Вадим ЗЕЛЕНЕВ, начальник управления государственных закупок Администрации Ханты-Мансийского автономного округа
Последнее время в Ханты-Мансийском автономном округе обеспечение эффективности расходования бюджетных средств при организации закупок продукции для государственных нужд является одной из важнейших задач. Управление государственными закупками представляет собой сложную многофункциональную систему. Эффективность ее исполнения зависит от множества факторов, к которым можно отнести следующие.
— Наличие законодательно закрепленной схемы организации закупок продукции для государственных нужд, в том числе в условиях казначейского исполнения бюджета. Данная схема должна, во-первых, регламентировать процесс закупок, начиная с подачи заявки на закупку получателями бюджетных средств и заканчивая финансированием заключенных государственных контрактов. Во-вторых, разграничивать действия и ответственность участников закупок на протяжении всех этапов.
Использование современных информационных технологий посредством внедрения автоматизированной системы управления государственным заказом. Эта автоматизированная система позволит не только собирать и анализировать результаты размещения государственного заказа, но и будет содержать всю необходимую информацию об объемах финансирования и исполнения планируемых закупок, заключенных по государственным контрактам. Все это достигается зачет внедрения Системы управления Государственными закупками в Единую систему управления бюджетным процессом региона.
Рассмотрение автоматизированной системы управления государственным заказом, разработанной НПО «Криста», как составной части многоуровневой распределенной системы управления регионом, позволяет решить большую часть первоочередных задач по реализации процесса закупок продукции для государственных нужд на всех его этапах: формирование объемов закупок продукции, размещение госзаказа, заключение госконтракта, финансирование госконтрактов.
Как известно, этап формирования и утверждения объемов закупок продукции является наиболее трудоемким среди всех этапов процесса осуществления закупок продукции для государственных нужд. Главным образом это связано с его большой итерационностью. Необходимо постоянно согласовывать целевое назначение и финансирование основных позиций заявок между конечными получателями бюджетных средств, государственными заказчиками, координирующими закупки органами и финансовыми органами. Особенно остро это проявляется в Ханты-Мансийском автономном округе, т.к. у нас функционирует разветвленная сеть государственных заказчиков и их подведомственных учреждений. Автоматизация рассматриваемого этапа позволяет ликвидировать это «узкое место» процесса закупок продукции для государственных нужд.
Во-первых, производится структурирование поступающей информации путем рассмотрения позиций заявок на закупку не только в разрезе экономической классификации расходов, но и с точки зрения предметной классификации. Это позволяет управлению госзакупок накапливать информацию о целевом назначении закупок по каждому госзаказчику и его подведомственным учреждениям за различные периоды. В свою очередь, с помощью накопленной информации можно контролировать закупки продукции и в регионе.
Во-вторых, реализуется система электронного визирования документов. В соответствии с принятой в регионе схемой утверждения заявок на закупку, электронный документ последовательно проходит все стадии утверждения. Это позволяет повысить уровень контроля за госзакупками, структурировать процесс утверждения документа, а также более эффективно использовать время участвующих в нем сотрудников.
Все утвержденные заявки на закупки переходят на следующий этап — размещение госзаказа. В настоящее время многие эксперты в области госзакупок отмечают, что для данного этапа федеральное законодательство по проведению электронных торгов не достаточно совершенно. На наш взгляд, автоматизация размещения государственного заказа не может основываться только на реализации функций торговой площадки в Интернет. Должна также действовать информационно-аналитическая система подготовки информации для принятия решения всеми участниками торгов, а именно: государственным заказчиком и управлением государственных закупок — об утверждении плановой цены на продукцию на основе цен, предоставляемых поставщиками и органами статистической отчетности; государственным заказчиком и организатором торгов — о способе проведения закупки на основе предыдущего опыта; конкурсной комиссией — о победителях торгов на основании результатов оценки конкурсных предложений поставщиков по различным моделям оценки; государственным заказчиком и управлением госзакупок — об эффективности проведения торгов.
Что касается эффективности проведения торгов, то, в первую очередь, она достигается зачет снижения цены, выставленной госзаказчиком, до наименьшего варианта, предложенного поставщиками. В дальнейшем эта цена закрепляется в государственном контракте, заключенном по итогам торгов.
Обязательный учет и контроль государственных контрактов и договоров, а также формирование по ним бюджетных обязательств — очень трудоемкая работа, Выполняемая в настоящее время департаментом финансов. Снижение нагрузки на сотрудников финансовых органов на данном этапе процесса осуществления закупок возможно с помощью передачи части обязанностей государственным заказчикам и управлению госзакупок. Так, функции учета заключенных государственных контрактов и договоров передаются государственным заказчикам, функции контроля разграничиваются между управлением государственных контрактов и департаментом финансов, функции формирования бюджетных обязательств остаются в ведении департамента финансов.
Заключительный этап процесса осуществления закупок продукции для государственных нужд — финансирование государственных контрактов и о учтенным бюджетным обязательствам. В первую очередь, финансирование должно основываться на мониторинге исполнения государственных контрактов. При этом необходимо, чтобы госзаказчики внимательно следили за поставкой продукции по государственному контракту поставщиками в полной номенклатуре, объеме и срокам по документам исполнения (ТТН, счета-фактуры, акты). Конечный контроль исполнения государственных контрактов возлагается на департамент финансов.
Подводя итог всему сказанному, следует еще раз отметить, что хотя автоматизированная система управления госзаказом не решает ряд нормативно-методических и организационных проблем, она позволяет:
— максимально оптимизировать и унифицировать деятельность всех участников процесса закупок продукции для государственных нужд;
— усилить контроль за процессом осуществления закупок продукции на всех его этапах со стороны органов исполнительной власти;
— создать условия для широкого использования информационных и коммуникационных технологий в процессе взаимодействия органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2003 г.
Последнее время в Ханты-Мансийском автономном округе обеспечение эффективности расходования бюджетных средств при организации закупок продукции для государственных нужд является одной из важнейших задач. Управление государственными закупками представляет собой сложную многофункциональную систему. Эффективность ее исполнения зависит от множества факторов, к которым можно отнести следующие.
— Наличие законодательно закрепленной схемы организации закупок продукции для государственных нужд, в том числе в условиях казначейского исполнения бюджета. Данная схема должна, во-первых, регламентировать процесс закупок, начиная с подачи заявки на закупку получателями бюджетных средств и заканчивая финансированием заключенных государственных контрактов. Во-вторых, разграничивать действия и ответственность участников закупок на протяжении всех этапов.
Использование современных информационных технологий посредством внедрения автоматизированной системы управления государственным заказом. Эта автоматизированная система позволит не только собирать и анализировать результаты размещения государственного заказа, но и будет содержать всю необходимую информацию об объемах финансирования и исполнения планируемых закупок, заключенных по государственным контрактам. Все это достигается зачет внедрения Системы управления Государственными закупками в Единую систему управления бюджетным процессом региона.
Рассмотрение автоматизированной системы управления государственным заказом, разработанной НПО «Криста», как составной части многоуровневой распределенной системы управления регионом, позволяет решить большую часть первоочередных задач по реализации процесса закупок продукции для государственных нужд на всех его этапах: формирование объемов закупок продукции, размещение госзаказа, заключение госконтракта, финансирование госконтрактов.
Как известно, этап формирования и утверждения объемов закупок продукции является наиболее трудоемким среди всех этапов процесса осуществления закупок продукции для государственных нужд. Главным образом это связано с его большой итерационностью. Необходимо постоянно согласовывать целевое назначение и финансирование основных позиций заявок между конечными получателями бюджетных средств, государственными заказчиками, координирующими закупки органами и финансовыми органами. Особенно остро это проявляется в Ханты-Мансийском автономном округе, т.к. у нас функционирует разветвленная сеть государственных заказчиков и их подведомственных учреждений. Автоматизация рассматриваемого этапа позволяет ликвидировать это «узкое место» процесса закупок продукции для государственных нужд.
Во-первых, производится структурирование поступающей информации путем рассмотрения позиций заявок на закупку не только в разрезе экономической классификации расходов, но и с точки зрения предметной классификации. Это позволяет управлению госзакупок накапливать информацию о целевом назначении закупок по каждому госзаказчику и его подведомственным учреждениям за различные периоды. В свою очередь, с помощью накопленной информации можно контролировать закупки продукции и в регионе.
Во-вторых, реализуется система электронного визирования документов. В соответствии с принятой в регионе схемой утверждения заявок на закупку, электронный документ последовательно проходит все стадии утверждения. Это позволяет повысить уровень контроля за госзакупками, структурировать процесс утверждения документа, а также более эффективно использовать время участвующих в нем сотрудников.
Все утвержденные заявки на закупки переходят на следующий этап — размещение госзаказа. В настоящее время многие эксперты в области госзакупок отмечают, что для данного этапа федеральное законодательство по проведению электронных торгов не достаточно совершенно. На наш взгляд, автоматизация размещения государственного заказа не может основываться только на реализации функций торговой площадки в Интернет. Должна также действовать информационно-аналитическая система подготовки информации для принятия решения всеми участниками торгов, а именно: государственным заказчиком и управлением государственных закупок — об утверждении плановой цены на продукцию на основе цен, предоставляемых поставщиками и органами статистической отчетности; государственным заказчиком и организатором торгов — о способе проведения закупки на основе предыдущего опыта; конкурсной комиссией — о победителях торгов на основании результатов оценки конкурсных предложений поставщиков по различным моделям оценки; государственным заказчиком и управлением госзакупок — об эффективности проведения торгов.
Что касается эффективности проведения торгов, то, в первую очередь, она достигается зачет снижения цены, выставленной госзаказчиком, до наименьшего варианта, предложенного поставщиками. В дальнейшем эта цена закрепляется в государственном контракте, заключенном по итогам торгов.
Обязательный учет и контроль государственных контрактов и договоров, а также формирование по ним бюджетных обязательств — очень трудоемкая работа, Выполняемая в настоящее время департаментом финансов. Снижение нагрузки на сотрудников финансовых органов на данном этапе процесса осуществления закупок возможно с помощью передачи части обязанностей государственным заказчикам и управлению госзакупок. Так, функции учета заключенных государственных контрактов и договоров передаются государственным заказчикам, функции контроля разграничиваются между управлением государственных контрактов и департаментом финансов, функции формирования бюджетных обязательств остаются в ведении департамента финансов.
Заключительный этап процесса осуществления закупок продукции для государственных нужд — финансирование государственных контрактов и о учтенным бюджетным обязательствам. В первую очередь, финансирование должно основываться на мониторинге исполнения государственных контрактов. При этом необходимо, чтобы госзаказчики внимательно следили за поставкой продукции по государственному контракту поставщиками в полной номенклатуре, объеме и срокам по документам исполнения (ТТН, счета-фактуры, акты). Конечный контроль исполнения государственных контрактов возлагается на департамент финансов.
Подводя итог всему сказанному, следует еще раз отметить, что хотя автоматизированная система управления госзаказом не решает ряд нормативно-методических и организационных проблем, она позволяет:
— максимально оптимизировать и унифицировать деятельность всех участников процесса закупок продукции для государственных нужд;
— усилить контроль за процессом осуществления закупок продукции на всех его этапах со стороны органов исполнительной власти;
— создать условия для широкого использования информационных и коммуникационных технологий в процессе взаимодействия органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2003 г.