Версия для печати 4327 Материалы по теме
29 августа в Смоленске состоялось очередное заседание Координационного совета по бюджетно-финансовой политике Ассоциации «Центрально-Черноземная». Подобные встречи проводятся ежеквартально. В работе совещания приняли участие представители департаментов финансов 17регионов ЦФО. На повестку дня были вынесены вопросы об исполнении входящими в Ассоциацию субъектами РФ консолидированных бюджетов за I полугодие 2003 г. и о параметрах формирования областных бюджетов на 2004 г.

Практика проведения подобных совещаний уникальна: такой обмен опытом позволяет выработать единый подход к решению финансовых вопросов и оценить опыт соседних регионов.
Открывая заседание, начальник финансового управления Липецкой области и руководитель Координационного совета по бюджетно-финансовой политике В.М. Щеглеватых отметил, что объемы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на 2004 г. значительно снизились, притом что количество необеспеченных финансами мандатов не только не уменьшается, но и продолжает расти.
А.Е. Ященко, начальник департамента финансов Смоленской области, обозначил основные проблемы не только области, но и всего округа. Это отмена налога с продаж и уход из областей крупных налогоплательщиков. Т.П. Кравченко, заместитель губернатора Орловской области, предложила выносить подобные вопросы на рассмотрение губернаторов регионов, которые, в свою очередь, должны докладывать о сложившейся ситуации президенту России.
В.М. Щеглеватых представил доклад «Казначейское исполнение бюджета в Липецкой области».
Главное преимущество новой программы, по его мнению, заключается в том, что деньги теперь напрямую, без посредников, перечисляются поставщикам товаров и услуг.
С учетом высказанных на совещании предложений был подготовлен проект обращения к Федеральному собранию РФ о внесении поправок в проект закона «О федеральном бюджете на 2004 год»:
1.    Объем софинансирования социальных расходов на 2004 г., по сравнению с 2003 г., сокращается на 12 млрд руб. и составляет всего 3 млрд руб. При этом в проекте федерального бюджета на 2004 г. не предусмотрено обеспечение финансовыми ресурсами дополнительных расходов субъектов Федерации в связи с предполагаемым повышением с октября 2003 г. в 1,33 раза заработной платы работникам бюджетной сферы.
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №117-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2004 г., повлечет за собой значительные выпадающие доходы в бюджетах субъектов, в том числе по причинам отмены налога с продаж, который был стабильным источником доходов областного и местных бюджетов; целевых сборов на содержание милиции, благоустройство и другие цели; изменение норматива отчисления в бюджет области платежей за пользование лесным фондом и зачисление платежа в полной сумме в федеральный бюджет.
Источником покрытия выпадающих доходов определены этим же федеральным законом переданные бюджетам субъектов: налог на прибыль - 1%, акцизы на алкогольную продукцию - 50% и единый налог на вмененный доход - 30%. Однако эти доходы только частично компенсируют бюджетам субъектов отмененные налоги.
3. Федеральным законом от 7.07.2003 г. №123-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» предусмотрено выделение с 1 января 2004 г. субвенций из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования. Реализация данного закона потребует значительного увеличения расходов областного бюджета и, соответственно, перераспределения доходов в пользу областного бюджета. Федеральным законом от 25.09.1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7 пп. 3, 4) четко регламентируются доходы местных бюджетов, в том числе передача в их бюджеты 50% налога на имущество предприятий, 50% налога на доходы физических лиц, 5% налога на прибыль и т.д.
В связи с этим считаем необходимым отменить п. 7 федерального закона от 25.09.1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Внесенный в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2004 г. не содержит сведений об объеме средств, предусматриваемых в виде финансовой помощи субъектам РФ, что не позволяет им принять реальный бюджет до начала нового финансового года и требует уточнения в процессе его реализации. Считаем необходимым в материалах, представляемых в Государственную Думу к первому чтению, доводить проектировки по финансовой помощи с разбивкой по субъектам Российской Федерации - независимо, в каком чтении проекта закона они принимаются. 5. Аналогичная ситуация по сведениям об объемах средств, предусмотренных субъектам РФ целевыми федеральными программами. Из-за отсутствия данных в разрезе субъектов региональные органы власти не могут дать свои замечания и предложения, тем самым они лишены возможности участвовать в выборе объектов финансирования федеральных целевых программ на своей территории, все дано на откуп федеральным министерствам. Необходимо предусмотреть: - в федеральном Фонде софинансирования социальных расходов дотации бюджетам субъектов РФ на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и правоохранительной системы в объеме не менее 50% от потребности регионов на эти цели. В качестве ресурса на увеличение размера фонда предлагаем сокращение    профицита   федерального бюджета;
-    погашение задолженности по возмещению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, налоговой полиции, предоставленных в первом полугодии 2002 г., а также расходов областного бюджета, связанных со списанием денежных средств по решениям арбитражного суда на возмещение предприятиями жилищно-коммунального хозяйства льгот, предоставленных военнослужащим до 2002 г.;
-    выделение субъектам РФ средств из федерального бюджета на капитальный ремонт ведомственного жилого фонда, принятого в муниципальную собственность, на реализацию приказа МВД РФ от 13.03.2003 г. №156 в связи с увеличением с 01.01.2003 г. ежемесячной надбавки сотрудникам УВД за сложность, напряженность и специальный режим работы.
Сохранить за субъектами РФ право выбора исполнения областных и муниципальных бюджетов через органы федерального казначейства или собственные казначейские органы.
Следующее заседание Ассоциации решено провести 15 ноября 2003 г. в Калуге.

Материал подготовила Татьяна ТИЩЕНКО
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.

Поделиться