Среди приоритетов бюджетной политики государства наиболее рельефно в последние годы выделяются два аспекта: снижение налогового бремени и одновременно — увеличение объема поступлений в казну за счет платежей налогоплательщиков. Эти, на первый взгляд, взаимоисключающие задачи на самом деле тесно взаимосвязаны. По замыслам законодателей, снижение ставок налогов должно, во-первых, стимулировать выход из тени подпольного бизнеса, достигающего, по разным оценкам, от 20% до 40%. Во-вторых — способствовать развитию производства, на которое пойдут средства, освобожденные за счет снижения налогов. И то, и другое должно привести к увеличению налоговых платежей. Кроме того, задача увеличения доходной части бюджета напрямую связана с повышением собираемости всех начисленных налоговых платежей.
Владимир БЕРБЕНЕЦ, руководитель Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Липецкой области
Проверка теории практикой
Как же «работают» эти три составляющие на практике? Если говорить о конечном результате, то в Липецкой области показатели работы текущего года в заявленную схему — увеличение поступлений при снижении налогов — вполне укладываются. Так, за 9 месяцев текущего года в бюджетную систему от налогоплательщиков области поступило более 12 млрд 566 млн руб., что к аналогичному периоду прошлого года оставляет 150%. Однако анализ этих цифр показывает, что в формировании бюджета далеко не все так однозначно, как предполагает теория. Прежде всего — о снижении налоговой нагрузки. С введением Налогового кодекса РФ (НК) она проявляется конкретно, практически на всех налогах. Например, в 2002 г., когда начала действовать гл. 25 НК, за счет снижения ставки налога на прибыль с 35% до 24% расчетные потери налога в бюджет территории составили около 300 млн руб. Только по одному из крупнейших плательщиков области — ЗАО «Завод холодильников «Стинол» недополучено по этой причине 134 млн руб. В целом изменения, внесенные в порядок исчисления этого налога — уменьшение ставки и введение открытого перечня затрат — привели к тому, что при увеличении налоговой базы по этому налогу на 30% рост поступлений по территориальному бюджету составил к 2001 г. лишь 14%. Кроме того, расширение перечня затрат дало возможность перекрывать затратами доходы. Почти 900 предприятий области в 2002 г. понесли убытки более чем по 10 тыс. руб., а общее количество убыточных предприятий, по сравнению с 2001 г., возросло почти на треть. В текущем году введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса, значительно снизившие нагрузку платежей на эту категорию налогоплательщиков. За год это приведет к уменьшению поступлений от них в 2—2,5 раза. Кроме того, специальные налоговые режимы влияют не только на платежи самих малых предприятий и предпринимателей. Они ведут к уменьшению целого ряда налогов. Прежде всего, это касается единого социального налога (ЕСН) и налога с продаж. Так, потери ЕСН по предприятиям малого бизнеса, которые раньше работали на обычной системе налогообложения, а с этого года перешли на упрощенную систему и теперь освобождены от уплаты социального налога, составили за полугодие более 90 млн руб. А всего за год, по нашим подсчетам, бюджет потеряет около 200 млн руб. Поступления налога с продаж уменьшатся примерно на 40 млн руб. По единому социальному налогу, кроме выпадающих платежей от предприятий малого бизнеса, уменьшает поступления применение регрессивной шкалы налогообложения. За год за счет этого ожидается снижение поступлений примерно на 500 млн руб. По этому налогу намечены дальнейшие законодательные изменения в сторону как уменьшения его ставки, так и снижения порога применения регрессивной шкалы.
Рост производства при низких налогах
Способствуют ли эти реальные уменьшения уровня налоговой нагрузки росту промышленного потенциала области? Следует отметить, что устойчивая тенденция роста показателей, характеризующих развитие основных отраслей экономики, отмечается в Липецкой области на протяжении ряда лет. Так, индекс физического объема в промышленности в 2001 г., по сравнению с 2000 г., составил 103%, а в 2002 г., по сравнению с 2001 г., — 113%. Сохраняется эта динамика и в текущем году: 109% к I полугодию 2002 г. в сопоставимых ценах. Наряду со стабильным приростом промышленного производства, успешно развиваются в области агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, другие отрасли, обеспечивающие функционирование сложившейся инфраструктуры региона. Это способствует тому, что на протяжении нескольких лет поступления в консолидированную бюджетную систему — и, прежде всего, в субъект региона — превышают аналогичные показатели по другим областям Центрально-Черноземной Ассоциации. Основной прирост налоговых платежей из года в год достигается, преимущественно, за счет черной металлургии. Так, по итогам первого полугодия платежи предприятий этой отрасли составили 3 млрд 663 млн руб., что в четыре раза выше, чем за 6 месяцев прошлого года. Основная часть этих платежей приходится на крупнейшего налогоплательщика области — ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК). Значительные налоговые платежи поступают от предприятий машиностроения и металлообработки (877 млн руб. за полугодие), пищевой промышленности (579 млн руб.), электроэнергетики (284 млн руб.). Среди крупных налогоплательщиков, хотя и уступающих ОАО «НЛМК», но также являющихся бюджетообразующими, — акционерные общества «Завод холодильников «Стинол», «Экстроймаш», Лебедянский экспериментальный консервный завод, «УсманьТабак», «Липецкоблгаз», «Лебедянский машзавод», общество с ограниченной ответственностью «Липецкая компания по реализации газа». По итогам первого полугодия, 1451 предприятие области заявило убытки, что на 268 меньше, чем в прошлом году. В относительном выражении удельный вес убыточных предприятий составляет 13,3%, в то время как в 2002 г. он был на уровне 17,1%. За год в категорию прибыльных перешли 233 плательщика. Используя возможности, предоставленные гл. 25 НК, налогоплательщики значительно расширяют учитываемые расходы. По сравнению с тем же периодом прошлого года, они составили в общей сложности 119%. Причем, наименьшее влияние на рост расходов оказал рост заработной платы (101%), наибольшее — рост затрат по амортизации основных средств (113%) и внереализационные расходы (120%). Однако доходы организаций в текущем году растут опережающими темпами, составив за полугодие 122% к уровню прошлого года. В итоге налоговая база плательщиков области (без ОАО «НЛМК») возросла в 1,6 раза, что свидетельствует о поступательном росте экономического потенциала области. Говорить, что это прямое следствие только снижения налогового бремени — было бы явной натяжкой. В области созданы все условия для успешного развития предприятий: предоставляются инвестиционные льготы, осуществляется поддержка малого бизнеса. В текущем году, например, объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики составил 5 млн 843 тыс. долл., что на 19% выше уровня прошлого года. Но в условиях, когда производства развиваются, снижение налогового бремени, несомненно, не только закрепит, но и усилит эту тенденцию.
Как изжить «нулевые балансы» и «виртуальный экспорт»
Сказать то же самое о влиянии уменьшения налоговых ставок на выход из тени нелегального сектора экономики пока, к сожалению, трудно. Об этом свидетельствуют результаты проверок соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства. Контрольную работу налоговые органы области ведут целенаправленно и постоянно. Не случайно по рейтинговой оценке МНС в минувшем году наша область по организации этой работы оказалась одной из лучших в России. Профессионализм коллег радует, но огорчает, что нарушителей налогового законодательства в области не становится меньше. Например, из 1825 выездных налоговых проверок, прошедших за 9 месяцев этого года, нарушения налогового законодательства установлены в 1532 проверках, что составляет 84%! По итогам контрольной работы, в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды дополнительно начислено, с учетом штрафных санкций и пени, 846 млн руб. На какие только ухищрения ни идут недобросовестные налогоплательщики, чтобы занизить свои доходы! Например, ложный экспорт. Была разработана довольно хитроумная схема фиктивного зачисления экспортной выручки через проблемные банки, которую использовали так называемые нетрадиционные экспортеры. Суммы же НДС, предъявляемые к возврату за «виртуальный экспорт», были вполне реальными. По результатам мероприятий дополнительного налогового контроля отказано в возмещении НДС четырем предприятиям на сумму более чем 38 млн руб. В настоящее время «лжеэкспорт» на территории области практически пресечен. Сегодня внимание налоговых органов сосредоточено на недопущении неправомерного возмещения НДС на внутреннем рынке. Продолжается работа по, так сказать, принудительному выводу из тени налогоплательщиков, не представляющих в налоговые органы отчеты, или сдающих «нулевые балансы». На 1 октября в целом по области не представили налоговую отчетность 1848 организаций, что составляет 11,7% от общего числа состоящих на налоговом учете, а 370 (2,3%) представили в инспекции «нулевые балансы». Правда, несколько лет назад таких организаций было значительно больше. В 2001 г., например, не представили отчетность 4067 предприятий, а отсутствие прибыли показали 739 налогоплательщиков. Радует, что сокращение не отчитывающихся организаций и «нулевиков» происходит не только год от года, но и из месяца в месяц. Так, в текущем году из ранее неотчитывающихся организаций и представляющих «нулевые балансы» возобновили свою деятельность 252 организации, от которых в бюджет поступило 7,7 млн руб. Постоянный контроль за соблюдением налогового законодательства позволяет нашей области удерживать относительно невысокий уровень неурегулированной задолженности налоговых платежей, то есть недоимки. По итогам первого полугодия она составила 175 млн руб., или менее 2% к поступлениям. По этому показателю, напрямую характеризующему полноту собираемости налогов, Липецкая область на протяжении нескольких последних лет лидирует в Центральном Черноземье. Над погашением долгов предприятий налоговики работают постоянно. Каждый должник бюджета находится в инспекциях на контроле. Среди арсеналов воздействия — письма-напоминания об уплате платежей, собеседования с руководителями предприятий, приглашение их на заседания координационного совета в администрации района и области. Как правило, такие меры не проходят бесследно. На предприятиях составляются графики погашения задолженности, за выполнением которых в инспекциях строго следят. Помогает в этой работе тесное взаимодействие с органами исполнительной власти региона. Когда эти меры оказываются безрезультатными, налоговики прибегают к принудительному взысканию недоплаты. За 9 месяцев, в результате применения всего комплекса мер принудительного взыскания недоимки, в бюджеты всех уровней поступило более 1 млрд 300 млн руб. В целом по стране проведение налоговой реформы снизило в прошлом году налоговую нагрузку на 0,7% внутреннего валового продукта (ВВП), в текущем году она снизится еще примерно на 0,7%. Чтобы в этих условиях сохранилась динамика роста бюджетных поступлений, необходимы и дальнейшее развитие экономического потенциала региона, и еще более полный уровень собираемости налоговых платежей. В Липецкой области многое делается для подъема производства — и промышленности, и сельского хозяйства. Идет целенаправленная работа над снижением нерентабельных производств. И в этом ряду мы, работники налоговых органов, видим свою задачу в усилении администрирования налогов, повышении законопослушности налогоплательщиков области.
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2003 г.
Владимир БЕРБЕНЕЦ, руководитель Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Липецкой области
Проверка теории практикой
Как же «работают» эти три составляющие на практике? Если говорить о конечном результате, то в Липецкой области показатели работы текущего года в заявленную схему — увеличение поступлений при снижении налогов — вполне укладываются. Так, за 9 месяцев текущего года в бюджетную систему от налогоплательщиков области поступило более 12 млрд 566 млн руб., что к аналогичному периоду прошлого года оставляет 150%. Однако анализ этих цифр показывает, что в формировании бюджета далеко не все так однозначно, как предполагает теория. Прежде всего — о снижении налоговой нагрузки. С введением Налогового кодекса РФ (НК) она проявляется конкретно, практически на всех налогах. Например, в 2002 г., когда начала действовать гл. 25 НК, за счет снижения ставки налога на прибыль с 35% до 24% расчетные потери налога в бюджет территории составили около 300 млн руб. Только по одному из крупнейших плательщиков области — ЗАО «Завод холодильников «Стинол» недополучено по этой причине 134 млн руб. В целом изменения, внесенные в порядок исчисления этого налога — уменьшение ставки и введение открытого перечня затрат — привели к тому, что при увеличении налоговой базы по этому налогу на 30% рост поступлений по территориальному бюджету составил к 2001 г. лишь 14%. Кроме того, расширение перечня затрат дало возможность перекрывать затратами доходы. Почти 900 предприятий области в 2002 г. понесли убытки более чем по 10 тыс. руб., а общее количество убыточных предприятий, по сравнению с 2001 г., возросло почти на треть. В текущем году введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса, значительно снизившие нагрузку платежей на эту категорию налогоплательщиков. За год это приведет к уменьшению поступлений от них в 2—2,5 раза. Кроме того, специальные налоговые режимы влияют не только на платежи самих малых предприятий и предпринимателей. Они ведут к уменьшению целого ряда налогов. Прежде всего, это касается единого социального налога (ЕСН) и налога с продаж. Так, потери ЕСН по предприятиям малого бизнеса, которые раньше работали на обычной системе налогообложения, а с этого года перешли на упрощенную систему и теперь освобождены от уплаты социального налога, составили за полугодие более 90 млн руб. А всего за год, по нашим подсчетам, бюджет потеряет около 200 млн руб. Поступления налога с продаж уменьшатся примерно на 40 млн руб. По единому социальному налогу, кроме выпадающих платежей от предприятий малого бизнеса, уменьшает поступления применение регрессивной шкалы налогообложения. За год за счет этого ожидается снижение поступлений примерно на 500 млн руб. По этому налогу намечены дальнейшие законодательные изменения в сторону как уменьшения его ставки, так и снижения порога применения регрессивной шкалы.
Рост производства при низких налогах
Способствуют ли эти реальные уменьшения уровня налоговой нагрузки росту промышленного потенциала области? Следует отметить, что устойчивая тенденция роста показателей, характеризующих развитие основных отраслей экономики, отмечается в Липецкой области на протяжении ряда лет. Так, индекс физического объема в промышленности в 2001 г., по сравнению с 2000 г., составил 103%, а в 2002 г., по сравнению с 2001 г., — 113%. Сохраняется эта динамика и в текущем году: 109% к I полугодию 2002 г. в сопоставимых ценах. Наряду со стабильным приростом промышленного производства, успешно развиваются в области агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, другие отрасли, обеспечивающие функционирование сложившейся инфраструктуры региона. Это способствует тому, что на протяжении нескольких лет поступления в консолидированную бюджетную систему — и, прежде всего, в субъект региона — превышают аналогичные показатели по другим областям Центрально-Черноземной Ассоциации. Основной прирост налоговых платежей из года в год достигается, преимущественно, за счет черной металлургии. Так, по итогам первого полугодия платежи предприятий этой отрасли составили 3 млрд 663 млн руб., что в четыре раза выше, чем за 6 месяцев прошлого года. Основная часть этих платежей приходится на крупнейшего налогоплательщика области — ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК). Значительные налоговые платежи поступают от предприятий машиностроения и металлообработки (877 млн руб. за полугодие), пищевой промышленности (579 млн руб.), электроэнергетики (284 млн руб.). Среди крупных налогоплательщиков, хотя и уступающих ОАО «НЛМК», но также являющихся бюджетообразующими, — акционерные общества «Завод холодильников «Стинол», «Экстроймаш», Лебедянский экспериментальный консервный завод, «УсманьТабак», «Липецкоблгаз», «Лебедянский машзавод», общество с ограниченной ответственностью «Липецкая компания по реализации газа». По итогам первого полугодия, 1451 предприятие области заявило убытки, что на 268 меньше, чем в прошлом году. В относительном выражении удельный вес убыточных предприятий составляет 13,3%, в то время как в 2002 г. он был на уровне 17,1%. За год в категорию прибыльных перешли 233 плательщика. Используя возможности, предоставленные гл. 25 НК, налогоплательщики значительно расширяют учитываемые расходы. По сравнению с тем же периодом прошлого года, они составили в общей сложности 119%. Причем, наименьшее влияние на рост расходов оказал рост заработной платы (101%), наибольшее — рост затрат по амортизации основных средств (113%) и внереализационные расходы (120%). Однако доходы организаций в текущем году растут опережающими темпами, составив за полугодие 122% к уровню прошлого года. В итоге налоговая база плательщиков области (без ОАО «НЛМК») возросла в 1,6 раза, что свидетельствует о поступательном росте экономического потенциала области. Говорить, что это прямое следствие только снижения налогового бремени — было бы явной натяжкой. В области созданы все условия для успешного развития предприятий: предоставляются инвестиционные льготы, осуществляется поддержка малого бизнеса. В текущем году, например, объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики составил 5 млн 843 тыс. долл., что на 19% выше уровня прошлого года. Но в условиях, когда производства развиваются, снижение налогового бремени, несомненно, не только закрепит, но и усилит эту тенденцию.
Как изжить «нулевые балансы» и «виртуальный экспорт»
Сказать то же самое о влиянии уменьшения налоговых ставок на выход из тени нелегального сектора экономики пока, к сожалению, трудно. Об этом свидетельствуют результаты проверок соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства. Контрольную работу налоговые органы области ведут целенаправленно и постоянно. Не случайно по рейтинговой оценке МНС в минувшем году наша область по организации этой работы оказалась одной из лучших в России. Профессионализм коллег радует, но огорчает, что нарушителей налогового законодательства в области не становится меньше. Например, из 1825 выездных налоговых проверок, прошедших за 9 месяцев этого года, нарушения налогового законодательства установлены в 1532 проверках, что составляет 84%! По итогам контрольной работы, в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды дополнительно начислено, с учетом штрафных санкций и пени, 846 млн руб. На какие только ухищрения ни идут недобросовестные налогоплательщики, чтобы занизить свои доходы! Например, ложный экспорт. Была разработана довольно хитроумная схема фиктивного зачисления экспортной выручки через проблемные банки, которую использовали так называемые нетрадиционные экспортеры. Суммы же НДС, предъявляемые к возврату за «виртуальный экспорт», были вполне реальными. По результатам мероприятий дополнительного налогового контроля отказано в возмещении НДС четырем предприятиям на сумму более чем 38 млн руб. В настоящее время «лжеэкспорт» на территории области практически пресечен. Сегодня внимание налоговых органов сосредоточено на недопущении неправомерного возмещения НДС на внутреннем рынке. Продолжается работа по, так сказать, принудительному выводу из тени налогоплательщиков, не представляющих в налоговые органы отчеты, или сдающих «нулевые балансы». На 1 октября в целом по области не представили налоговую отчетность 1848 организаций, что составляет 11,7% от общего числа состоящих на налоговом учете, а 370 (2,3%) представили в инспекции «нулевые балансы». Правда, несколько лет назад таких организаций было значительно больше. В 2001 г., например, не представили отчетность 4067 предприятий, а отсутствие прибыли показали 739 налогоплательщиков. Радует, что сокращение не отчитывающихся организаций и «нулевиков» происходит не только год от года, но и из месяца в месяц. Так, в текущем году из ранее неотчитывающихся организаций и представляющих «нулевые балансы» возобновили свою деятельность 252 организации, от которых в бюджет поступило 7,7 млн руб. Постоянный контроль за соблюдением налогового законодательства позволяет нашей области удерживать относительно невысокий уровень неурегулированной задолженности налоговых платежей, то есть недоимки. По итогам первого полугодия она составила 175 млн руб., или менее 2% к поступлениям. По этому показателю, напрямую характеризующему полноту собираемости налогов, Липецкая область на протяжении нескольких последних лет лидирует в Центральном Черноземье. Над погашением долгов предприятий налоговики работают постоянно. Каждый должник бюджета находится в инспекциях на контроле. Среди арсеналов воздействия — письма-напоминания об уплате платежей, собеседования с руководителями предприятий, приглашение их на заседания координационного совета в администрации района и области. Как правило, такие меры не проходят бесследно. На предприятиях составляются графики погашения задолженности, за выполнением которых в инспекциях строго следят. Помогает в этой работе тесное взаимодействие с органами исполнительной власти региона. Когда эти меры оказываются безрезультатными, налоговики прибегают к принудительному взысканию недоплаты. За 9 месяцев, в результате применения всего комплекса мер принудительного взыскания недоимки, в бюджеты всех уровней поступило более 1 млрд 300 млн руб. В целом по стране проведение налоговой реформы снизило в прошлом году налоговую нагрузку на 0,7% внутреннего валового продукта (ВВП), в текущем году она снизится еще примерно на 0,7%. Чтобы в этих условиях сохранилась динамика роста бюджетных поступлений, необходимы и дальнейшее развитие экономического потенциала региона, и еще более полный уровень собираемости налоговых платежей. В Липецкой области многое делается для подъема производства — и промышленности, и сельского хозяйства. Идет целенаправленная работа над снижением нерентабельных производств. И в этом ряду мы, работники налоговых органов, видим свою задачу в усилении администрирования налогов, повышении законопослушности налогоплательщиков области.
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2003 г.