— Виталий Евгеньевич, Рязань по результатам V Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» была отмечена как один из лидеров в области организации предоставления муниципальных услуг. Что позволило достичь такого результата?
— Работа в этом направлении началась еще в 2006 году с принятием программы реформирования муниципальных финансов. Ее логичным продолжением стала реализация Федерального закона №
Нами были проанализированы и приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства правовые акты, регулирующие вопросы установления стандартов и индикаторов качества муниципальных услуг, нормативов финансового обеспечения и методик их расчета. Только в 2011 году в рамках реализации Закона №
С 1 января 2012 года осуществлен переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансовому обеспечению выполнения муниципального задания. В сформированном сегодня реестре муниципальных услуг (работ) выделяется 25 услуг (работ), по 23 из них утверждены индикаторы качества. Утверждены методики расчета нормативов и нормативы финансового обеспечения муниципальных услуг. Всем бюджетным учреждениям в текущем году доведены муниципальные задания, заключены соглашения на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий из бюджета города.
— Расскажите немного о бюджете города Рязани. Каковы его основные параметры?
— Приведу ключевые цифры. В 2012 году доходы бюджета составят почти 5,9 миллиарда рублей, причем собственные доходы прогнозируются в размере 4,4 миллиарда рублей. Безвозмездные поступления из областного бюджета в 2012 году предусмотрены в сумме 1,5 миллиарда рублей, а удельный вес межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов бюджета города составит 25,5 процента. Предельный объем расходов определен в объеме 6,2 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 349,5 миллиона рублей, или 8 процентов доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Основным бюджетообразующим доходным источником остается НДФЛ, удельный вес которого в структуре доходов бюджета составляет более 50 процентов. Вторым по значимости в формировании бюджета является земельный налог (22,3 процента). Сохраняют свою актуальность для бюджета доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (10,3 процента). Подчеркну, что бюджет города на 2012 год, как и в прошлые годы, сохранил свою социальную направленность: удельный вес расходов на социальную сферу составляет 67 процентов.
Результатом последовательной, целенаправленной работы по совершенствованию бюджетного процесса и реформированию управления муниципальными финансами стало принятие в 2011 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Рязань на период до 2013 года. Разумеется, эффективность расходов не самоцель, а средство для достижения нашей главной цели — высокого качества жизни горожан. Опережая на год план мероприятий по реализации программы, уже в 2011 году мы сформировали трехлетний бюджет города. Формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период позволило объединить приоритетные задачи на ближайшую перспективу, необходимые ресурсы для их реализации и источники доходов бюджета города.
Важнейшим направлением программы я считаю внедрение программно-целевых принципов организации деятельности администрации Рязани. В 2012 году на их основе сформировано 29,7 процента расходов бюджета города. В бюджете предусмотрено 28 муниципальных долгосрочных и 12 ведомственных целевых программ. Кроме того, город участвует в реализации 12 областных целевых программ. Общий объем финансирования по всем программам составляет почти 2 миллиарда рублей. Все программы разработаны в соответствии с приоритетами, определенными в Плане стратегического развития города до 2020 года. Хотел бы особо отметить, что в последнее время большое внимание уделяется вопросам благоустройства города, и впервые в целях комплексного решения проблемы создания благоприятной среды для жизни горожан, повышения физической и эстетической комфортности территории города принята ведомственная целевая программа развития «Благоустройство территории города Рязани на
— Если говорить о социально-экономическом развитии в целом, как выглядит Рязань на фоне других городов России и ЦФО?
— Сегодня немало организаций составляет рейтинги городов, отражающие самые различные показатели. Их экспертов трудно обвинить в предвзятом отношении к Рязани. Так, в 2011 году в рейтинге «Самый социальный город России» Рязань заняла вторую позицию (после Пензы). Этот рейтинг учитывал занятость трудоспособного населения, число врачей на 10 тысяч жителей, охват детскими садами и число преступлений (также на 10 тысяч жителей). В рейтинге РБК мы занимаем
Кроме того, администрация города ведет постоянный мониторинг основных показателей социально-экономического развития городов ЦФО, оценивает динамику, проводит сравнительный анализ. Важнейшим показателем развитости экономики любого города является объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных услуг на душу населения. По этому показателю Рязань уже четыре года занимает третье место среди 15 городов ЦФО. Впереди нас только Липецк и Калуга.
В целом анализ макроэкономических показателей развития городов ЦФО за 2011 год показал, что Рязань находится в числе лидеров, в частности, по таким показателям, как уровень среднемесячной заработной платы, объем розничного товарооборота, оборот общественного питания. Уровень регистрируемой безработицы у нас самый низкий среди городов ЦФО.
— Какие наиболее актуальные для города проблемы вы можете обозначить?
— Как и во многих городах, в Рязани не хватает мест в детских садах. В 2011 году благодаря долгосрочной целевой программе «Развитие дошкольного образования в городе Рязани» к имеющимся в городе 109 детским садам добавились еще три дошкольных учреждения на 395 мест. Кроме того, за счет внутренних резервов детсадов открыто 44 дополнительные группы. Все это позволило создать 1260 новых мест для дошкольников. Охват услугами дошкольного образования детей составил 85 процентов. Тем не менее очередь в детские сады сохраняется. Для решения проблемы утвержден сетевой план-график расширения сети дошкольных образовательный учреждений на три года, согласно которому планируется возврат зданий, реконструкция помещений, а также строительство новых детских садов.
Еще один серьезный вопрос для города — все еще низкая обеспеченность населения спортивными сооружениями (по итогам 2011 года этот показатель составляет 11,3 процента). Именно поэтому 2012 год объявлен в Рязани Годом развития массового спорта. Что очень приятно, все больше людей приобщаются к здоровому образу жизни, и задача городской власти сделать спорт доступным. Один из шагов в этом направлении уже был сделан в 2011 году: мы начали строить спортивные площадки с современным резиновым покрытием на территориях возле школ.
Серьезное внимание мы стали уделять укреплению материально-технической базы уже существующих спортивных учреждений: ежегодно проводится ремонт и реконструкция спортивных объектов и сооружений, ведется работа по созданию новых секций на базе существующих спортивных школ. В 2012 году началась установка уличных спортивных тренажеров, на которых рязанцы смогут заниматься абсолютно бесплатно. Кроме того, планируется строительство крупных спортивных сооружений шаговой доступности: начнется проектирование физкультурно-оздоровительного комплекса, строительство спортивного зала для школы единоборств, крытого теннисного корта, нового стадиона. Кстати, похвалюсь, что воспитанник городской спортивной школы единоборств Иван Нифонтов стал бронзовым призером по дзюдо на Олимпиаде в Лондоне.
— Что делается в городе для организации предоставления услуг по принципу «одного окна»?
— В рамках реализации мероприятий административной реформы, направленных на повышение качества оказания муниципальных услуг, с 1 сентября 2010 года действует муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Рязани». Среди основных задач центра упрощение процедур получения заявителями муниципальных услуг, сокращение сроков и повышение комфортности предоставления услуг, развитие межведомственного взаимодействия.
Сегодня в МФЦ оказывается 136 услуг: 37 муниципальных; 66 государственных, оказываемых девятью органами исполнительной власти Рязанской области; 33 — государственных, оказываемых семью федеральными органами власти. Порядок предоставления как государственных, так и муниципальных услуг устанавливается административными регламентами, в которых прописаны перечень представляемых документов, правовые основания оказания услуги, сроки оказания услуги, ответственные исполнители и, что очень важно для заявителей, основания для отказа. Таким образом, весь процесс оказания услуги становится понятен и прозрачен для заявителя.
С 1 июля 2012 года в соответствии с Законом №
Кроме того, с начала 2012 года осуществляется размещение сведений о муниципальных услугах и форм заявлений для их копирования и заполнения в электронном виде на Едином портале государственных услуг по адресу www.gosuslugi.ru. В настоящее время размещена информация о 43 услугах, оказываемых администрацией Рязани и муниципальными учреждениями. В соответствии с законодательством с 1 января 2013 года заявители смогут осуществлять мониторинг хода предоставления услуги с использованием Единого портала государственных услуг, а в 2014 году результат оказания некоторых услуг можно будет получить в электронном виде. Мы стремимся сделать процесс предоставления государственных и муниципальных услуг максимально удобным и понятным для рязанцев.
Справка «Бюджета»
Виталий Евгеньевич АРТЁМОВ
Родился 13 июня 1968 г. в Рязани. В 1992 г. окончил Рязанский радиотехнический институт, в 2002 г. — Московскую академию экономики и права.
В
В марте 2004 г. назначен начальником управления ТЭК и ЖКХ Рязанской области. В
В
С ноября 2010 г. — глава администрации г. Рязани.
Женат. Имеет двоих сыновей.