Версия для печати 3666 Материалы по теме
«Современное управление – реальные достижения»

лаврентьев
Сергей Сергеевич ЛАВРЕНТЬЕВ, глава г. Киселевска, рассказал о наиболее значительных событиях в экономической жизни города, мерах социальной поддержки населения, реформировании ЖКХ, а также о повышении эффективности оказания муниципальных услуг.

— Сергей Сергеевич, расскажите о наиболее значительных событиях в экономической жизни городского округа в 2011–2012 годах. Как местные власти поддерживают различные отрасли экономики? Удается ли привлекать инвесторов?

— В экономике города доминирует и, как следствие, оказывает влияние на структуру доходной части бюджета округа угольная промышленность (70−75 процентов). Поэтому совместно с администрацией Кемеровской области, градообразующими предприятиями и предпринимателями округа разработан комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Киселевска. В соответствии с этим документом нашими приоритетами является расширение пищевой и перерабатывающей промышленности, производства. Для того чтобы решить этот вопрос, выделяем средства для поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в Киселевске работают два бизнес-инкубатора, которые оказывают начинающим бизнесменам имущественную поддержку и помогают им встать на ноги. Кроме того, предпринимателям предоставляются областные и городские гранты на открытие и развитие собственного дела, а также субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и разработку бизнес-планов. Подобная работа уже приносит результаты. Ожидаем, что в скором будущем налоговые поступления в бюджет увеличатся на 16 %.

Для привлечения инвесторов в городе также создан банк имеющихся площадок под строительство. На каждую такую площадку разработан паспорт, в котором указаны возможности данной зоны: подключение к инфраструктуре, санитарные границы и др. Данные площадки включены в паспорт инвестиционной привлекательности городского округа, информация о них размещена на сайтах Киселевска, области и Кузбасского технопарка. В нынешнем году одна из площадок уже освоена. На свободном земельном участке организовано фермерское хозяйство — птицефабрика.

— Какие меры социальной поддержки населения реализуются в городе?

— Система социальной поддержки — главный ориентир нашей работы. Ведь от развития ключевых сфер: образования, здравоохранения, культуры, спорта, поддержки семьи и старшего поколения — напрямую зависит комфорт и в какой-то степени счастье горожан.

На сегодняшний день в нашем городе насчитывается более 13 тысяч человек, которые в той или иной мере нуждаются в социальной защите. Какие льготы существуют у нас в городе? Оказываем частичное возмещение за оплату коммунальных услуг ветеранам ВОВ и боевых действий, малообеспеченным и многодетным семьям. Это очень весомая поддержка. Только за первое полугодие 2012 года порядка 1,7 тысячи семей киселевчан получили субсидию из средств областного бюджета на общую сумму свыше восьми миллионов рублей.

Выделяются средства и на адресную материальную помощь: на лечение, приобретение предметов первой необходимости, подготовку в школу и другие нужды. За шесть месяцев этого года подобной поддержкой уже воспользовались больше тысячи человек. Бесплатный уголь, оздоровление в санаториях, денежные компенсации за оплату кабельного телевидения и радиовещания, автомобильного, железнодорожного переезда и авиаперелета (один раз в год) и многие другие льготы предоставляются отдельным категориям населения. В целом расходы бюджета на социальную политику в текущем году возросли на 14 процентов.

— Каковы приоритеты бюджета городского округа? Какие меры по повышению поступлений в бюджет принимаются?

— Главными приоритетами при формировании бюджета городского округа являются прежде всего социальные нужды: выплата заработной платы, пособий, бесплатное питание школьников, строительство детских садов и жилых домов. Только за 2011 год мы ввели в эксплуатацию более 17 тысяч квадратных метров жилья. На сегодняшний день 100 процентов учащихся начальных классов и 50 процентов школьников среднего звена обедают в школе бесплатно. По сравнению с прошлым годом число детей, обеспеченных горячими обедами, увеличилось почти на 1,5 тысячи. Уверен, подобная льгота важна: когда ребенок вовремя и правильно питается, он растет здоровым.

Стоит отметить, что на особом контроле стоит вопрос по решению проблемы очередей в детские сады. Для ребенка очень важно вовремя попасть в коллектив, а маме выйти на работу. Областной бюджет денежными доплатами стимулирует родителей открывать семейные группы для детей. Выделяем немало средств на строительство новых детских садов и дополнительных групп. Только в прошлом году мы ввели в эксплуатацию два детских сада на 320 мест, а также открыли дополнительные группы на 100 мест. Как результат, очередность в детские сады минимальная.

Основными источниками пополнения доходной части бюджета округа являются налог на доходы физических лиц и земельный налог. Чтобы увеличить количество доходов, стараемся создавать новые рабочие места, проводить мероприятия по взысканию долгов по арендной плате за использование земельных участков. Работает комиссия по выявлению неучтенных объектов недвижимости и легализации объектов бизнеса. Сотрудничаем с предприятиями в рамках социально-экономических соглашений. Создан и активно работает городской штаб по финансовому мониторингу и выработке мер по поддержке отраслей экономики.

— Какие ресурсы по повышению эффективности использования бюджетных средств существуют в городе?

— Что касается эффективности бюджетных расходов, то главной задачей является формирование бюджета на основе муниципальных программ. В 2011 году уровень программно-целевых расходов бюджета составил 58 процентов. Сегодня работает шесть ведомственных и 13 муниципальных программ. К сожалению, не у всех программ есть четкие цели, их реализация идет не всегда эффективно. Такие программы будем пересматривать или отказываться от их применения. Основной целью этой работы является переход к программному бюджету.

С 2010 года работает программа по повышению эффективности бюджетных расходов. Реализация мероприятий данной программы создает организационные и правовые предпосылки для достижения поставленных в ней целей. Как результат — оптимизирован муниципальный долг, отсутствует просроченная кредиторская задолженность, нет долгов по публично-нормативным обязательствам перед населением. Одно из направлений этой программы — усиление роли финансового контроля за эффективностью расходования бюджетных средств, использование методов контроля за результатами деятельности муниципальных учреждений, их соответствием стандартам качества предоставления муниципальных услуг.

— Киселевск — в числе лидеров Кемеровской области в сфере реформирования и развития ЖКХ. Что конкретно делается в отрасли, за счет каких источников?

— Действительно, последние годы в истории города стали ярким примером положительной динамики в развитии и реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Основным из направлений в этой работе является обеспечение финансовой стабильности предприятий ЖКХ города путем сокращения их дебиторской и кредиторской задолженности, а также задолженности населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Немаловажным аспектом является и обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, учимся экономить. В настоящее время разработаны и успешно реализуются целевые региональные и городские программы по внедрению новых энергосберегающих технологий и применению современных материалов и оборудования. В рамках муниципальной программы «Энергосбережение» (50 процентов — средства местного бюджета и 50 процентов — собственников жилых помещений в многоквартирных домах) только в 2011 году установлено 95 общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии. Хочется добавить, что данная программа начала свою работу два года назад и за этот период удалось оборудовать общедомовыми приборами учета 112 домов. Также Киселевск с 2008 года занимается реализацией региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и сносу ветхого и аварийного жилья, финансирование которой осуществляется в соответствии с Законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». За три года капитально отремонтировано 100 многоквартирных домов на общую сумму более 245,7 миллиона рублей.

Наряду с этим выделяем немалые средства для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (финансирование идет из местного и областного бюджетов). В рамках данной программы выполнены мероприятия, призванные обеспечить стабильную безаварийную работу предприятий, обеспечивающих теплом и горячей водой жителей города и объекты социальной сферы в период отопительного сезона. Считаю, что умение не останавливаться на достигнутом, несомненно, очень важно для динамичного развития отрасли, цель которого улучшение условий проживания в нашем городе.

— Киселевск стал одним из победителей конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг». Расскажите, как в городе выстраивается эта работа.

— Инструментом повышения эффективности оказания муниципальных услуг является Федеральный закон № 83-ФЗ. На территории Кемеровской области переходный период ограничился 2011 годом. В городском округе в течение всего лишь года все ведомства перешли от сметного финансирования к субсидиям на выполнение муниципального задания.

Была подготовлена нормативно-правовая база, сформирован перечень муниципальных услуг. Все учредители и главные распорядители бюджетных средств провели анализ подведомственных учреждений, определили тип каждого из них. Комитет по управлению муниципальным имуществом сформировал перечень недвижимого, особо ценного движимого имущества по каждому бюджетному и автономному учреждению. Каждое ведомство определило размер нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Были сформированы и утверждены муниципальные задания на оказание услуг (выполнение работ), на выполнение которых автономным и бюджетным учреждениям предоставлялись субсидии. Параллельно с этим шла работа по перечню платных услуг.

Новый правовой статус учреждений расширяет их самостоятельность и повышает ответственность за результаты своей деятельности. Возрастает роль учредителей по контролю за качеством предоставления услуг, обеспечению выполнения муниципального задания подведомственными учреждениями. В процессе данной работы мы столкнулись с необходимостью обучения руководителей учреждений, преодоления их стереотипов. Не все готовы зарабатывать деньги. Но это только начало. Сегодня на повестке дня — оптимизация количества муниципальных услуг, их привязка к результатам муниципальных программ, совершенствование методики расчета нормативных затрат на оказание услуг: не от «обратного» как сегодня, а исходя из обоснованности затрат на единицу муниципальной услуги. С 2013 года в городе начнет работать многофункциональный центр. Это позволит упростить процедуру получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна».

Поделиться