25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 10268 Материалы по теме
Борьба за НДФЛ

макарова
Проблемы в администрировании налога на доходы физических лиц возникают практически в каждом регионе. О том, какие методы используют липецкие налоговики для увеличения поступлений НДФЛ в бюджет, рассказала Екатерина Викторовна МАКАРОВА, руководитель УФНС региона.

— Екатерина Викторовна, одним из основных источников формирования доходов бюджета Липецкой области является НДФЛ. Как складывается ситуация с мобилизацией этого налога?

— Да, действительно, налог на доходы физических лиц — один из основных доходных источников консолидированного бюджета Липецкой области. Удельный вес этого налога в общем объеме поступлений в территориальный бюджет за последние три года составлял около 40 процентов.

Следует отметить, что поступления НДФЛ из года в год увеличиваются. Так, если в 2006 году его мобилизовано в сумме 5,7 миллиарда рублей, в 2008 году уже 9,5 миллиарда, а в 2011 году — 11,1 миллиарда рублей. Но при этом существуют и резервы для увеличения поступлений налога. Это, конечно, вывод заработной платы из тени, ликвидация задолженности как по НДФЛ, так и по заработной плате, выявление и постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов, работающих на территории области.

— Как эти резервы используют налоговые органы Липецкой области?

— В первую очередь мы анализируем соответствие поступлений НДФЛ темпам роста фонда оплаты труда как в целом по муниципальным образованиям, так и в разрезе предприятий по отраслям экономики. В существенной степени на несоответствие темпов роста поступлений НДФЛ темпам роста фонда оплаты труда влияет задолженность, допускаемая организациями по выплате заработной платы. Недобросовестные работодатели представляют в Федеральную службу государственной статистики отчетность об отсутствии у них просроченной задолженности по выплате заработной платы, что далеко не всегда соответствует действительности.

В ходе проведенной адресной работы в первом полугодии 2012 года налоговыми инспекциями было выявлено 55 предприятий, которые наряду с задолженностью по НФДЛ имели и задолженность по заработной плате в сумме 43 миллионов рублей. Самые большие долги допустили строительные компании и сельхозтоваропроизводители.

Принимая во внимание значимость НДФЛ для территориального бюджета, а также социальную важность вопроса своевременной выплаты хозяйствующими субъектами заработной платы работникам, управление ежемесячно направляет списки выявленных недобросовестных работодателей в прокуратуру Липецкой области для принятия соответствующих мер. Результатом прокурорских проверок в текущем году стало погашение задолженности по зарплате 32 предприятиями в сумме 14,4 миллиона рублей и соответственно перечисление в бюджет НДФЛ.

Остается также проблема своевременного перечисления налоговыми агентами в бюджет удержанного из заработной платы НДФЛ. Налоговые инспекции совместно с представителями финансовых органов администраций районов и городов области активно проводят адресную работу по выявлению организаций, несвоевременно перечисляющих в бюджет налог на доходы физических лиц. В первом полугодии 2012 года такой работой было охвачено 1985 налоговых агентов. По результатам адресной работы в бюджет поступил 171 миллион рублей задолженности по НДФЛ.

Налоговые органы области продолжают работу по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к уплате в бюджет налога на доходы физических лиц обособленных подразделений, зарегистрированных в других регионах. Так, в первом полугодии поставлено на учет 129 таких подразделений, от которых в территориальный бюджет поступило более 3 миллионов рублей НДФЛ. От всех обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории области, в первом полугодии 2012 года в территориальный бюджет поступило 780 миллионов руб­лей НДФЛ. Эффективность данной работы зависит от активного участия в ней органов местного самоуправления, которые должны в оперативном порядке передавать в налоговые инспекции сведения о хозяйствующих субъектах из других регионов, получивших подряды на выполнение работ на подведомственной территории.

— Каким должен быть уровень зарплаты, чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов?

— Трудовое законодательство содержит упоминание о минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Так, в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Та же статья гласит, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. То есть требование о размере заработной платы не ниже МРОТ прямо установлено ТК РФ. И несоблюдение данного требования является нарушением трудового законодательства, за которое ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Функцией же налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам компаний (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в компании фактическая заработная плата учитывается полностью при обложении налогом на доходы физических лиц, претензий к ней у налоговых органов не будет. Под пристальное внимание налоговых органов подпадают организации и индивидуальные предприниматели с официальной заработной платой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выплачиваются не учтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения, денежные средства.

Это правило берет свое начало из положений приказа ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Данным приказом утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Так, в качестве одного из критериев приведена выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

— Какие методы используют налоговики Липецкой области в работе с недобросовестными работодателями?

— Налоговые инспекции области совместно с органами власти, а также другими контролирующими службами на протяжении ряда лет проводят кампанию по легализации теневой заработной платы. Основным инструментом в данной работе является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях межведомственных комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности. Большинство работодателей предпочитают не вступать в спор с участниками комиссий и сразу после заседания самостоятельно уточняют в сторону увеличения уровень оплаты труда своих работников.

В 2011 году на комиссиях было заслушано 3,8 тысячи работодателей, из которых почти 90 процентов повысили заработную плату, в результате в бюджет дополнительно поступило более 30 миллионов рублей НДФЛ. В текущем году на заседаниях межведомственных комиссий заслушано 2018 работодателей, из которых 1523, или 75 процентов, увеличили заработную плату до среднеотраслевого уровня, что позволило обеспечить дополнительные поступления НДФЛ в размере свыше 11 миллионов рублей.

Но не все руководители предприятий и индивидуальные предприниматели реагируют на предложения комиссии по выводу заработной платы из тени и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Такие работодатели — кандидаты для включения их в планы выездных налоговых проверок. Налоговые проверки назначаются и по обращениям граждан по выдаче заработной платы в конвертах. В текущем году проведено 176 выездных налоговых проверок по НДФЛ, по результатам которых в бюджет доначислен налог в сумме 60 миллионов рублей.

С целью доведения до граждан социальных последствий выплаты заработной платы в конвертах УФНС России по Липецкой области в мае — июне 2012 года провело социальную кампанию «„Серая“ зарплата — отсутствие социальных гарантий». В рамках этой кампании проведена масштабная информационная работа через СМИ, а также разъяснительная работа в трудовых коллективах предприятий области. На региональном телеканале «Липецкое время» по данной тематике прошел цикл передач «Налоговый курьер». На семи уличных плазменных панелях транслировался видеоролик «Сегодня зарплата в конвертах — завтра нищенская пенсия». В печатных СМИ региона размещено 37 статей по данной тематике. Кроме того, управлением изготовлен аудиоролик, который транслировался на местных радиоканалах, а также в гипермаркетах, крупных торговых центрах и на рынках городов и районов области. На улицах городов и районов размещено более 30 баннеров и информационных плакатов сити-формата. В налоговых инспекциях оформлены соответствующие стенды. Информация о проводимой акции прошла в новостных теле- и радиопередачах.

Кроме того, специалисты налоговых инспекций провели встречи с трудовыми коллективами предприятий региона. Всего проведено 137 выездных семинаров на предприятиях, в которых приняли участие около трех тысяч человек. В ходе проводимой социальной кампании в налоговые инспекции поступило свыше 100 сообщений на телефоны «горячей линии» о недобросовестных работодателях. То, какой общественный резонанс вызвала кампания, свидетельствует, что вопрос выплаты заработной платы в конвертах не оставляет граждан равнодушными. Решение же проблемы выплат «серых» зарплат мы видим не в поиске виновных и их наказании, а в осознании социальной значимости данного вопроса.

— Екатерина Викторовна, какие, на ваш взгляд, проблемы в администрировании НДФЛ нужно решать на законодательном уровне?

— По нашему мнению, существенной проблемой администрирования НДФЛ остается отсутствие установленной для налоговых агентов отчетности по налогу. Мы попросили наших областных депутатов в рамках законодательной инициативы направить в Государственную думу предложение о предоставлении органам власти субъектов РФ права введения на региональном уровне отчетности по налогу на доходы физических лиц для хозяйствующих субъектов. Такая отчетность позволит оперативно выявлять не только задолженность по НДФЛ, но и задолженность по заработной плате.

Считаем также целесообразным законодательно на федеральном уровне закрепить полномочия и статус комиссий по легализации теневой заработной платы и ответственность работодателей за выплату заработной платы в конвертах.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно