Финансовый кризис — 13 августа 2012

Более половины россиян ожидают вторую волну финансового кризиса

Версия для печати 1918 Материалы по теме
Более половины россиян ожидают вторую волну финансового кризиса

кризис
Более половины россиян ожидают вторую волну финансового кризиса, однако в целом более спокойно относятся к его возможным последствиям. Таковы результаты исследования, проведенного холдингом «Ромир» в августе

Около 56% опрошенных с той или иной долей уверенности считают, что вторая волна кризиса все-таки будет. Противоположного мнения придерживается каждый восьмой (13%) респондент. Затруднились с прогнозами треть опрошенных (31%).

Согласно результатам исследования, ни пол, ни возраст, ни образование, ни даже уровень дохода не оказывает заметного влияния на распределение ответов на вопрос о вероятности нового кризиса осенью этого года.

Тем не менее, при сравнении ответов жителей разных регионов и типов населенных пунктов были выявлены значительные различия. «Так, на Урале доля „пессимистов“ превосходит долю „оптимистов“ в десятки раз. А в Сибири — всего в 2,5 раза. В СЗФО — в три раза», — отмечают в «Ромир».

На селе и в малых городах России уровень пессимизма несколько ниже, чем в среднем по выборке. При этом среди жителей городов-миллионников было выявлено в 10 раз больше «пессимистов», чем «оптимистов».

Большинство россиян (51%) полагают, что если кризис будет, то это, прежде всего, отразится на росте цен (23%) и общем снижении уровня жизни (28%). А вот сокращения занятости (4%) и заработной платы (6%) ожидает лишь каждый десятый опрошенный.

«Очевидно, что вернувшийся в очередной раз на рынок труда „перегрев“ снова отучил россиян беспокоиться о сохранении своего рабочего места», — полагают авторы исследования.

Сравнивая ответы россиян в ходе последнего опроса с результатами предыдущих лет, эксперты «Ромира» отмечают, что в целом ситуация выглядит более спокойной. Значительно снизилась доля россиян (до 28% с 43-45%), которые опасались проявлений кризиса «по всем статьям». Кроме того, заметно резкое сокращение доли россиян, которые ждут от кризиса подорожания даже самых необходимых товаров, сокращения зарплат и массовых увольнений. Несколько выросло число ответов — «кризис никак и ни на чем не отразится» — до 6% с 2%.

«Складывается ощущение, что россияне ведут себя по отношению к возможному кризису как в притче про мальчика и волков. Уже четвертый год жизни в ожидании кризиса, о котором столько говорят, а он все никак не наступает, притупляется бдительность и предусмотрительность», — говорится в исследовании.

В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1,5 тысячи респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах. «Ромир» проводил аналогичные исследования в 2010 и 2011 годах.

«Ромир» — крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. «Ромир» обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно