Версия для печати 3002 Материалы по теме
Какой быть Москве

Вопрос
Круглый стол на тему «Стратегия развития Москвы до 2025 года. Вопросы реформирования государственного управления и полномочий местного самоуправления» состоялся 24 июля в РИА «Новости».

В конце мая 2012 года на съезде совета муниципальных образований Москвы С. С. Собянин предложил существенно расширить полномочия депутатов муниципальных собраний. В частности, дать им право инициировать отзыв глав управ районов. По мнению мэра столицы, потенциал системы местного самоуправления сейчас используется недостаточно. Расширение полномочий позволит жителям оказывать большее влияние на ситуацию в городе. С 1 августа 2012 года Закон г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» вступил в силу. Он наделяет органы местного самоуправления полномочиями в сфере благоустройства, эксплуатации и содержания жилищного фонда, размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов. Закон вводит ежегодную отчетность глав управ районов, а также руководителей районных бюджетных организаций перед советами депутатов.

Полномочия местного самоуправления

А. Е. Закондырин, заместитель председателя муниципального собрания Войковского района, отметил, что решение вопросов благоустройства и контрольная функция по отношению к местным чиновникам повышают роль местных депутатов. Но поскольку выполнение расширенных полномочий требует глубоких знаний и более серьезной самоотдачи, необходимо наполнить муниципалитеты профессиональными кадрами. Также он обратил внимание на то, что передаваемые полномочия по-прежнему не являются собственными полномочиями органов местного самоуправления. Необходимо поэтапно осуществлять передачу полномочий, причем именно как собственных, и соответствующим образом формировать налоговую политику.

Е. С. Шомина, профессор кафед­ры местного самоуправления НИУ ВШЭ, считает, что новые полномочия могут оказаться неподъемной ношей для органов местного самоуправления. Если допустить, что депутат ответственно отнесется к своим новым контрольным и организационным задачам, то ни о какой профессиональной деятельности помимо этого не может быть и речи. Однако заработную плату получают только 10 % депутатов, остальные трудятся бесплатно и, значит, должны иметь основное место работы, приносящее доход. То есть велика вероятность, что новые полномочия останутся пустой формальностью.

Стратегия

В. В. Климанов, заведующий кафед­рой государственного регулирования экономики РАНХиГС, обратил внимание на ряд противоречий, которые свойственны столице и ее развитию. В частности, Москва занимает достаточно высокую позицию в международных рейтингах как мировой политический и экономический центр. Но в то же время, если говорить о качестве жизни в городе, уровень его не так уж высок. Устранение этого противоречия легло в основу установок, которые использовались при разработке Стратегии развития Москвы до 2025 года. Столица должна стать городом, где можно не только хорошо зарабатывать, но и удобно жить. Также Климанов отметил такую проблему, как естественная убыль населения. Она наблюдается в Москве на протяжении последних нескольких лет и приводит к росту нагрузки на жителей трудоспособного возраста. Для ее урегулирования должны приниматься долгосрочные решения в плане перестройки и экономики, и миграционной политики. В столице естественным образом падает доля промышленного производства. Необходимо, чтобы оно замещалось высокотехнологичными отраслями, требующими привлечения квалифицированных кад­ров. По мнению Климанова, Москва должна стать «центром притяжения» для наиболее образованных и талантливых жителей России.

Мнение А. В. Широкова, председателя комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ, оказалось прямо противоположным. Он считает, что многочисленные проблемы Москвы проистекают как раз из того, что город очень сильно перенаселен. На месте пятиэтажек выстроили высотные дома, совершенно не заботясь об инфраструктуре. Метро, которое рассчитано на 7 млн человек, ежедневно перевозит 10 млн. Говоря о стратегии развития Москвы, следует понимать, что комфортное проживание возможно, только если город будет снижать свою численность. Широков считает, что должны создаваться своеобразные «точки притяжения», куда люди из Москвы будут уезжать в поисках работы.

В. К. Плотников, профессор Международного гуманитарного университета, отметил, что ни одна из разрабатываемых ранее стратегий не выходила за границы прежней Москвы. Однако, по его мнению, необходимо рассматривать в первую очередь именно пространственное развитие города. Увеличивать территорию города необходимо. Но делать это следует не путем искусственного присоединения к Москве практически пустых территорий, а в рамках московской агломерации.

Поделиться