Реформы№11 ноябрь 2003 — 20 ноября 2003

Народная партия: необходима реформа отношений собственности

Версия для печати 5392 Материалы по теме
В последнее время много говорят о переделе собственности. Политики и бизнес понимают, чем чревато перераспределение объектов хозяйствования. Поэтому над проблемами отношений собственности в России по-прежнему бьются общепризнанные экономисты, юристы и политологи.  Нашу страну часто называют «общинной цивилизацией». Свидетельство тому — успех в России начинаний, основывающихся на общинных ценностях, и провал реформ, их игнорирующих. Например, успех реформы земского самоуправления Александра II и неудача столыпинской аграрной реформы. Страна давно ждет нового социально-экономического порядка, который одновременно учитывал бы общегражданские интересы и ценности и частную инициативу; основывался бы на сильных позициях общественности — народного большинства — в отношениях с властью и бизнесом; эффективно сочетал права и обязанности, служение и свободу. Общественная собственность признается конституциями большинства стран мира. Права общественной собственности постоянно расширяются (например, принятие экологического законодательства, существенно ограничивающего экономические свободы). Даже в США, в «цитадели либерализма», отношения собственности эволюционируют, приобретая признаки общественной.  В России существует классификатор форм собственности... Однако в современном общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС) понятие общественной собственности отсутствует. Так называемая муниципальная собственность слеплена по образу и подобию государственной и является по существу чиновничьей, бюрократической. Задача восстановления общественной собственности имеет не только юридическое, экономическое, но и политическое содержание. С целью реформирования отношений собственности, Народная партия РФ предлагает: принять федеральный закон «Об общественной собственности в РФ» (проект этого закона вынесен на всенародное обсуждение (www.narod-party.ru); внести изменения и дополнения в Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, закон о местном самоуправлении, Земельный кодекс, Трудовой кодекс, закон об общественных объединениях. Остановимся на основных положениях предлагаемого Народной партией РФ проекта федерального закона «Об общественной собственности в РФ».  Народная партия считает необходимым закрепить объекты общественной формы собственности (земля, природные ресурсы — среда обитания и связанные с ней жизненные и хозяйственные ресурсы, а также искусственная среда обитания — социальная и хозяйственная инфраструктура) за трудовыми коллективами и населением территорий, на которых осуществляется экономическая деятельность. Остаточные права собственности позволят обществу направить частную деятельность в русло общественного интереса. В результате будет заложена основа для дебюрократизации страны, преобразования канцелярско-бюрократического строя в общественно-государственный. Народная партия предлагает, чтобы общественная собственность реализовалась в правах, которые по существу являются не только экономическими, но и политическими:
— владения (приобретение исключительного, монопольного права на объект);
— пользования (применение объекта собственности по усмотрению собственника);
— управления или распоряжения (право принятия решений по поводу целей, форм, порядка и т.п. функционирования объекта);
— на доход от использования объекта;
— суверена (право на отчуждение, изменение или уничтожение объекта);
— на безопасность (защита от экспроприации и т.д.);
— на передачу объекта (наследство, дарение);
— на бессрочность обладания объектом;
— на использование объекта способом, не наносящим вреда внешней среде или другим участникам права; — на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания объекта за долги; соответственно, право залога);
— на остаточный характер (право на восстановление или возмещение нарушенных правомочий). 
Эти права исключат возможность принятия жизненно важных решений в обход мнения граждан. Сейчас же существует возможность манипулирования муниципальной собственностью по ряду причин, на которых мы остановимся подробнее. По закону, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. То есть не населению муниципальных образований, не людям, а образованиям! Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальная собственность — собственность муниципального образования. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (то есть глава муниципального образования, администрация и т.д.). Правомочия же населения (референдумов, сходов) в законе четко не прописаны. Согласно новому закону о местном самоуправлении, «органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с... нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». К последним, кстати, относятся представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и т.п. Таким образом, «органы» сами создают правила игры, по которым осуществляют права собственности! Причем они хоть и избираются населением, но подобного рода выборы очень похожи на продажу на невольничьем рынке древнегреческого философа Диогена, зазывавшего покупателей купить себе хозяина. Народная партия рассматривает возможность делегирования отдельных прав сообщества, как собственника, органам местного самоуправления, государству. Права могут делегироваться только посредством референдумов. Объем делегируемых прав и порядок их осуществления определяются правилами (законами, уставами, иными нормативно-правовыми актами) и устанавливаются посредством плебисцита или выборными — специально для этих целей — лицами. Общество сохраняет «остаточные права собственности», которые выражаются в: 
— общественном контроле над органами, осуществляющими делегированные права;
— налагаемых обществом ограничениях на осуществление делегированных прав;
— участии общества в доходах и потреблении благ, возникающих в связи с использованием объекта собственности;
— возможности восстановить правомочия в полном объеме; — сохранении права суверена. 
Это создаст предпосылки для дебюрократизации местного самоуправления и развития подлинного самоуправления. В настоящее время по поводу самоуправления населения — например, референдумов — в законе сказано: «В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения... может (только может! — авт.) проводиться местный референдум». Решение о его проведении «принимается представительным органом муниципального образования», а также некоторыми другими «органами». Так что закон надежно защищает чиновника как лицо, распоряжающееся муниципальной собственностью, и предотвращает возможности дебюрократизации местного самоуправления и развития подлинного самоуправления. Принципиальным является вопрос о соотношении общественной и частной собственности. Народная партия исходит из принципа неотчуждаемости прав общественной собственности. Общество должно сохранять остаточные права и в отношении объектов частной собственности. Общество вправе:
— ограничивать объем и порядок осуществления прав частного собственника, если последствия их применения вступают в противоречие с общественным благом, нравственностью, имеют негативные социальные или экологические последствия, приводят к уменьшению потребительской стоимости объектов собственности (например, к деградации почвы);
— налагать такие ограничения на экономические свободы; вопреки мнению наших либералов, нет ничего ужасного, если под собственностью понимать право на определенную деятельность — «пучок прав» (по выражению Р. Коуза);
— контролировать деятельность частного собственника, в той мере, в какой последствия этой деятельности имеют общезначимый характер;
— участвовать в благах и доходах, возникающих в результате деятельности частного собственника (наиболее очевидным действующим примером этого права являются налоги; другой пример — природная рента, о необходимости изъятия которой в доход общества много говорят, но механизмов такого изъятия не предлагают, потому что рента не может существовать в отсутствии общественной собственности);
— восстановить свои правомочия (например, обобществления объектов, находящихся в частной собственности) по жестким правилам (законам) и только на условиях возмещения владельцу понесенных затрат и, в ряде случаев, обоснованных упущенных выгод;
— передать владельцу права на уничтожение объекта, ухудшение его потребительских и пользовательских свойств и пр.
 Таким образом, «частная собственность» означает выделение некоторого состава и объема прав собственности из общественной собственности, переход этих прав к частному лицу, но не всех прав и не всего объема прав! В этом смысле общественная собственность является источником всех прав собственности, включая права частной собственности. Мы думаем, что и государственная, и частная собственность должны осуществляться в формах владения в общественной собственности.  Народная партия РФ в рамках федерального закона «Об общественной собственности в РФ» предлагает доход, полученный от продажи, сдачи в аренду, концессии, природной ренты, иных доходов от использования объектов общественной собственности распределять следующим образом:  — 50% — на общественные нужды соответствующего сообщества, являющегося титульным собственником, — на развитие инфраструктуры, дорог общественного пользования, телефонной связи, строительство мостов, экологические мероприятия, развитие телекоммуникаций, строительство и развитие других объектов общественного значения;  — 50% перечислять в равных долях гражданам Российской Федерации, членам данного сообщества для индивидуального использования. Тем самым будут заложены основы нового социально-экономического порядка, базирующиеся на сплаве общегражданских интересов с частной инициативой, на сильных позициях общественности (народного большинства) в отношениях с властью и бизнесом, на эффективном сочетании прав и обязанностей. 

По материалам пресс-службы Народной партии РФ
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2003 г.

Поделиться