Ректор Высшей школы экономики Я. И. Кузьминов начал свое выступление с рассказа о заседании Экспертного совета при Председателе Правительства РФ. По его словам, премьер-министр знает о существующей практике продажи дипломов и жестко заявляет о грядущей реструктуризации вузов. Еще недавно 90 % российских институтов, университетов и академий выпускали из своих стен экономистов, при этом один, а то и два основных предмета, без которых нельзя представить себе эту специальность, часто не преподавались вообще. «Люди с дипломом экономиста вместо того, чтобы быть экономистами, могут просто поговорить об экономике», — сделал заключение ректор ВШЭ.
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы В. А. Мау согласился с тем, что произошла дискредитация экономического, юридического, да и управленческого образования. «К счастью, большинство этих людей не работает экономистами и юристами», — добавил он, имея в виду обладателей купленных дипломов. Проблема отчасти находится внутри самой системы образования, считает Мау, так как учиться экономике у нас легче, нежели теоретической физике или прикладной математике. Но есть и внешний спрос на любое высшее образование, на любой диплом государственного вуза. По мнению ректора, он подкреплен всеобщей воинской обязанностью: учеба в вузе рассматривается как способ не попасть в армию.
Сегодня аудит вузов проводит Рособрнадзор, однако понять, какое заведение является эффективным, а какое нет, достаточно сложно. Такую точку зрения высказал ректор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова В. И. Гришин. Кроме того, нынешняя нормативно-правовая база порой не позволяет упразднить неэффективный вуз. А количество вузов (и государственных, и негосударственных), безусловно, должно быть сокращено, заявил ректор Финансового университета при Правительстве РФ М. А. Эскиндаров. У общества нет потребности в 50 тысячах новых финансистов ежегодно, подчеркнул он.
К 2015 году количество российских студентов сократится на 11−15 % только за счет изменения демографической ситуации. Сокращать необходимо и неадекватные, по выражению Кузьминова, учебные программы. Сегодня примерно 15 % абитуриентов зачисляются в вузы с тройками по базовым предметам, но претендуют на бюджетные места. В сокращении приема за счет указанного контингента ректор ВШЭ видит дополнительный резерв для экономии и перераспределения средств. Эти деньги как раз могли бы пойти на повышение оплаты труда преподавателей. Увы, «есть вузы, которые никого не отчисляют, поскольку каждая копейка рубль бережет», — выразил сожаление Кузьминов. Экономии можно достичь и путем объединения учебных заведений, оптимизации численности обслуживающего персонала и руководящих кадров, добавил Эскиндаров. Утверждение о том, что после реструктуризации многие преподаватели останутся без работы, — миф, сказал он.
Участники заседания объявили о создании Ассоциации ведущих экономических и управленческих университетов России (АВЭУУР). В числе ее основных задач — координация действий профессионального сообщества в обеспечении качества высшего и послевузовского экономического и управленческого университетского образования, внесение предложений по разработке государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов. Ассоциация готова оказать государству экспертную и организационную поддержку в разработке и выполнении программы реструктуризации вузов.