Дарья Владимировна ИСТОМИНА, старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений
Анна Ивановна ВОРОБЬЁВА, старший аналитик юридической службы Центра исследования бюджетных отношений
Нормативные правовые акты
Эффективный переход на реализацию положений нового закона зачастую зависит от двух субъектов правоотношений: законодателей и правоприменителей. Большинство заказчиков сумели применить нормы Закона №
Несколько иначе дело обстоит с разработкой подзаконных актов. Закон №
- Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг;
- Порядок регистрации заказчиков на официальном сайте;
- Порядок размещения на официальном сайте информации о закупке;
- Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Ожидалось, что вышеперечисленные документы будут приняты на законодательном уровне в кратчайшие сроки. Однако, как показала практика, этого не произошло. На данный момент разработан и принят иной перечень документов, также предусмотренный Законом №
постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. № 642 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти по ведению официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Постановлением установлено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими ведение официального сайта в Интернете www.zakupki.gov.ru, являются Министерство экономического развития РФ и Федеральное казначейство;
постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Перечень товаров, работ и услуг включает в себя 13 позиций (в том числе закупку канцелярских принадлежностей, природной воды, автомобилей, медицинской аппаратуры, услуг по ремонту оргтехники и уборке зданий и др.). При этом постановлением предусмотрено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме, если в соответствии с Законом №
постановление Правительства РФ от 14 июня 2012 г. № 591 «Об утверждении Правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте». Правила определяют порядок и сроки разработки, согласования и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки либо перечня групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не подлежат размещению на официальном сайте;
приказ Росстата от 30 декабря 2011 г. № 525 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за закупочной деятельностью отдельных видов юридических лиц». Документ регламентирует сроки и форму предоставления информации о закупочной деятельности юридических лиц, на которых распространяется действие Закона №
В настоящее время разработаны, но еще не утверждены (размещены на сайте Минэкономразвития России в виде проектов) следующие документы:
- постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте информации о закупке»;
- постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядка и сроков размещения такого плана на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, требований к форме такого плана»;
- Порядок регистрации юридических лиц, определенных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- Порядок регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
С текстами вышеперечисленных документов можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России, а также на официальном сайте в разделе «Информация для заказчиков и поставщиков».
Проблематика
Отсутствие разработанных и утвержденных в срок подзаконных актов создало определенные неудобства в работе заказчиков. Так, например, ч. 4 ст. 8 Закона №
Куда хуже дело обстоит с регистрацией на официальном сайте. Напомним, что необходимость размещения с 1 июля на портале госзакупок положения о закупке, изменений, вносимых в такое положение, планов закупки и иной информации о закупке предусмотрена ч. 3 ст. 8 Закона №
В сложившейся ситуации эксперты предполагали, что срок начала обязательного размещения информации на официальном сайте будет перенесен на более поздний период (такую возможность предусматривает ч. 3 ст. 8 Закона №
С юридической точки зрения компании, не сумевшие в установленный Законом №
Порядок регистрации на официальном сайте
По истечении некоторого времени ситуация начала проясняться. На портале госзакупок появился раздел «Закупки в рамках
- Инструкция по настройке рабочего места пользователя;
- Методические рекомендации по составу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;
- Инструкция по регистрации юридических лиц и уполномоченных сотрудников в единой системе идентификации и аутентификации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- Дорожная карта для организаций по регистрации на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц;
- Руководство пользователя официального сайта.
Перенос срока начала размещения информации на официальном сайте на 1 октября 2012 года означает, что до указанного времени заказчики должны продолжать публиковать информацию о закупках на своих собственных сайтах. Заказчикам можно порекомендовать заблаговременно приступать к регистрации на портале госзакупок во избежание возможных нарушений сроков. Что для этого необходимо сделать?
Первое. Начать подготовку к процедуре регистрации на официальном сайте необходимо с получения ЭЦП в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №
Многие заказчики не четко разделяют понятия «официальный сайт» и «электронные торговые площадки» (федеральные и нефедеральные). Каждая из федеральных площадок представляет собой не одну, как думают некоторые, а несколько разных площадок для разных целей. Так, например, электронные аукционы торговой площадки «Сбербанк-АСТ» проводятся на разных порталах в зависимости от объекта торгов: закупки для государственных заказчиков — на http://www.sberbank-ast.ru, закупки по Закону №
Второе. После получения ЭЦП необходимо будет пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), то есть на портале государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru). Регистрация юридического лица должна осуществляться пользователем, имеющим право действовать от имени организации заказчика без доверенности (то есть руководителем организации). Завершающим этапом регистрации станет получение кода активации (посредством ФГУП «Почта России» либо через центр продаж и обслуживания компании ОАО «Ростелеком»). Подробная инструкция приведена в разделе «Информация для заказчиков и поставщиков» на официальном сайте.
Третье. При регистрации на официальном сайте особое внимание следует уделить Руководству пользователя (раздел «Информация для заказчиков и поставщиков»). В данном документе представлено назначение официального сайта, указаны требования к рабочему месту и квалификации пользователей, описаны принципы работы с интерфейсом пользователя. Схематично и подробно изложен порядок действий пользователей при работе с системой.
Региональный и муниципальный опыт
Оценивая применение Закона №
Так, например, Правительством Республики Хакасия было утверждено примерное положение о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц1. Требования указанного примерного положения заказчикам было рекомендовано учитывать при разработке своих положений о закупке. Аналогичная практика по утверждению примерного (типового) положения о закупке отмечена также в Волгоградской и Московской областях.
В Волгоградской области для реализации отдельных положений Закона №
Дать однозначную оценку подобной практике разработки примерных (типовых) положений о закупке представляется затруднительным. С одной стороны, для заказчиков, впервые столкнувшихся с необходимостью разработки положения о закупке, примерное положение может стать хорошим подспорьем. С другой — формулировки вида «рекомендуется учитывать» на деле могут означать обязательное следование им независимо от того, устраивают предложенные требования самого заказчика или нет. Учитывая, что Закон №
Не углубляясь в содержание указанных примерных положений, уже можно привести пример расхождения последних с нормами Закона №
Если обратиться к практике реализации норм Закона №
Так, с учетом предложенного управлением экономики администрации г. Рязани примерного положения о закупке заказчикам предстоит в двухнедельный срок разработать свои положения о закупке, согласовать их с управлением экономики администрации, курирующим структурным подразделением администрации и утвердить. В результате заказчику не оставлено право выбора, ему придется утверждать положение о закупке с учетом требований примерного положения, предложенного администрацией, чтобы этот документ был согласован (что само по себе незаконно) управлением экономики администрации. Подобная ситуация — согласование положения о закупке с органами исполнительной власти — встречается и в других субъектах РФ.
На федеральном уровне вопросы, связанные с согласованием положений о закупке, также беспокоили заказчиков согласно Закону №
Кроме того, Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти — действующим законодательством РФ, в том числе Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437, не наделено компетенцией по рассмотрению и согласованию положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд организаций, подпадающих под действие Закона.
Министерство считает, что разработка и утверждение положения о закупке товаров, работ, услуг должны осуществляться заказчиком самостоятельно с учетом требований, установленных Законом. Требование о согласовании положения о закупках товаров, работ, услуг с каким-либо федеральным органом исполнительной власти или представление замечаний и предложений к положению будет являться вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица»3.
В вышеприведенном ответе ключевым представляется аргумент об отсутствии требований в законе о том, что «такое положение о закупке подлежит согласованию с Минэкономразвития России или иным федеральным органом исполнительной власти». Исходя из официального разъяснения министерства, практику обязательного согласования положений о закупке заказчиками можно расценивать как вмешательство в хозяйственную деятельность юридического лица.
Стоит отметить, что при регулировании отношений по утверждению положений о закупке для учреждений культуры имеет место правовая коллизия между нормами Закона №
Законом №
Таблица. Примеры по установлению сроков применения Закона №
Наименование муниципального образования |
Тип заказчика |
Год начала применения закона |
Майминский район Республики Алтай |
Все |
2012 |
г. Казань |
Все |
2012 |
г. Набережные Челны Республики Татарстан |
АУ* |
2012 |
г. Кызыл |
УП** |
2013 |
г. Пермь |
АУ |
2012 |
г. Свободный Амурской области |
Все |
2012 |
Советский городской округ Калининградской области |
АУ |
2012 |
г. Рязань |
УП; ООО |
2012 |
Балаковский муниципальный район Саратовской области |
Все |
2013 |
Новоуральский городской округ Свердловской области |
АУ; УП |
с с |
Нижневартовский район Ханты-Мансийского АО |
АУ |
2012 |
* АУ — автономные учреждения.
**УП — унитарные предприятия.(это с новой строки)
Как видно из таблицы, в ряде муниципальных образований срок применения положений закона устанавливается максимально ранний — 2012 год. Следует отметить, что не для всех муниципальных заказчиков он одинаков. В некоторых примерах более ранний срок устанавливается лишь для автономных учреждений либо унитарных предприятий, а в г. Рязани поименованы конкретные юридические лица (например, МУП «РГРЭС», МУП «РМПТС», МП «Водоканал города Рязани»).
Приведенный в таблице перечень муниципальных образований является далеко не исчерпывающим, что свидетельствует о тенденции к скорейшему применению норм Закона №
Выводы
Как показала практика, переход юридических лиц на новую систему закупок оказался непростым. Прежде всего это связано с отсутствием своевременно принятых подзаконных актов, регулирующих отдельные положения Закона №
1 Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 29 марта 2012 г. №
2 Постановление
3 Письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2011 г. № 28718-АС/Д28.