Пенсионная реформа, вопреки распространенному мнению, касается скорее работающего населения, нежели пенсионеров. Ведь ее действие можно будет ощутить только через 20—30 лет. Однако, так или иначе, позаботиться о собственной старости можно уже сейчас, и реформа нацелена на то, чтобы заставить людей самостоятельно решить, как распорядиться частью своей будущей пенсии. Но поскольку государство в первый раз предлагает гражданам сделать подобный выбор, возникло некоторое замешательство даже вокруг таких понятий как «управляющий компания», «инвестиционный доход».
Свой взгляд на ситуацию предлагает генеральный директор управляющей компании «СОЛИД Менеджмент» Вадим САЧКОВ
О компании
Компания создана в 1997 г., основные акционеры — ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина и ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Солид».
В настоящее время компания управляет активами трех паевых инвестиционных фондов — открытыми: фонд акций — «Солид-Инвест», фонд облигаций — «Фонд долгосрочных инвестиций Солид» и интервальным фондом смешанных инвестиций «Солид Интервальный», а также частью пенсионных резервов Национального негосударственного пенсионного фонда.
Величина активов, находящихся под управлением компании, составляет свыше 250 млн руб.
У граждан появилось право выбора
Надо отметить, что пенсионная реформа несколько затянулась и по срокам проведения конкурса управляющих компаний, и по срокам рассылки уведомлений. Стартовала же она в начале 2002 г. Суть ее заключается в переходе от строго распределительной пенсионной системы к накопительной. Поясню. Любой работодатель платит за своего работника единый социальный налог в размере 36,5%. 28 % от этой суммы — пенсионные деньги. Раньше они распределялись следующим образом: 14% откладывалось на базовую часть пенсии, остальное шло на страховку. Начиная с 2002 г., отчисления стали делить на три части: у мужчин с 1953 по 1966 гг. рождения и женщин с 1957 по 1966 гг. рождения — 14% на базовую часть, 12% на страховую и 2% на накопительную часть пенсии. У лиц 1967 г. рождения и моложе — 14% на базовую часть, 11% (с 2006 г. — 8%) на страховую часть и 3% (с 2006 г. — 6%) на накопительную часть пенсии. Человек может сам решить, как будут работать его деньги (накопительная часть пенсии). То есть, суть реформы в том, что размер будущей пенсии зависит от сознательного выбора будущего пенсионера. По выбору застрахованного лица — будущего пенсионера — накопительная часть пенсии может остаться либо в государственной системе, в Пенсионном фонде РФ и будет инвестироваться государством через управляющую компанию (правительством определено, что это Внешэкономбанк), либо эти средства могут быть переданы Пенсионным фондом РФ в управление негосударственным управляющим компаниям.
В период с 1 по 4 сентября Министерство финансов провело конкурс, в ходе которого были отобраны управляющие компании, подходящие по установленным правительством критериям. Они будут уполномочены государством для инвестирования накопительной части трудовой пенсии. Компании, прошедшие конкурс, заключат договор доверительного управления с Пенсионным фондом РФ и на основании этого уже смогут инвестировать средства. Правда, здесь есть одно «но». Мало пройти отбор, необходимо чтобы компанию выбрали граждане.
По итогам конкурса Минфином было отобрано 55 управляющих компаний. Критерии конкурса долго утверждались. Основными же стали: размер собственных средств (более 50 млн руб.) и размер средств в доверительном управлении (свыше 100 млн руб.), а также наличие в штате управляющей компании квалифицированных специалистов.
В настоящее время Пенсионный фонд рассылает гражданам России извещения о состоянии их накопительных счетов, бланк заявления о передаче управления накопительной части пенсии управляющей компании, а также письмо о порядках новой пенсионной реформы. Таких уведомлений должно быть порядка 38 млн, именно столько граждан попадает под действие новой пенсионной реформы.
Дальше, как подразумевается, работа должна пойти следующим образом: люди получают уведомление и принимают решение о своих дальнейших действиях. Если в течение определенного срока (последняя дата, утвержденная правительством, — 31 декабря 2003 г.) они не примут решение о передаче средств накопительной части пенсии какой-либо из управляющих компаний, деньги остаются в государственной системе и отправляются во Внешэкономбанк.
Свой выбор граждане могут осуществить, подав заявление с указанием наименования управляющей компании и ее ИНН в местное отделение Пенсионного фонда. Направить заявления можно тремя способами: лично подать его в отделение Пенсионного фонда, либо заверить заявление у нотариуса и отослать по почте в отделение Пенсионного фонда, или же подать заявление через трансфер-агента (то есть через организацию, заключившую соглашение с Пенсионным фондом о взаимном удостоверении подписей).
Первоначально законом было установлено, что люди должны сделать свой выбор до 15 октября текущего года, но практика показала, что Пенсионный фонд физически не в состоянии разослать уведомления даже до 1 октября и этот срок был продлен до конца года — 31 декабря. К сожалению, Пенсионный фонд РФ не информирует граждан о тех управляющих компаниях, которые допущены до управления пенсионными деньгами, хотя на начальном этапе звучали предложения о том, что в письма Пенсионного фонда должны быть вложены списки управляющих компаний, прошедших конкурсный отбор Минфина. Однако Пенсионный фонд решил, что он не обязан рекламировать частные управляющие компании. Значит люди должны сделать свой выбор, основываясь преимущественно на данных СМИ.
Таким образом, в этом году у людей остается следующий выбор: либо государственная управляющая компания — Внешэкономбанк, либо частные управляющие компании. Ключевым моментом здесь является то, какую доходность, работая со средствами пенсионных накоплений, смогут обеспечить Внешэкономбанк и негосударственные управляющие компании.
Государственная управляющая компания будет придерживаться консервативной стратегии инвестирования и вкладывать средства по принципу «купил и держи» в максимально надежные государственные ценные бумаги (доходность 7%); ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством; депозиты в уполномоченных банках (доходность 7—10%).
Таким образом, если человек выбирает государственную управляющую компанию, он обеспечивает себе наибольшую надежность накоплений при потенциально меньшей доходности. Ожидаемая доходность (около 7—8%) вряд ли покроет инфляцию.
Следующим шагом пенсионной реформы будет то, что в борьбу за средства пенсионных накоплений граждан с января 2004 г. включатся и негосударственные пенсионные фонды. Они также будут участвовать в работе с накопительной частью трудовой пенсии. Наряду с правом выбора управляющей компании, начиная с 2004 г., застрахованное лицо получает право выбрать негосударственный пенсионный фонд, заключив с ним договор обязательного пенсионного страхования. Перевод средств в НПФ будет осуществляться аналогично переводу средств в управляющую компанию. НПФ, в свою очередь, будет обязан передать поступившие к нему средства в УК по своему выбору. Здесь стоит учитывать тот факт, что негосударственные пенсионные фонды самостоятельно могут работать лишь с госбумагами и банковскими депозитами. А работать с акциями и облигация они имеют право только через управляющие компании. НПФ вправе использовать на свое содержание до 15% полученного инвестиционного дохода. Можно предполагать, что не менее 50 НПФ смогут соответствовать требованиям, предъявляемым государством.
Три вопроса от «Бюджета» Вадиму Сачкову:
— На какой объем привлеченных пенсионных резервов могут рассчитывать негосударственные управляющие компании?
— Здесь могут фигурировать разные цифры. Вообще в этом году объем средств накопительной части пенсии составляет порядка 55 млрд руб. Но вряд ли какая-либо из компаний сможет точно определить, на какой объем средств она может рассчитывать.
Причиной тому — крайне низкий уровень информированности населения. По данным различных социологических опросов, лишь 5-7% населения страны имеют хоть какое-то представление о пенсионной реформе и о тех возможностях, которые она открывает. Люди должны понимать, что ведь эти деньги реально не принадлежат человеку: это начисления от налогов, которые платит работодатель. То есть, эти деньги принадлежат государству и сейчас гражданам предлагают распорядиться теми деньгами, которые лишь номинально им принадлежат. Но, стоит отметить, подобная система действует — и очень успешно — во многих развитых странах.
Кроме того, у многих застрахованных лиц счета могут оказаться пустыми в силу целого ряда причин (серые схемы выплаты заработной платы, ошибки при уплате налоговых взносов работодателем и т.п.).
— Какие преимущества для граждан содержит новая модель пенсионной системы?
— Во-первых, это возможность существенного повышения пенсии, а также свобода выбора при инвестировании накопительной части трудовой пенсии.
Доходность, которую можно получить, работая с негосударственными управляющими компаниями, потенциально выше.
При передаче средств в доверительное управление негосударственной управляющей компании застрахованное лицо остается клиентом Пенсионного фонда России в части будущего пенсионного обслуживания. ПФР заключает договор с негосударственной управляющей компанией и передает ей средства будущих пенсионеров (в соответствии с их выбором).
— Как, по вашему мнению, будет развиваться пенсионная реформа в России?
— Конечно, в силу названных причин на первом этапе число граждан, выбравших частные управляющие компании, окажется невелико, но со временем оно будет расти. Ежегодно Пенсионный фонд будет информировать будущих пенсионеров о результатах управления их пенсионными накоплениями. Каждый год летом застрахованное лицо будет получать выписку и принимать инвестиционное решение.
Справка «Бюджета»
САЧКОВ Вадим Александрович, родился 1 сентября 1976 г. Окончил Московский государственный горный университет. 2000—2002 гг. — работа в ЗАО ИФК»Солид». С 2002 г. — генеральный директор ЗАО «СОЛИД Менеджмент».
После прихода в компанию в начале 2002 г. и формирования новой команды менеджеров, Вадиму Сачкову удалось провести реструктуризацию бизнеса компании, оптимизировать взаимоотношения с брокером и контрагентами, выстроить линейку паевых инвестиционных фондов под управлением компании. Наряду с этим удалось привлечь значительные средства новых инвесторов — как физических, так и юридических лиц (в том числе Национальный негосударственный пенсионный фонд, который входит в пятерку крупнейших российских негосударственных фондов по объему пенсионных резервов).
Менее чем за полгода активы под управлением компании выросли в 7 с лишним раз.
Собственный капитал компании в настоящее время составляет более 50 млн руб.
Публикацию подготовила Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.
Свой взгляд на ситуацию предлагает генеральный директор управляющей компании «СОЛИД Менеджмент» Вадим САЧКОВ
О компании
Компания создана в 1997 г., основные акционеры — ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина и ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Солид».
В настоящее время компания управляет активами трех паевых инвестиционных фондов — открытыми: фонд акций — «Солид-Инвест», фонд облигаций — «Фонд долгосрочных инвестиций Солид» и интервальным фондом смешанных инвестиций «Солид Интервальный», а также частью пенсионных резервов Национального негосударственного пенсионного фонда.
Величина активов, находящихся под управлением компании, составляет свыше 250 млн руб.
У граждан появилось право выбора
Надо отметить, что пенсионная реформа несколько затянулась и по срокам проведения конкурса управляющих компаний, и по срокам рассылки уведомлений. Стартовала же она в начале 2002 г. Суть ее заключается в переходе от строго распределительной пенсионной системы к накопительной. Поясню. Любой работодатель платит за своего работника единый социальный налог в размере 36,5%. 28 % от этой суммы — пенсионные деньги. Раньше они распределялись следующим образом: 14% откладывалось на базовую часть пенсии, остальное шло на страховку. Начиная с 2002 г., отчисления стали делить на три части: у мужчин с 1953 по 1966 гг. рождения и женщин с 1957 по 1966 гг. рождения — 14% на базовую часть, 12% на страховую и 2% на накопительную часть пенсии. У лиц 1967 г. рождения и моложе — 14% на базовую часть, 11% (с 2006 г. — 8%) на страховую часть и 3% (с 2006 г. — 6%) на накопительную часть пенсии. Человек может сам решить, как будут работать его деньги (накопительная часть пенсии). То есть, суть реформы в том, что размер будущей пенсии зависит от сознательного выбора будущего пенсионера. По выбору застрахованного лица — будущего пенсионера — накопительная часть пенсии может остаться либо в государственной системе, в Пенсионном фонде РФ и будет инвестироваться государством через управляющую компанию (правительством определено, что это Внешэкономбанк), либо эти средства могут быть переданы Пенсионным фондом РФ в управление негосударственным управляющим компаниям.
В период с 1 по 4 сентября Министерство финансов провело конкурс, в ходе которого были отобраны управляющие компании, подходящие по установленным правительством критериям. Они будут уполномочены государством для инвестирования накопительной части трудовой пенсии. Компании, прошедшие конкурс, заключат договор доверительного управления с Пенсионным фондом РФ и на основании этого уже смогут инвестировать средства. Правда, здесь есть одно «но». Мало пройти отбор, необходимо чтобы компанию выбрали граждане.
По итогам конкурса Минфином было отобрано 55 управляющих компаний. Критерии конкурса долго утверждались. Основными же стали: размер собственных средств (более 50 млн руб.) и размер средств в доверительном управлении (свыше 100 млн руб.), а также наличие в штате управляющей компании квалифицированных специалистов.
В настоящее время Пенсионный фонд рассылает гражданам России извещения о состоянии их накопительных счетов, бланк заявления о передаче управления накопительной части пенсии управляющей компании, а также письмо о порядках новой пенсионной реформы. Таких уведомлений должно быть порядка 38 млн, именно столько граждан попадает под действие новой пенсионной реформы.
Дальше, как подразумевается, работа должна пойти следующим образом: люди получают уведомление и принимают решение о своих дальнейших действиях. Если в течение определенного срока (последняя дата, утвержденная правительством, — 31 декабря 2003 г.) они не примут решение о передаче средств накопительной части пенсии какой-либо из управляющих компаний, деньги остаются в государственной системе и отправляются во Внешэкономбанк.
Свой выбор граждане могут осуществить, подав заявление с указанием наименования управляющей компании и ее ИНН в местное отделение Пенсионного фонда. Направить заявления можно тремя способами: лично подать его в отделение Пенсионного фонда, либо заверить заявление у нотариуса и отослать по почте в отделение Пенсионного фонда, или же подать заявление через трансфер-агента (то есть через организацию, заключившую соглашение с Пенсионным фондом о взаимном удостоверении подписей).
Первоначально законом было установлено, что люди должны сделать свой выбор до 15 октября текущего года, но практика показала, что Пенсионный фонд физически не в состоянии разослать уведомления даже до 1 октября и этот срок был продлен до конца года — 31 декабря. К сожалению, Пенсионный фонд РФ не информирует граждан о тех управляющих компаниях, которые допущены до управления пенсионными деньгами, хотя на начальном этапе звучали предложения о том, что в письма Пенсионного фонда должны быть вложены списки управляющих компаний, прошедших конкурсный отбор Минфина. Однако Пенсионный фонд решил, что он не обязан рекламировать частные управляющие компании. Значит люди должны сделать свой выбор, основываясь преимущественно на данных СМИ.
Таким образом, в этом году у людей остается следующий выбор: либо государственная управляющая компания — Внешэкономбанк, либо частные управляющие компании. Ключевым моментом здесь является то, какую доходность, работая со средствами пенсионных накоплений, смогут обеспечить Внешэкономбанк и негосударственные управляющие компании.
Государственная управляющая компания будет придерживаться консервативной стратегии инвестирования и вкладывать средства по принципу «купил и держи» в максимально надежные государственные ценные бумаги (доходность 7%); ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством; депозиты в уполномоченных банках (доходность 7—10%).
Таким образом, если человек выбирает государственную управляющую компанию, он обеспечивает себе наибольшую надежность накоплений при потенциально меньшей доходности. Ожидаемая доходность (около 7—8%) вряд ли покроет инфляцию.
Следующим шагом пенсионной реформы будет то, что в борьбу за средства пенсионных накоплений граждан с января 2004 г. включатся и негосударственные пенсионные фонды. Они также будут участвовать в работе с накопительной частью трудовой пенсии. Наряду с правом выбора управляющей компании, начиная с 2004 г., застрахованное лицо получает право выбрать негосударственный пенсионный фонд, заключив с ним договор обязательного пенсионного страхования. Перевод средств в НПФ будет осуществляться аналогично переводу средств в управляющую компанию. НПФ, в свою очередь, будет обязан передать поступившие к нему средства в УК по своему выбору. Здесь стоит учитывать тот факт, что негосударственные пенсионные фонды самостоятельно могут работать лишь с госбумагами и банковскими депозитами. А работать с акциями и облигация они имеют право только через управляющие компании. НПФ вправе использовать на свое содержание до 15% полученного инвестиционного дохода. Можно предполагать, что не менее 50 НПФ смогут соответствовать требованиям, предъявляемым государством.
Три вопроса от «Бюджета» Вадиму Сачкову:
— На какой объем привлеченных пенсионных резервов могут рассчитывать негосударственные управляющие компании?
— Здесь могут фигурировать разные цифры. Вообще в этом году объем средств накопительной части пенсии составляет порядка 55 млрд руб. Но вряд ли какая-либо из компаний сможет точно определить, на какой объем средств она может рассчитывать.
Причиной тому — крайне низкий уровень информированности населения. По данным различных социологических опросов, лишь 5-7% населения страны имеют хоть какое-то представление о пенсионной реформе и о тех возможностях, которые она открывает. Люди должны понимать, что ведь эти деньги реально не принадлежат человеку: это начисления от налогов, которые платит работодатель. То есть, эти деньги принадлежат государству и сейчас гражданам предлагают распорядиться теми деньгами, которые лишь номинально им принадлежат. Но, стоит отметить, подобная система действует — и очень успешно — во многих развитых странах.
Кроме того, у многих застрахованных лиц счета могут оказаться пустыми в силу целого ряда причин (серые схемы выплаты заработной платы, ошибки при уплате налоговых взносов работодателем и т.п.).
— Какие преимущества для граждан содержит новая модель пенсионной системы?
— Во-первых, это возможность существенного повышения пенсии, а также свобода выбора при инвестировании накопительной части трудовой пенсии.
Доходность, которую можно получить, работая с негосударственными управляющими компаниями, потенциально выше.
При передаче средств в доверительное управление негосударственной управляющей компании застрахованное лицо остается клиентом Пенсионного фонда России в части будущего пенсионного обслуживания. ПФР заключает договор с негосударственной управляющей компанией и передает ей средства будущих пенсионеров (в соответствии с их выбором).
— Как, по вашему мнению, будет развиваться пенсионная реформа в России?
— Конечно, в силу названных причин на первом этапе число граждан, выбравших частные управляющие компании, окажется невелико, но со временем оно будет расти. Ежегодно Пенсионный фонд будет информировать будущих пенсионеров о результатах управления их пенсионными накоплениями. Каждый год летом застрахованное лицо будет получать выписку и принимать инвестиционное решение.
Справка «Бюджета»
САЧКОВ Вадим Александрович, родился 1 сентября 1976 г. Окончил Московский государственный горный университет. 2000—2002 гг. — работа в ЗАО ИФК»Солид». С 2002 г. — генеральный директор ЗАО «СОЛИД Менеджмент».
После прихода в компанию в начале 2002 г. и формирования новой команды менеджеров, Вадиму Сачкову удалось провести реструктуризацию бизнеса компании, оптимизировать взаимоотношения с брокером и контрагентами, выстроить линейку паевых инвестиционных фондов под управлением компании. Наряду с этим удалось привлечь значительные средства новых инвесторов — как физических, так и юридических лиц (в том числе Национальный негосударственный пенсионный фонд, который входит в пятерку крупнейших российских негосударственных фондов по объему пенсионных резервов).
Менее чем за полгода активы под управлением компании выросли в 7 с лишним раз.
Собственный капитал компании в настоящее время составляет более 50 млн руб.
Публикацию подготовила Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.