Версия для печати 4383 Материалы по теме
Ямал: новые проекты –  новые возможности

Кобылкин
Известная фраза «финансы — кровь экономики» для Ямала верна лишь отчасти. Финансы — не самоцель, а средство достижения цели. Целью же для органов власти всегда является стабильное повышение качества жизни населения. И за сухими цифрами бюджета ясно видна эта главная задача органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ямал, занимая третье место по объему платежей в бюджетную систему России, остается одним из основных регионов-доноров и стабильно обеспечивает формирование доходной базы государства. Второй год подряд наблюдается значительный рост доходов бюджета региона. Дополнительные средства позволяют вести масштабное строительство, сдерживать коммунальные тарифы, оказывать содействие социально незащищенным слоям населения. Более 80 % расходов предусмотрено на социально значимые программы, что делает бюджет округа традиционно социально направленным. На протяжении последних девяти лет регион не прибегал к заимствованиям, а это означает, что все свои расходные обязательства автономный округ выполняет в срок и в полном объеме.

В 2011 году экономика ЯНАО продемонстрировала стабильное и быстрое развитие. За год по объемам отчислений в федеральный бюджет регион переместился с 5-го на 3-е место.

Сегодня в бюджете округа определены дополнительные точки интенсивного экономического роста. Для каждого жителя Ямала это означает стабильный рост заработной платы и доходов, обеспеченность рабочими местами, полноценное лекарственное обеспечение и повышение качества услуг учреждений здравоохранения, социального обслуживания. Словом, дальнейшее улучшение качества жизни населения.

Энергетические ресурсы —основа благополучия

Эффективное наполнение бюджета невозможно без комплексной многовекторной работы. И одно из главнейших направлений — динамичное экономическое развитие территории. Ямал со второй половины прошлого века является главной энергетической кладовой России. Сегодня регион дает примерно 85 % всей добычи газа в России (общий объем добычи по стране в 2011 г. — 670,5 млрд кубометров, Ямал — 560 млрд кубометров), или около 20 % мировой добычи. Но перспектив у нас гораздо больше, чем уже заслуженных побед. За несколько десятилетий освоения в округе добыто около 11 % от разведанных запасов газа. По общему мнению экспертов, с точки зрения топливной энергетики альтернатив Ямалу не будет еще в течение многих десятилетий. Тем более что наш округ является еще и стартовой площадкой для выхода на арктические шельфы.

В октябре 2012 года в регионе состоится без преувеличения знаковое событие — ввод в эксплуатацию Бованенковского месторождения. Это первый пусковой комплекс масштабной программы освоения полуострова Ямал и прилегающего арктического шельфа. Полуостров Ямал и его акватории — это 32 уже открытых месторождения углеводородов, перспективные и прогнозные ресурсы которых оцениваются в десятки триллионов кубометров газа и миллиарды тонн нефти и конденсата. Запасы Бованенковского месторождения составляют около 5 трлн кубометров газа. Проектный объем добычи здесь составит сначала 115, а в перспективе — 140 млрд кубометров в год.

По значимости для топливно-энергетического комплекса России, да и для экономики страны в целом, ввод в эксплуатацию этого месторождения сопоставим с эпохальными открытиями месторождений-гигантов прошлого века. Бованенково — новая страница истории и стартовая площадка для выхода на огромные арктические территории, к огромным ресурсам и возможностям.

Здесь особо отмечу важное значение годами проверенного взаимовыгодного партнерского сотрудничества руководства Ямало-Ненецкого автономного округа с ОАО «Газпром» и другими крупными компаниями, работающими на территории региона. Сотрудничество регламентируется генеральными соглашениями, в рамках которых ежегодно подписываются новые документы о сотрудничестве — гарантии как для самой компании, так и для жителей территории.

Сегодня комплексное промышленное освоение месторождений полу­острова Ямал ведется на прочной нормативно-правовой основе, с научным и технологическим обеспечением, финансовым и экономическим обоснованием, механизмами экологической и социальной защиты. Это дает основания полагать, что программа освоения полуострова будет реализована в полной мере. К 2020 году добыча на полуострове возрастет до 175 млрд кубометров газа, а к 2030 году с учетом месторождений шельфа Карского моря она составит 360 млрд кубометров. Разумеется, конкретные объемы добычи в тот или иной временной период определяются целым комплексом факторов — от конъюнктуры рынка и маркетинговой политики до геополитических обстоятельств и природно-сырьевого потенциала. Наша общая задача — сделать все, чтобы при любых меняющихся условиях в арсенале государства имелся максимум возможностей для маневра, другими словами, чтобы Россия всегда могла добывать столько энергоносителей, сколько ей необходимо.

Инфраструктурный фундамент развития

В июле нынешнего года в поселке Сабетта был дан старт еще одному действительно грандиозному проекту. Здесь была заложена памятная капсула в основание строительства нового российского морского порта — инфраструктурной составляющей проекта «Ямал СПГ».

В 2010 году по поручению Правительства РФ ОАО «НОВАТЭК» на полуострове Ямал приступило к формированию нового российского центра по производству сжиженного природного газа (СПГ). Проект включает в себя создание мощностей по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на базе крупнейшего на севере полуострова Ямал Южно-Тамбейского месторождения. Ресурсная база месторождения в 1,3 трлн кубометров газа позволяет добывать 25 млрд кубометров в год в течение 20 лет. Место размещения завода СПГ определено с учетом климатических, природных и экономических условий в районе поселка Сабетта. Проектная мощность завода — 15 млн тонн сжиженного природного газа ежегодно. Впоследствии к проекту, возможно, присоединятся месторождения Тамбейской группы, что позволит удвоить мощности завода. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию завода СПГ — 2016–2018 годы.

Отмечу, что для вывоза сжиженного природного газа с полуострова Ямал требуется создание танкерного флота из 20 судов крупного водоизмещения, а круглогодичность отгрузок и поставок в арктических условиях должна обеспечиваться несколькими ледоколами. Инвестор проекта «Ямал СПГ» уже подготовил пакет документов на производство таких судов.

Это совершенно новый подход к эксплуатации природных ресурсов. Уникальное географическое месторасположение базы проекта «Ямал СПГ», хорошая конъюнктура, сырьевое наполнение, производственная и транспортная обеспеченность дают возможность поставлять сжиженный газ на рынки Европы, Северной Америки и в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь. Севморпуть значительно сокращает время поставок, а следовательно, транспортные издержки и является принципиально новым маршрутом экспорта российского ямальского газа. Можно говорить о том, что с Ямала из российской Арктики по Северному морскому пути будет «прорубаться окно в Азию».

Я глубоко убежден, что Сабетта — это не только новый порт на Северном морском пути, но и новые возможности и для морской инфраструктуры России, и для реализации энергетического потенциала, и для экономики страны в целом. Этот промышленно-транспортный узел совершенно по-новому обозначит геополитическое значение нашей страны в Арктике, выведет ее в лидеры освоения территории. Морской порт Сабетта — новый мощный блок в основании государственной политики России в Арктике.

Такие масштабные экономические и инфраструктурные проекты — это тысячи новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, стимулирование сопутствующего малого предпринимательства, заработная плата ямальцев, увеличение доходов бюджетов различных уровней. Все перечисленные проекты фактически закладывают на многие годы вперед фундамент будущего благополучия Ямала, без преувеличения всей страны.

Инвестиционный потенциал: ресурсы, малый бизнес и инновации

Судьба Ямала — быть энергетическим гарантом безопасности государства. Разумеется, такой статус влияет и на рейтинги региона. Так, ЯНАО находится в тройке регионов-лидеров, которым международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s присвоило высший кредитный рейтинг по национальной шкале с прогнозом «стабильный».

В то же время важно понимать, что потенциал региона не ограничивается только углеводородами. Но чтобы раскрыть его, требуются значительные инвестиции. Причем вкладываться в регион готов не только крупный бизнес: наши проекты не менее привлекательны и для среднего, и для малого бизнеса. Это заметно хотя бы по перечню направлений, которые уже сегодня находятся на стадии реализации. Так, мы уже приступили к возрождению северного агропрома. Речь не только о знаменитой ямальской оленине, которую мы с успехом поставляем в страны Евросоюза, но и о выращивании овощей, переработке дикоросов, воспроизводстве рыбных запасов. Активно развиваем полярный туризм. Таким образом, наличие несырьевого инвестиционного потенциала у Ямала очевидно.

Для большей наглядности мы разделили инвестиционную работу на два стратегических направления. Первое — нефтегазовое и близкое к нему. В округе уже действует ряд нормативных актов и разрабатываются новые, создающие условия для привлечения инвестиций в особо крупные проекты. Компаниям, выходящим на эти мегапроекты, в частности, предоставляется право не платить налог на движимое и недвижимое имущество, если собственность компании составляет единый технологический комплекс по добыче и производству сжиженного природного газа. Компании, добывающие природный газ для последующего сжижения, имеют пониженную ставку налога на прибыль — 13,5 %. Организациям, которые реализуют в регионе приоритетные инвестпроекты, снижена ставка налога на имущество организаций и налога на прибыль, зачисляемого в окружной бюджет.

Вторым стратегическим направлением формируемой на Ямале системы привлечения инвестиций является поддержка малого и среднего бизнеса. Для такого рода компаний созданы максимально льготные условия: налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения в три раза ниже, чем в среднем по России, введена упрощенная система налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей.

Особое внимание уделяется компаниям, занятым в инновационной сфере и организующим предприятия по выпуску продукции из сырья, добываемого крупными корпорациями. Такой подход оправдан: представители бизнеса начинают работать с большой промышленностью, в том числе и в инновационных отраслях. Например, на Новоуренгойском газохимическом комбинате в 2013 году представители малого и среднего бизнеса получат первую партию этилена и полиэтилена. Малый бизнес имеет все шансы на успех в производстве ветродизельных установок — весьма актуальной для нашего региона продукции.

Самым важным результатом уже пройденного по двум направлениям пути повышения инвестиционной привлекательности ЯНАО считаю то, что экономика округа начала качественно меняться — уходить от чисто ресурсного к ресурсно-инновационному развитию. Для того чтобы помочь этому переходу, принята новая региональная программа «Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности на 2012–2014 годы». В ее рамках, в частности, запланировано создание девяти технологических площадок, на которых инвесторы смогут развернуть свои производства с высокой добавленной стоимостью.

Все это открывает широкие перспективы не только компаниям, реализующим проекты в округе, не только самому региону, но и России в целом. Это придаст новый мощный импульс развитию российских северных территорий, окупится ростом товарооборота, созданием новых предприятий и целых отраслей.

Социальные приоритеты

Еще раз повторюсь, каждый проект — в какой бы сфере он ни осуществлялся — имеет своей конечной целью повышение качества жизни граждан. В социальной политике, разумеется, совсем без проблем не бывает: вопрос в том, как их устранять. Главная проблема для Ямала, как и для остальной России, — это жилье. Нам удалось значительно активизировать строительство, привлечь все возможные ресурсы. Благодаря этому сегодня на Ямале очень много стройплощадок. Более того, проанализировав свои возможности, мы приняли программу, согласно которой объем ввода жилья в 2016 году превысит очень немалый показатель текущего года в шесть раз. При таких темпах строительства — а мы их обязательно выдержим — к 2020 году аварийный жилой фонд в регионе будет практически ликвидирован.

Замечу, что уровень рождаемости на Ямале один из самых высоких в России, а это обусловливает динамично растущий спрос на детские сады. Изыскав соответствующие ресурсы, мы приняли целевую программу, по которой до 2015 года в регионе будут построены 34 детских сада. Мест в них должно хватить на всех, даже с учетом прироста населения. Кроме того, всем, кому не хватает мест в детских садах, мы сегодня доплачиваем по три с лишним тысячи рублей в месяц. Сумма невелика, но она позволяет родителям хотя бы частично компенсировать расходы на частные детские сады. К слову, последним мы даем зеленый свет. Летом среди предпринимателей проводился конкурс, и победители, которые представили лучшие бизнес-проекты по работе с дошкольниками, получили серьезную денежную помощь. Она направляется на долевое финансирование оплаты коммунальных услуг, аренды или выкупа помещения, ремонта, покупки инвентаря, выполнения требований эпидемиологической, пожарной безопасности и прочие целевые расходы. Этим решением мы закрыли сразу несколько вопросов. Во-первых, на Ямале появилось несколько десятков частных детских садов, 25 из которых стали победителями нашего конкурса и получили финансовую поддержку. Во-вторых, было создано значительное количество дополнительных рабочих мест.

Уверенность в экономическом благополучии ямальцев благотворно сказывается на рождаемости. Естественный прирост населения — это то, чем мы можем гордиться: по количеству новорожденных на 1000 человек Ямал соревнуется с республиками Кавказа. И все же мы стимулируем рождаемость экономически. С начала этого года ямальцам, родившим или усыновившим третьего и последующих детей, предоставляется право на материнский капитал в размере 350 тыс. руб. Эти деньги — дополнительная сумма и к повышенным разовым выплатам, и к федеральному материнскому капиталу. Мы оказываем (и будем оказывать впредь) максимальную поддержку многодетным и молодым семьям, представителям коренных народов, ветеранам, инвалидам, детям-сиротам, то есть тем, кому эта поддержка действительно необходима. В целом Ямало-Ненецкий автономный округ сегодня — единственный регион России, где гражданам, нуждающимся в особой заботе государства, предоставляется 98 мер социальной поддержки, причем 68 из них — региональные меры поддержки.

Как я уже отмечал, львиная доля окружного бюджета идет на социальное развитие, и это, безусловно, справедливо. В Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года черным по белому определена ее цель: обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований. Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследования на предмет «социального самочувствия» жителей Ямала. Были опрошены несколько тысяч жителей округа из разных населенных пунктов. Данные ВЦИОМа практически полностью совпали с результатами наших регулярных замеров: социально-экономическое самочувствие ямальцев очень хорошее и остается стабильным. Почти половина населения относят себя к богатым и обеспеченным, а людей, считающих себя бедными, в два раза меньше, чем в среднем по России. И, что для меня очень важно, согласно опросам, в будущее ямальцы смотрят с оптимизмом. Значит, люди согласны с проводимой в регионе политикой и верят в ее результативность, в то, что завтра их жизнь будет еще лучше, чем вчера.

Справка «Бюджета»

Дмитрий Николаевич Кобылкин

Родился 7 июля 1971 г. в г. Астрахани.

В 1993 г. окончил Уфимский нефтяной институт по специальности «горный инженер-геофизик», в 200З г. — институт профессиональной переподготовки Уральской академии государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление».

В 1994–1995 гг. — геолог Таркосалинской нефтегазоразведочной экспедиции.

В 1996–2001 гг. — директор по персоналу, первый заместитель генерального директора в ОАО «Пурнефтегазгеология».

С 2000 г. руководил разработкой Ханчейского месторождения и организацией нефтегазодобывающего производства. В мае 2001 г. назначен генеральным директором ОАО «Ханчейнефтегаз».

В 2002–2005 гг. — первый заместитель главы администрации Пуровского района.

В 2005–2010 гг. — глава муниципального образования Пуровский район.

С марта 2010 г. — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа.

Женат. Воспитывает троих детей.

Поделиться