Версия для печати 8250 Материалы по теме
В первом полугодии текущего года остро обозначилась проблемная ситуация с поступлением акцизов по нефтепродуктам в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ожидаемое равномерное распределение платежей акцизов по территории РФ в связи с введением нового порядка исчисления и уплаты этого налога не состоялось. В читательской почте «Бюджета» накопилось немало вопросов по этой злободневной теме.  
О сегодняшней ситуации и возможных направлениях решения данного вопроса рассказывают заместитель руководителя департамента налоговой политики Минфина РФ Наталья КОМОВА и зам. начальника отдела косвенных налогов Тамара СОФРИНА.

До 1 января 2003 г. налогоплательщиками акцизов по автомобильному бензину, дизельному топливу и моторным маслам (далее — нефтепродукты) являлись лица, осуществлявшие производство и реализацию таких нефтепродуктов. Начиная с 2003 г., в результате внесения принципиальных изменений в гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ был установлен новый порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, в соответствии с которым этот налог исчисляется при получении (оприходовании) нефтепродуктов налогоплательщиками. Иными словами, обязанность по уплате акцизов теперь возложена не только на нефтеперерабатывающие заводы, но также на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую, оптово-розничную или розничную реализацию нефтепродуктов. При этом, чтобы стать налогоплательщиком, необходимо получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее — свидетельство). Согласно нормам гл. 22 НК такие свидетельства являются основанием для применения налоговых вычетов в отношении сумм акцизов, уплаченных налогоплательщиком. Свидетельства выдаются лицам, имеющим в собственности мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов, а также — при определенных условиях — собственникам организаций, осуществляющих операции на рынке нефтепродуктов или арендаторам таких мощностей, являющихся государственной собственностью.
В результате применения нового порядка налогообложения нефтепродуктов акцизами, система отношений хозяйствующих субъектов, занятых в сфере производства и реализации нефтепродуктов, стала более прозрачной для осуществления налогового контроля. У налоговых органов появилась возможность контроля над реальными объемами реализации нефтепродуктов и суммами полученной выручки по этим операциям. Налаживается комплексный контроль в отношении налогоплательщиков акциза на нефтепродукты, позволяющий эффективно осуществлять налоговое администрирование уплаты этого налога, а также других бюджетообразующих налогов (прежде всего, налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость). Таким образом, в результате введения нового порядка уплаты акцизов задача повышения уровня администрирования этого налога в сфере производства и реализации нефтепродуктов в принципе реализована.
Однако одной из основных целей установления нового порядка исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты было также частичное замещение выпадающих доходов, направлявшихся субъектами РФ на ведение дорожного хозяйства, в связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.
Отчетные данные за 7 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что в условиях применения нового порядка уплаты акцизов на нефтепродукты полностью обеспечивается выполнение установленных заданий по поступлению акцизов на нефтепродукты в доход бюджета. За первые 7 месяцев текущего года превышены и учтенные в расчетах проектировки по поступлению этого налога в целом в доход консолидированного бюджета Российской Федерации. Так, при прогнозируемой на первое полугодие 2003 г. сумме поступлений в размере 46,7 млрд руб. за 7 месяцев поступило акцизов по нефтепродуктам на сумму 59,6 млрд руб. В том числе, в соответствии с новым порядком исчисления, поступило акцизов — 44,5 млрд руб., из которых 17,8 млрд руб. направлено в доход федерального бюджета и 26,7 млрд руб. в консолидированные бюджеты субъектов Федерации.
Между тем, отчетные данные свидетельствуют о неравномерности поступления акцизов по территории страны, когда в одних субъектах Федерации имеет место их избыточное поступление, а в других — недопоступление в значительных объемах по сравнению с ожидавшимися суммами.
Анализ поступлений акцизов на нефтепродукты в разрезе субъектов РФ позволяет сделать вывод, что суммы этого налога преимущественно поступают в доходы тех субъектов Федерации, где расположены основные нефтеперерабатывающие предприятия, либо зарегистрированы региональные филиалы крупных нефтяных компаний, занимающихся сбытом нефтепродуктов. Так, только по 11 таким субъектам Федерации за 7 месяцев текущего года в их консолидированные бюджеты поступило акцизов на нефтепродукты на сумму 16,1 млрд руб., или около 60% от суммы, поступившей по всей территории РФ. При этом в Республике Мордовия фактические поступления акцизов на нефтепродукты превысили прогнозируемые поступления почти в 10 раз, в Омской области и в Республике Башкортостан — почти в 5 раз. В тоже время, по 22 субъектам РФ таких акцизов поступило менее 50% от прогнозировавшихся сумм.
Для решения проблемы более равномерного поступления акцизов на нефтепродукты законодательные собрания некоторых субъектов РФ выступают с предложениями о сохранении действующего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты при условии введения обязательности получения свидетельств всеми субъектами, осуществляющими деятельность на рынке нефтепродуктов, включая получение свидетельств арендаторами.
Действительно, поступление акцизов на нефтепродукты в доходы бюджетов субъектов Федерации непосредственно связано с количеством организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших на этих территориях свидетельства. Между тем, получение таких свидетельств носит добровольный характер. Однако представляется, что норма об обязательности получения свидетельств хотя и способствовала бы более равномерному поступлению акцизов на нефтепродукты по территории страны, однако в принципиальном плане эту проблему решить не может, поскольку через розничную сеть реализуется менее половины автомобильного бензина и около 20% дизельного топлива, потребляемых в стране. Кроме того, введение нормы об обязательности получения свидетельств арендаторами серьезным образом ослабит возможности налогового администрирования, сделав бессмысленным получение свидетельств. Поэтому при рассмотрении в Госдуме в июне текущего года данных предложений их реализация была признана нецелесообразной.
Проблема неравномерности поступления акцизов на нефтепродукты, по мнению заинтересованных министерств, может быть решена в рамках бюджетного законодательства путем введения с 2004 г. механизма перераспределения сумм акцизов на нефтепродукты, предназначенных для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог между субъектами РФ, в соответствии с выбранными критериями.
В качестве таких критериев для расчета норматива распределения доходов от акцизов на нефтепродукты может быть использование такого показателя как количество зарегистрированных транспортных средств на территориях субъектов РФ по отношению к общему количеству зарегистрированных транспортных средств на территории страны. Понятно, что один критерий не может объективно отразить ситуацию в регионе. Поэтому к основному показателю целесообразно применить поправочные коэффициенты, отражающие, например, долю грузооборота автомобильного транспорта в субъекте Федерации. Также необходимо учитывать удельный вес протяженности сети территориальных автомобильных дорог в субъекте Федерации в общей протяженности этих дорог в России.
Применение таких нормативов (долей соответствующего субъекта РФ в общей сумме акцизов на нефтепродукты, предназначенных для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог в субъектах РФ) может привести к более равномерному и справедливому распределению сумм акцизов по территории Федерации без внесения изменений в Налоговый кодекс РФ.

Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.

Поделиться