчитываться в налог. Вторая — чтобы считали сами органы местного самоуправления. Правда, во втором случае есть опасность, что государство все равно посчитает неправильно и собственник опять окажется в несправедливом положении», — считает г-н Скуфинский.

Поделиться