Версия для печати 4820 Материалы по теме
В сравнении с европейскими странами количество франшизных точек в России пока невелико (по этому показателю мы уступаем даже Дании - самой «не франчайзинговой» стране Евросоюза). Но в последние два года развитие этой системы деловых отношений идет в нашей стране очень высокими темпами.

Франчайзинг - это предоставление независимому предпринимателю на основе компенсации (называемой франшизой) права пользования конкурентными преимуществами, которое ограничено со стороны правообладателя (франчайзора) правом отдавать распоряжения, опекой и контролем. Франчайзинг представляет собой стабильные долгосрочные договорные отношения между франчайзером и сетью операторов (франчайзи), в рамках которых правообладатель разрабатывает бизнес-концепцию от «А» до «Я». Это производственная или сервисная программа, которая включает рекламу, марку, производственную и маркетинговую технологии, оформление помещений и обучение персонала. Франчайзи (пользователь) получает право за определенную компенсацию пользоваться франчайзинговым пакетом. При этом он действует от своего имени и пользуется собственным банковским счетом. Вкладом франчайзи в это партнерство являются работа, капитал и информация. Кроме этого, франчайзи обязан соблюдать предпринимательские требования франчайзера.
Франчайзи получает, таким образом, готовое предприятие, и именно в этом главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, как это должен делать предприниматель, начинающий с нуля. Наоборот, предприятие франчайзи (оператора) возникает «за одну ночь». И, вероятно, оно будет точной копией всех остальных предприятий во франчайзинговой сети.
Франчайзинг процветает в мировой экономике, прежде всего, потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А частная собственность, как известно, - это величайший стимул, побуждающий к тяжелой работе. Кроме того, риск закрытия предприятия использующего франчайзинговую схему, на порядок ниже, чем у предпринимателей, пытающихся начать дело «с нуля». Соответственно, банки гораздо охотнее выдают кредиты предпринимателям-франчайзи.
Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франчайзор, который быстро набирает силу, используя денежные средства других (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты как «Макдо-налдс» и «Баскин-Роббинс» стали крупнейшими предприятиями за короткое время. Кроме того, франчайзинг позволяет франчайзору внедряться в новые географические районы, используя местные людские ресурсы, что в другом случае было бы практически невозможно. Франчайзор также сокращает расходы на управляющий аппарат, на заработную плату, проблемы с персоналом минимизируются. Важным является также и то, что франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.
Зачастую франчайзинг оказывается лучшим путем к успеху для будущего предпринимателя. Норма банкротств (failure rate) является низкой, поскольку более крупная организация защищает франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов.
Любой вид бизнеса можно построить по франчайзинговой схеме. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет более 70 отраслей и секторов экономики, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление займет очень много места, но масштабы использования франчайзинга можно представить из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство,  небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, фотостудии, риэлторские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и т.д.
В последние годы в экономике практически всех развитых стран наблюдается чрезвычайно высокая активность в развитии франчайзинговых систем. Взять, к примеру, Германию: ее экономика насчитывает сегодня 800 франчайзинговых  систем с 37 100 операторами (в 1987 г. их было соответственно 180 и 9000). Товарооборот фирм, работающих по франчайзингу, составляет 21 млрд евро.
В России по схеме франчайзин- , га уже работают такие торговые  компании как «Эконика-Обувь», «DR&ALEX», ТД «Арома», розничная сеть «Копейка». Развивают франчайзинговые сети предприятия быстрого питания и рестораны - «Baskin&Robbins», «Ростикс», «Теремок - Русские блины», «Ням-ням», «Русское Бистро» и др. Возможность построения франчайзинговых схем в регионах рассматривается розничными сетями, торгующими электроникой («М-Видео», «Партия»). В сфере информационных технологий систему использует компания «1С». Некоторые российские нефтяные компании (ЛУКОЙЛ, ТНК) также используют эту схему при организации сетей АЗС в регионах.

Материал подготовил Виктор СУХОТИН
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.

Поделиться