25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика№11 ноябрь 2003 — 20 ноября 2003

Стальной тупик. Повышение цен на металлопрокат никому не выгодно

Версия для печати 12515 Материалы по теме
литье
В ближайшие месяцы российский автопром может столкнуться с очередным снижением спроса на свою продукцию. На этот раз причиной возможного спада станет увеличение себестоимости производства автомобилей за счет возросших цен на металлопрокат. Рост цен, в конечном итоге, может больно ударить и по самим отечественным металлургам.  С конца 2001 г. до осени 2002 г. цены на металлопрокат на внутреннем рынке постоянно снижались. Однако на протяжении всего 2003 г. металлурги постоянно увеличивали цены на свою продукцию. В конце прошлого года потребители металлопроката подавали жалобы в Министерство по антимонопольной политике, но тогда МАП не усмотрел сговора в действиях отечественных металлургов. Крупнейшие российские металлургические заводы («Северсталь», «Магнитка» и «Новолипецкий комбинат») не раскрывают точных данных о повышении цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции. По данным пресс-службы «Северстали», общее повышение составило от 5 до 10%. Известно также о том, что по ряду долгосрочных контрактов повышения не происходило вовсе. Однако в неофициальных беседах менеджеры автосборочных предприятий называют куда более существенные цифры повышения цен на закупаемый ими металлопрокат — 25—30%.  Причиной поднятия цен металлурги называют возросшие тарифы естественных монополий и благоприятную конъюнктуру на мировых рынках. Однако при более глубоком анализе ни та, ни другая причина не кажутся вполне убедительными. В 2003 г. подорожали пока только газ и транспортные расходы. В совокупности они дали не более 3% увеличения себестоимости производства металла.  Мировые цены на сталь за прошлый год действительно существенно выросли, но разница их в сравнении с внутрироссийскими незначительна и составляет около 10%. Так, по словам аналитика ИК «Проспект» Николая Иванова, если в США лист оцинкованной стали стоит сегодня примерно 350—370 долл., в Европе — около 300 долл., то в России его цена может достигать уже 280 долл.  Рассматривают ли потребители металлопроката зарубежные рынки в качестве альтернативных российскому? В пресс-службе «Объединенной металлургической компании» (ОМК) этот вариант исключать не стали: «При нынешней цене российского металла он кажется все реальнее».  В свою очередь, металлурги грозятся в случае снижения потребления своей продукции внутри страны «увести» часть стали на более выгодные внешние рынки. Уже в прошлом году, к примеру, «Северсталь» почти половину выпущенной металлопродукции реализовала за рубежом. 

 Автопрому больнее всего
На первый взгляд, стороной, наиболее сильно пострадавшей от повышения цен, являются трубные заводы, так как стоимость металла в себестоимости трубы составляет около 70%. За первое полугодие 2003 г. рентабельность производства трубных компаний сократилась почти в полтора раза. По итогам 2002 г., внутреннее потребление труб составило 4,9 млн т и сократилось по сравнению с 2001 г. на 10%. По оценкам Российского фонда трубной промышленности, спрос на трубы на внутреннем рынке за последнее время снизился и вовсе на 30%. Чтобы не работать в убыток, трубники вынуждены поднимать цены на свою продукцию. Однако, как правило, поставка труб осуществляется по долгосрочным контрактам, на основе выигранных российских и международных тендеров, где стоимость прописывается на год и более.  Еще во втором квартале нынешнего года металлургические предприятия дружно подняли цены на свою продукцию на 15—25%. Это поставило под угрозу выполнение трубниками ряда заключенных ранее контрактов, в том числе, и по наиболее перспективным Сахалинским проектам. Уравнивание в ценах с зарубежными конкурентами делает особенно уязвимым участие российских трубников в международных тендерах. Ведь при повышении стоимости, качество отечественной стали по-прежнему значительно уступает зарубежным аналогам. Если же учесть еще и отсутствие каких бы то ни было льгот на стоимость перевозки продукции по российским железным дорогам, то конечная цена поставок отечественных трубных заводов может и вовсе превысить аналогичные зарубежные предложения. Тем не менее, ситуация с трубными компаниями не выглядит такой уж безнадежной. В планах «Газпрома», «Юкоса», «Лукойла», «Транснефти» и других крупнейших российских нефтегазовых компаний на ближайшие годы — прокладка большого количества новых и замена старых трубопроводов. Можно не сомневаться, что большую часть трубных заказов нефтяники и газовики отдадут отечественным производителям. Немалую роль при выборе подрядчиков сыграет и возросшее качество продукции российских трубных заводов. Так, еще в прошлом году крупнейшие сталелитейные предприятия освоили производство высококачественных труб (с особой пластичностью, прочностью, коррозионно- и трещиностойскостью), ранее не производимых в России. Это позволило им серьезно потеснить зарубежных конкурентов как на внутреннем, так и на мировом рынке.  По данным экспертов, совокупная оценка добавленного спроса на продукцию трубников в 2003 г. может составить до полумиллиарда долларов в год. Такая «прибавка» способна хоть в какой-то мере компенсировать трубникам потери от снижения рентабельности производства. Но наибольший рост производства труб в России, согласно оценкам председателя Совета директоров ОМК Анатолия Седых, произойдет только в 2007—2008 гг., когда «Газпром» начнет осваивать новые месторождения на Ямале.  Несколько драматичнее выглядит ситуация с другими крупными потребителями металлопроката — автосборочными предприятиями. «Металлическая» составляющая в себестоимости их продукции не превышает, правда, 20%, но, в отличие от трубников, автозаводы не имеют перспектив на бурный рост рынка. В прошлом году падение объемов производства и продаж произошло практически на всех крупнейших отечественных автозаводах, за исключением автобусных. В первую очередь, снижение производства было вызвано затовариванием российского рынка подержанными иномарками, объемы продаж которых впервые превысили продажи отечественных автозаводов. Увы, но тенденция сохранилась и в этом году. АвтоВАЗ, к примеру, планирует выпустить в нынешнем году 690 тыс. автомобилей против 700 тыс. в 2002 г. По словам Николая Иванова, удорожание металлопроката приведет к повышению цен на продукцию АвтоВАЗа — основного отечественного производителя легковушек — еще на 4—5%. Стоимость некоторых моделей ВАЗа в базовой комплектации может выйти далеко за пределы ценового сегмента в 6 тыс. долл., что неизбежно столкнет отечественных производителей с еще большей конкуренцией с подержанными иномарками и приведет к снижению спроса и производства. Если же вспомнить недавние заявления правительственных чиновников о том, что государство больше не намерено повышать пошлины на ввоз подержанных иномарок, то перспективы отечественного автопрома выглядят и вовсе печально.  Автопром на сегодня не имеет каких-либо серьезных способов давления на металлургов для снижения цен. По объемам потребления металлопроката автосборочные предприятия являются лишь третьим по значимости клиентом для российских сталелитейщиков. Первое место на внутреннем рынке вне конкуренции занимают предприятия строительной индустрии. Повышение цен на металлопрокат коснулось их в наименьшей степени, а потому они вряд ли составят тандем с трубниками и автопроизводителями в «стальном» противостоянии.  

Неизбежный мораторий
Единственным способом давления на сталелитейщиков со стороны потребителей металлопроката могла бы стать реальная переориентация части закупок на иных отечественных или зарубежных производителей. Однако на деле это маловероятно. Внутри России «большая тройка» («Северсталь», «Магнитка», НЛМК) держат около 80% рынка металлопроката. Мелкие производители просто не в состоянии обеспечить потребности таких заводов как АвтоВАЗ или ГАЗ.  Конкурентами «большой тройки» в СНГ являются казахстанские и украинские металлурги. Но для них сейчас гораздо более перспективными являются мировые рынки, нежели российский. К тому же существенным фактором для потребителей в России является и возросшее за последние годы качество продукции отечественных сталелитейщиков. Ни казахстанская, ни украинская сталь не способна удовлетворить всем требованиям автосборочных предприятий. Планы российских потребителей о переориентации закупок на иностранных производителей металлопроката также выглядят малоубедительно. Немецкая или финская сталь, безусловно, превосходят по качеству российскую, но и цена ее остается существенно выше. Получается, что при всем богатстве выбора у большинства отечественных потребителей металлопроката просто нет альтернативы отечественным же поставщикам стали.  Но и у самих сталелитейщиков возможности по переориентации сбыта на деле не так уж велики. По словам аналитика ИК «Тройка—Диалог» Василия Николаева, экспорт российских сталелитейщиков весьма ограничен квотами стран-потребителей. В ближайшие годы единственной крупной страной, серьезно наращивающей потребление металлопроката, будет Китай. Однако это государство делает ставку на развитие собственного производства металла, и потому импорт, в том числе и российский, будет по-прежнему сдерживаться квотами.  В других крупных странах-потребителях металлопроката российским поставщикам так же трудно рассчитывать на предоставление каких-либо дополнительных квот, а, следовательно, и на увеличение экспортных поставок. Так, в «Северстали» по итогам 2003 г. ожидают даже снижение экспорта с 49% до 47% от общего объема продаж.  Возможности для маневра внутри России у сталелитейщиков также весьма ограничены. Стройиндустрия, трубники и автосборочные заводы — это тот круг основных потребителей, который складывался десятилетиями и вряд ли существенно изменится в обозримой перспективе. В случае масштабного падения спроса хотя бы у одного из них, российским сталелитейщикам придется либо складировать продукцию до лучших времен, либо попросту сокращать производство. Таким образом, дальнейшее повышение цены на металлопрокат может в, конечном итоге, больно ударить по самим сталелитейщикам. К тому же рентабельность их производства сегодня и так значительно выше, чем в перерабатывающих отраслях. По мнению большинства экспертов, опрошенных обозревателем журнала «Бюджет», интересы бизнеса заставят потребителей и производителей металлопродукции в ближайшее время договориться о моратории на дальнейшее повышение «металлических» цен на внутреннем рынке.

Материал подготовил Александр Борисов
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2003 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно