Этой осенью Министерство финансов внесло в правительство России пакет предложений, связанных с улучшением налогового администрирования. По сути дела речь идет о радикальной налоговой реформе, которая может коренным образом изменить деловой климат в России. Как предполагается, в результате реализации этих предложений (кстати, уже одобренных правительством) в России резко улучшится собираемость налога на добавленную стоимость, и, кроме того, произойдет ускорение возврата НДС экспортерам при почти полном исключении фактора «лжеэкспорта». К «минусам» предложенной реформы стоит отнести то обстоятельство, что она будет способствовать росту накладных расходов бизнеса и банков.
Предложения Минфина заключаются в следующем. Каждое предприятие России должно будет дополнительно открыть, по крайней мере, один счет, который можно использовать только для расчетов по НДС с поставщиками и с покупателями, а также для расчетов с бюджетом. Если предприятие должно провести какую-то сделку, то вместо одного платежного поручения банку оно оформляет два: одно по основной части сделки без НДС и другое — по НДС. На банки возлагается дополнительная обязанность ежемесячно представлять в налоговые органы информацию о движении денежных средств по НДС-счетам.
В нормально функционирующем предприятии — после того как эта система устоится — сумма входящего налога должна быть меньше суммы выходящего налога. И, соответственно, разница между этими суммами должна уплачиваться в бюджет. Таким образом, в устоявшейся системе у налогоплательщика всегда есть средства на счете НДС: из них он рассчитывается с покупателями, отсюда же выплачивает и НДС.
Может случиться, что в результате каких-то кассовых разрывов сумма, которую следует уплатить в бюджет, отсутствует на счете НДС в полном объеме. Тогда счет НДС можно пополнять за счет перевода денег с расчетного счета. Обратное движение запрещено: деньги с НДС-счета на расчетный счет переводить нельзя. Нельзя их будет и обналичить.
Сегодня наиболее популярным способом ухода от НДС является использование так называемых фирм-однодневок. Но если часть денег у «однодневок» будет на спецсчете, то даже в случае исчезновения фирмы эти деньги она забрать не сможет. Банки будут обязаны постоянно отчитываться перед МНС о состоянии спецсчетов.
Конечно, режим спецсчетов не исключает полностью использования тех схем, которые существуют сегодня, потому что кроме экономии на налоге на добавленную стоимость те же самые фирмы-однодневки позволяют экономить на других налогах. Но, по крайней мере, часть средств будет выведена на специальные счета, и это гарантирует с большой долей вероятности, что государство через какой-то промежуток времени будет иметь доступ к этим средствам и они поступят в бюджет.
Наряду с режимом спецсчетов Минфин собирается внедрить в России режим электронных реестров счетов-фактур. Министерство финансов предлагает в течение 2005 г. внедрить систему, в соответствии с которой налогоплательщики должны будут ежемесячно предоставлять в налоговые органы реестры входящих и выходящих счетов-фактур. По всей стране МНС расставит суперкомпьютеры, которые будут заняты сопоставлением входящих и исходящих реестров разных предприятий. Если компьютер обнаружит расхождение, это послужит поводом для того, чтобы МНС направило ревизора.
Кроме того, в соответствии с предлагаемой реформой МНС должно получить право автоматически списывать со счета налогоплательщика штрафы за налоговые нарушения. Сейчас для этого налоговая инспекция должна обратиться в суд. Нередко налоговые инспекции пропускают сроки подачи заявлений о взыскании штрафов. Согласно предлагаемым поправкам, о сроках обжалования штрафа должен беспокоиться налогоплательщик: ему предоставят срок оспаривания штрафа, а как только он истечет — деньги спишут автоматически.
Предусматривается, что спецсчета по НДС будут введены с 1 июля 2004 г. Ускоренное возмещение НДС экспортерам предполагается с 1 января 2005 г. Причем здесь должны произойти очень серьезные изменения, состоящие в том, что налогоплательщик, который осуществляет как экспортные, так и внутренние операции, получит возможность представлять вместо двух налоговых деклараций одну — и по внешним, и по внутренним операциям. Это принципиально важно, потому что фактически означает, что по экспортным операциям произойдет переход от разрешительного порядка возмещения к заявительному. Налогоплательщик, представив декларацию, сразу же получает право на вычет по уплате НДС. Конечно, это не означает, что экспортеру не нужно иметь все документы, подтверждающие экспорт. Такие документы иметь необходимо, и по первому требованию налогового органа они должны быть представлены для того, чтобы обосновать право на экспорт.
Материал подготовил Константин ФРУМКИН
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.
Предложения Минфина заключаются в следующем. Каждое предприятие России должно будет дополнительно открыть, по крайней мере, один счет, который можно использовать только для расчетов по НДС с поставщиками и с покупателями, а также для расчетов с бюджетом. Если предприятие должно провести какую-то сделку, то вместо одного платежного поручения банку оно оформляет два: одно по основной части сделки без НДС и другое — по НДС. На банки возлагается дополнительная обязанность ежемесячно представлять в налоговые органы информацию о движении денежных средств по НДС-счетам.
В нормально функционирующем предприятии — после того как эта система устоится — сумма входящего налога должна быть меньше суммы выходящего налога. И, соответственно, разница между этими суммами должна уплачиваться в бюджет. Таким образом, в устоявшейся системе у налогоплательщика всегда есть средства на счете НДС: из них он рассчитывается с покупателями, отсюда же выплачивает и НДС.
Может случиться, что в результате каких-то кассовых разрывов сумма, которую следует уплатить в бюджет, отсутствует на счете НДС в полном объеме. Тогда счет НДС можно пополнять за счет перевода денег с расчетного счета. Обратное движение запрещено: деньги с НДС-счета на расчетный счет переводить нельзя. Нельзя их будет и обналичить.
Сегодня наиболее популярным способом ухода от НДС является использование так называемых фирм-однодневок. Но если часть денег у «однодневок» будет на спецсчете, то даже в случае исчезновения фирмы эти деньги она забрать не сможет. Банки будут обязаны постоянно отчитываться перед МНС о состоянии спецсчетов.
Конечно, режим спецсчетов не исключает полностью использования тех схем, которые существуют сегодня, потому что кроме экономии на налоге на добавленную стоимость те же самые фирмы-однодневки позволяют экономить на других налогах. Но, по крайней мере, часть средств будет выведена на специальные счета, и это гарантирует с большой долей вероятности, что государство через какой-то промежуток времени будет иметь доступ к этим средствам и они поступят в бюджет.
Наряду с режимом спецсчетов Минфин собирается внедрить в России режим электронных реестров счетов-фактур. Министерство финансов предлагает в течение 2005 г. внедрить систему, в соответствии с которой налогоплательщики должны будут ежемесячно предоставлять в налоговые органы реестры входящих и выходящих счетов-фактур. По всей стране МНС расставит суперкомпьютеры, которые будут заняты сопоставлением входящих и исходящих реестров разных предприятий. Если компьютер обнаружит расхождение, это послужит поводом для того, чтобы МНС направило ревизора.
Кроме того, в соответствии с предлагаемой реформой МНС должно получить право автоматически списывать со счета налогоплательщика штрафы за налоговые нарушения. Сейчас для этого налоговая инспекция должна обратиться в суд. Нередко налоговые инспекции пропускают сроки подачи заявлений о взыскании штрафов. Согласно предлагаемым поправкам, о сроках обжалования штрафа должен беспокоиться налогоплательщик: ему предоставят срок оспаривания штрафа, а как только он истечет — деньги спишут автоматически.
Предусматривается, что спецсчета по НДС будут введены с 1 июля 2004 г. Ускоренное возмещение НДС экспортерам предполагается с 1 января 2005 г. Причем здесь должны произойти очень серьезные изменения, состоящие в том, что налогоплательщик, который осуществляет как экспортные, так и внутренние операции, получит возможность представлять вместо двух налоговых деклараций одну — и по внешним, и по внутренним операциям. Это принципиально важно, потому что фактически означает, что по экспортным операциям произойдет переход от разрешительного порядка возмещения к заявительному. Налогоплательщик, представив декларацию, сразу же получает право на вычет по уплате НДС. Конечно, это не означает, что экспортеру не нужно иметь все документы, подтверждающие экспорт. Такие документы иметь необходимо, и по первому требованию налогового органа они должны быть представлены для того, чтобы обосновать право на экспорт.
Материал подготовил Константин ФРУМКИН
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.