2—6 сентября 2003 г. в Астрахани и Элисте состоялся общероссийский семинар руководителей финансовых органов субъектов РФ по вопросам совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Cеминар был организован Минфином России и проводился в два этапа. Заключительная его часть состоялась 5—6 сентября в Элисте.
В семинаре приняли участие руководители департаментов и управлений Минфина России, заместители губернаторов и глав администраций, руководители финансовых органов субъектов Федерации.
Мероприятие подобного масштаба в Республике Калмыкия проводилось впервые. Элита российских финансистов, представители более чем 70 субъектов Федерации обсуждали основные принципы формирования и перспективы развития межбюджетных отношений в России на современном этапе.
Председательствовал на семинаре заместитель министра финансов России А.Г. Силуанов. С приветственным словом к участникам семинара обратился президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов.
В выступлении А.Г. Силуанова отмечались позитивные тенденции в реформировании межбюджетных отношений на современном этапе. С каждым годом совершенствуется механизм предоставления финансовой помощи через систему специально созданных фондов. Во многом благодаря профицитной политике, проводимой правительством в последние три года, удалось сохранить стабильность финансовых отношений с регионами и выполнить принятые бюджетные обязательства в полном объеме. Создание финансового резерва обеспечило запас прочности для бюджета.
Вместе с тем, остаются проблемы, которые необходимо решать совместными усилиями правительства и региональных органов власти. Это, в частности, необходимость ликвидации федеральных мандатов, которые не обеспечены достаточным финансированием. Проектируемые изменения в бюджетном и налоговом законодательстве должны быть направлены на решение этих проблем.
С докладами по проблемам межбюджетных отношений выступили: заместитель председателя правительства Курской области по финансам Э.А. Мосолов, заместитель главы администрации — руководитель Главного финансово-казначейского управления Волгоградской области С.П. Сазонов, заместитель главы администрации Иркутской области — начальник финансового управления А.А. Козлов, глава администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия Э.Н. Бакаев и другие.
В выступлениях, в частности, рассматривались проблемы совершенствования межбюджетных отношений субъектов РФ с органами местного самоуправления, в том числе на примере Республики Калмыкия.
Бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти и управления являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России на современном этапе. Поэтому многим из регионов — участников семинара были интересны именно проблемы взаимоотношений между региональными и местными бюджетами на переходном этапе реформирования бюджетной системы страны.
Многие выступающие отмечали, что несмотря на определенный прогресс, достигнутый в первой половине 90-х и в 1999—2002 гг., система межбюджетных отношений, сложившаяся во многом стихийно, не обеспечила решение многих поставленных задач.
В результате остаются неурегулированными проблемы построения бюджетной системы страны и делегирования расходных и доходных полномочий внутри данной системы.
Практика показала, что мелкие муниципальные образования, не имея достаточной финансовой базы, изначально становятся дотационными, поскольку доходные полномочия данных бюджетов намного ниже расходных.
Например, приоритетной отраслью экономики в Республике
Калмыкия является сельскохозяйственное производство. А как известно, сельскохозяйственный сектор экономики был и остается дотационным. Поэтому говорить о налоговом потенциале поселенческого уровня бюджетной системы — бюджетов сельских муниципальных образований — как о самодостаточных, не представляется возможным.
Таким образом, ставится под сомнение возможность бюджетов сельских муниципальных образований решать круг возложенных на них полномочий, что противоречит принципу самостоятельности бюджетов всех уровней и ведет к дискредитации самого понятия местного самоуправления.
В свою очередь, решение вопросов местного значения ляжет непосильным бременем на плечи регионального бюджета. Даже в случае передачи части региональных источников доходов на местный уровень, можно обеспечить доходную самостоятельность только тех территорий, которые располагают налоговой базой — а это либо города, либо, в отдельных случаях, сельские населенные пункты, на территории которых находятся крупные сельскохозяйственные или производственные предприятия.
По предварительной оценке изменений расходных обязательств бюджетов разных уровней в случае принятия законов о реформе местного самоуправления объем расходов регионального бюджета увеличивается на 26,5%, а местных бюджетов уменьшается на 22,5%. Соответственно должны быть перераспределены и доходные ресурсы.
Кроме того, большое количество муниципалитетов создает региональному финансовому органу большие, совершенно ничем не оправданные сложности в плане методического руководства бюджетным процессом в муниципалитетах, учета и перечисления им дотаций, сбора и обобщения отчетности.
Эти проблемы обусловлены, прежде всего, отсутствием базового федерального закона о разграничении предметов ведения, бюджетных и налоговых полномочий между муниципальными образованиями разных уровней.
С принятием подобного закона в Бюджетном кодексе должна быть установлена возможность формирования в субъектах РФ местных бюджетов разных уровней, определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Одновременно в Налоговом кодексе должны быть уточнены налоговые полномочия органов местного самоуправления.
Основная часть доходов бюджетов муниципальных образований в настоящее время формируется за счет отчислений от региональных и федеральных налогов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия субъектов РФ по регулированию данных налогов ограничены. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала и повышению собираемости налогов.
Ситуация усугубляется централизацией на федеральном уровне основных доходообразующих налогов. Создание в 2001 г. Фонда компенсаций за счет централизации НДС, с одной стороны, обеспечило частичное перераспределение бюджетных ресурсов от наиболее обеспеченных регионов в пользу остальных субъектов РФ, в результате чего уменьшились межрегиональные различия в бюджетной обеспеченности регионов. Но, с другой стороны, усиление концентрации средств на федеральном уровне привело к росту встречных денежных потоков.
Таким образом, в целом, несмотря на ряд позитивных тенденций, фундаментальная проблема разграничения на долгосрочной основе между бюджетами разных уровней расходных и адекватных им доходных полномочий нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В рамках семинара прошла презентация программных продуктов научно-производственного объединения «Криста», предлагающего комплексное решение вопроса автоматизации бюджетного процесса.
Проблема автоматизированного управления информацией в финансовой системе региона — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Быстро меняющаяся финансовая ситуация требует более четкого контроля за исполнением доходной и расходной части бюджета, оперативного и достоверного анализа исполнения бюджета региона.
Организация эффективной работы бюджетной системы предполагает значительное увеличение объема информации, которая нуждается в своевременной обработке и последующем контроле со стороны финансового органа. Справиться с таким потоком можно лишь с применением современных информационных технологий.
Учитывая сложившуюся систему межбюджетных отношений и незаконченность ее реформирования, необходимо отметить преимущество программного комплекса «Бюджет» в сравнении с аналогичными программами, благодаря возможности ее адаптации к региональным особенностям учета, различным вариантам организации исполнения бюджета, а также строгому соответствию инструкциям Минфина РФ.
Очевидно, что дальнейшее развитие и совершенствование систем управления финансами все больше зависит от внедрения новейших информационных технологий и развития соответствующих форм и методов программного обеспечения.
Использование данных технологий занимает особое место в работе руководства исполнительной и законодательной власти. Для эффективной работы современного руководителя особенно важна информационная поддержка для принятия решений по вопросам обеспечения финансового благополучия региона и выбора наиболее рациональных вариантов, отвечающих политике власти.
Внедрение эффективных систем финансового анализа и прогноза позволяет повысить эффективность решений по управлению финансовыми ресурсами, обеспечить оперативное отражение социально-экономического и финансового состояния региона для лиц исполнительной и законодательной власти, принимающих решения, и возможность оперативного контроля за целевым расходованием средств.
Для решения задачи финансового анализа на территории Республики Калмыкия совместно с НПО «Криста» было создано программное обеспечение системы поддержки принятия решений АС «Финансовый мониторинг». На семинаре презентация этой программы состоялась на примере бюджета Республики Калмыкия.
6 сентября участники семинара оказались гостями республиканского национального праздника «Джангариада», где смогли познакомиться с национальным колоритом жизненного уклада калмыков, побывали на концертах самодеятельных народных коллективов и соревнованиях по национальным видам спорта. Празднование завершилось традиционными скачками.
Важность подобных семинаров для работников финансовых органов в том, что на них есть возможность обсудить как общие, так и специфические проблемы, характерные для каждого региона России.
Соб.инф.
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.
Cеминар был организован Минфином России и проводился в два этапа. Заключительная его часть состоялась 5—6 сентября в Элисте.
В семинаре приняли участие руководители департаментов и управлений Минфина России, заместители губернаторов и глав администраций, руководители финансовых органов субъектов Федерации.
Мероприятие подобного масштаба в Республике Калмыкия проводилось впервые. Элита российских финансистов, представители более чем 70 субъектов Федерации обсуждали основные принципы формирования и перспективы развития межбюджетных отношений в России на современном этапе.
Председательствовал на семинаре заместитель министра финансов России А.Г. Силуанов. С приветственным словом к участникам семинара обратился президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов.
В выступлении А.Г. Силуанова отмечались позитивные тенденции в реформировании межбюджетных отношений на современном этапе. С каждым годом совершенствуется механизм предоставления финансовой помощи через систему специально созданных фондов. Во многом благодаря профицитной политике, проводимой правительством в последние три года, удалось сохранить стабильность финансовых отношений с регионами и выполнить принятые бюджетные обязательства в полном объеме. Создание финансового резерва обеспечило запас прочности для бюджета.
Вместе с тем, остаются проблемы, которые необходимо решать совместными усилиями правительства и региональных органов власти. Это, в частности, необходимость ликвидации федеральных мандатов, которые не обеспечены достаточным финансированием. Проектируемые изменения в бюджетном и налоговом законодательстве должны быть направлены на решение этих проблем.
С докладами по проблемам межбюджетных отношений выступили: заместитель председателя правительства Курской области по финансам Э.А. Мосолов, заместитель главы администрации — руководитель Главного финансово-казначейского управления Волгоградской области С.П. Сазонов, заместитель главы администрации Иркутской области — начальник финансового управления А.А. Козлов, глава администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия Э.Н. Бакаев и другие.
В выступлениях, в частности, рассматривались проблемы совершенствования межбюджетных отношений субъектов РФ с органами местного самоуправления, в том числе на примере Республики Калмыкия.
Бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти и управления являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России на современном этапе. Поэтому многим из регионов — участников семинара были интересны именно проблемы взаимоотношений между региональными и местными бюджетами на переходном этапе реформирования бюджетной системы страны.
Многие выступающие отмечали, что несмотря на определенный прогресс, достигнутый в первой половине 90-х и в 1999—2002 гг., система межбюджетных отношений, сложившаяся во многом стихийно, не обеспечила решение многих поставленных задач.
В результате остаются неурегулированными проблемы построения бюджетной системы страны и делегирования расходных и доходных полномочий внутри данной системы.
Практика показала, что мелкие муниципальные образования, не имея достаточной финансовой базы, изначально становятся дотационными, поскольку доходные полномочия данных бюджетов намного ниже расходных.
Например, приоритетной отраслью экономики в Республике
Калмыкия является сельскохозяйственное производство. А как известно, сельскохозяйственный сектор экономики был и остается дотационным. Поэтому говорить о налоговом потенциале поселенческого уровня бюджетной системы — бюджетов сельских муниципальных образований — как о самодостаточных, не представляется возможным.
Таким образом, ставится под сомнение возможность бюджетов сельских муниципальных образований решать круг возложенных на них полномочий, что противоречит принципу самостоятельности бюджетов всех уровней и ведет к дискредитации самого понятия местного самоуправления.
В свою очередь, решение вопросов местного значения ляжет непосильным бременем на плечи регионального бюджета. Даже в случае передачи части региональных источников доходов на местный уровень, можно обеспечить доходную самостоятельность только тех территорий, которые располагают налоговой базой — а это либо города, либо, в отдельных случаях, сельские населенные пункты, на территории которых находятся крупные сельскохозяйственные или производственные предприятия.
По предварительной оценке изменений расходных обязательств бюджетов разных уровней в случае принятия законов о реформе местного самоуправления объем расходов регионального бюджета увеличивается на 26,5%, а местных бюджетов уменьшается на 22,5%. Соответственно должны быть перераспределены и доходные ресурсы.
Кроме того, большое количество муниципалитетов создает региональному финансовому органу большие, совершенно ничем не оправданные сложности в плане методического руководства бюджетным процессом в муниципалитетах, учета и перечисления им дотаций, сбора и обобщения отчетности.
Эти проблемы обусловлены, прежде всего, отсутствием базового федерального закона о разграничении предметов ведения, бюджетных и налоговых полномочий между муниципальными образованиями разных уровней.
С принятием подобного закона в Бюджетном кодексе должна быть установлена возможность формирования в субъектах РФ местных бюджетов разных уровней, определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Одновременно в Налоговом кодексе должны быть уточнены налоговые полномочия органов местного самоуправления.
Основная часть доходов бюджетов муниципальных образований в настоящее время формируется за счет отчислений от региональных и федеральных налогов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия субъектов РФ по регулированию данных налогов ограничены. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала и повышению собираемости налогов.
Ситуация усугубляется централизацией на федеральном уровне основных доходообразующих налогов. Создание в 2001 г. Фонда компенсаций за счет централизации НДС, с одной стороны, обеспечило частичное перераспределение бюджетных ресурсов от наиболее обеспеченных регионов в пользу остальных субъектов РФ, в результате чего уменьшились межрегиональные различия в бюджетной обеспеченности регионов. Но, с другой стороны, усиление концентрации средств на федеральном уровне привело к росту встречных денежных потоков.
Таким образом, в целом, несмотря на ряд позитивных тенденций, фундаментальная проблема разграничения на долгосрочной основе между бюджетами разных уровней расходных и адекватных им доходных полномочий нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В рамках семинара прошла презентация программных продуктов научно-производственного объединения «Криста», предлагающего комплексное решение вопроса автоматизации бюджетного процесса.
Проблема автоматизированного управления информацией в финансовой системе региона — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Быстро меняющаяся финансовая ситуация требует более четкого контроля за исполнением доходной и расходной части бюджета, оперативного и достоверного анализа исполнения бюджета региона.
Организация эффективной работы бюджетной системы предполагает значительное увеличение объема информации, которая нуждается в своевременной обработке и последующем контроле со стороны финансового органа. Справиться с таким потоком можно лишь с применением современных информационных технологий.
Учитывая сложившуюся систему межбюджетных отношений и незаконченность ее реформирования, необходимо отметить преимущество программного комплекса «Бюджет» в сравнении с аналогичными программами, благодаря возможности ее адаптации к региональным особенностям учета, различным вариантам организации исполнения бюджета, а также строгому соответствию инструкциям Минфина РФ.
Очевидно, что дальнейшее развитие и совершенствование систем управления финансами все больше зависит от внедрения новейших информационных технологий и развития соответствующих форм и методов программного обеспечения.
Использование данных технологий занимает особое место в работе руководства исполнительной и законодательной власти. Для эффективной работы современного руководителя особенно важна информационная поддержка для принятия решений по вопросам обеспечения финансового благополучия региона и выбора наиболее рациональных вариантов, отвечающих политике власти.
Внедрение эффективных систем финансового анализа и прогноза позволяет повысить эффективность решений по управлению финансовыми ресурсами, обеспечить оперативное отражение социально-экономического и финансового состояния региона для лиц исполнительной и законодательной власти, принимающих решения, и возможность оперативного контроля за целевым расходованием средств.
Для решения задачи финансового анализа на территории Республики Калмыкия совместно с НПО «Криста» было создано программное обеспечение системы поддержки принятия решений АС «Финансовый мониторинг». На семинаре презентация этой программы состоялась на примере бюджета Республики Калмыкия.
6 сентября участники семинара оказались гостями республиканского национального праздника «Джангариада», где смогли познакомиться с национальным колоритом жизненного уклада калмыков, побывали на концертах самодеятельных народных коллективов и соревнованиях по национальным видам спорта. Празднование завершилось традиционными скачками.
Важность подобных семинаров для работников финансовых органов в том, что на них есть возможность обсудить как общие, так и специфические проблемы, характерные для каждого региона России.
Соб.инф.
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.