Профессор Бизнес-колледжа Типпи при Университете Айовы Грег Стюарт и его коллеги обнаружили, что сотрудники различных фирм демонстрирует более высокую производительность, если они являются сплоченной командой.
«Давление со стороны коллег представляет собой огромную движущую силу, которая порой работает гораздо эффективнее, чем деньги», — сказал г-н Стюарт.
В эксперименте, который провели ученые, приняли участие 587 сотрудников, которые состояли в 45 самоуправляемых командах на трех заводах в штате Айова. Испытуемым было необходимо распределить определенную сумму денег в качестве повышения заработной платы среди членов своей команды.
Изучив размеры компенсаций, специалисты пришли к выводу, что сотрудники скорее позаботятся о том, чтобы не разочаровать своим решением коллег, чем о собственном обогащении. Другими словами, рабочие не старались выделить себе большую сумму, потому что деньги не были главным инструментом их мотивации.
Однако этот принцип работает только в том случае, если члены коллектива находятся в хороших отношениях. В том случае, если коллеги не заботятся друг о друге, на первый план выходит материальная заинтересованность.
«Командный дух служит людям основным мотивирующим фактором в повышении производительности. Поэтому сплоченность среди коллег приносит больше пользы, чем метод «кнута и пряника», — говорит один из авторов исследования, доктор наук Техасского университета агрокультуры и машиностроения Стивен Котрайт.
По словам директора по маркетингу HeadHunter Ольги Мананниковой, когда деньги становятся единственным сильным мотивирующим фактором, сотрудник начинает работать плохо.
«Более того, через несколько месяцев такой сотрудник станет подыскивать другую работу. Все дело в том, что деньги не могут надолго задержать человека там, где ему не нравится. Верно и обратное — без достойной зарплаты невозможно сделать сотрудника лояльным компании. Думаю, что люди остаются на одном месте в течение долгого времени только при условии успешного сочетания нескольких наиболее важных факторов для каждого конкретного работника. Я, например, никому не советую менять работу только ради повышения дохода, должен быть еще какой-то стимул», — отметила г-жа Мананникова.
Между тем практический психолог компании «Мужской консалтинг» Евгений Саяпин лишь отчасти согласен с выводами американцев, отмечая, что поведение человека в коллективе зависит от возраста.
«В молодости, как правило, люди желают получать много и сразу. Соответственно, и трата денег на свои желания у всех практически одинаковая — покупка жилья, получение образования, приобретение автомобиля и т.д. Когда человек достигает середины своей жизни и многие его желания уже исполнены, то ему необходимо признание окружающих (многие ощущают себя учителями). Поэтому его силы направлены больше на межличностные взаимоотношения, чем на зарабатывание денег», — считает г-н Саяпин.