Версия для печати 17567 Материалы по теме
Закрепление налоговых полномочий и источников доходов за бюджетами всех уровней с учетом объема их расходных полномочий имеет решающее значение для процесса реформирования межбюджетных отношений. В рамках предложенного новыми законопроектами РФ механизма межбюджетного регулирования в части средств, перечисляемых из местных бюджетов в бюджет субъекта Федерации («механизм отрицательных трансфертов»), предварительные расчеты в условиях 2003 г. свидетельствуют о следующем. Предлагаемая законопроектом о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ система формирования доходов местных бюджетов за счет отчислений от региональных и федеральных налогов обеспечивает по трем муниципалитетам районного уровня (городского округа) превышение доходов над расходами, что составляет в абсолютном выражении 292 млн руб. При сопоставлении бюджетной обеспеченности данных муниципальных районов (городских округов) со средней, сложившейся по краю, двукратный средний уровень бюджетной обеспеченности превышает только один муниципалитет. Передаваемая сумма субвенции из местного бюджета, т.е. 50% разницы между расчетными налоговыми доходами бюджета данного муниципального района в расчете на одного жителя и двукратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя, составляет 9,5 млн руб.  При этом бюджетная обеспеченность по доходам самого богатого муниципального района превышает этот показатель самого бедного в 6,5 раза. И в случае применения механизма «отрицательных трансфертов» соотношение данных показателей изменится незначительно — на 0,3 и составит 6,2 раза.  По предварительным данным, расходные обязательства местных бюджетов значительно сокращаются за счет перераспределения их на региональный уровень, что потребует соответственно и финансового обеспечения для выполнения дополнительных функций. Однако закрепление за местными бюджетами районного уровня 15% налога на доходы с физических лиц приведет к потерям только в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) 282,5 млн руб. (292 — 9,5).  Применение предложенной системы закрепления за муниципалитетами федеральных и региональных налогов повлечет за собой дополнительную потребность в средствах на выравнивание бюджетной обеспеченности районов. Компенсация этих потерь возможна или за счет снижения для муниципальных районов нормативов отчислений от уплаты федеральных и региональных налогов, или путем существенного снижения величины двукратного среднего уровня налоговых доходов на одного жителя при определении объема отрицательного трансферта для муниципалитетов. При формировании доходов местных бюджетов поселений за счет федеральных и региональных налогов под «отрицательные трансферты» попадают 6 из 281 муниципальных образований. Объем субвенции, подлежащей перечислению из местного бюджета поселений в региональный фонд финансовой поддержки поселений, составляет 7,3 млн руб. Удельный вес дополнительных доходов, остающихся в распоряжении «богатых» муниципальных образований после перечисления субвенции в региональный бюджет, колеблется от 0 до 42,7% в объеме доходов местных бюджетов. Различие в бюджетной обеспеченности среди муниципальных образований поселений значительно выше данных показателей между муниципальными районами. Если обеспеченность доходами одного жителя самого бедного муниципального поселения составляет 30 руб., то на жителя самого обеспеченного муниципального поселения приходится 1730 руб., что в 58 раз выше.

Галина ВАСИЛЬЕВА, начальник отдела планирования бюджета Министерства финансов Ставропольского края
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2003 г.

Поделиться