Процесс перехода на систему Единого казначейского счета активно обсуждается в широких финансовых и деловых кругах. Подробно о концепции ЕКС обозревателю журнала «Бюджет» рассказала заместитель министра - начальник Главного управления федерального казначейства Минфина РФ Татьяна НЕСТЕРЕНКО
- На каких условиях будет проводиться конкурсный отбор коммерческих банков, которые получат право на осуществление операций с наличными средствами федерального бюджета?
- В настоящее время Министерством финансов РФ разрабатывается порядок проведения конкурсного отбора кредитных организаций, привлекаемых органами федерального казначейства Минфина России, для предоставления услуг по осуществлению отдельных банковских операций, в том числе операций с наличными денежными средствами федерального бюджета.
Конкурсный отбор кредитных организаций предполагается проводить для органов федерального казначейства Минфина России, находящихся в тех городах и районах, где отсутствуют учреждения Центрального банка РФ или у соответствующего территориального учреждения Банка России нет возможности осуществлять кассовое обслуживание счетов органов федерального казначейства Минфина РФ.
В качестве организатора конкурса выступают соответствующие управления федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации.
При проведении конкурса к кредитным организациям будут предъявляться следующие требования:
- размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на последнюю отчетную дату должен быть не менее величины, установленной организатором конкурса по согласованию с территориальным учреждением Банка России;
- необходимо иметь положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год и период текущего года, предшествующий дате подачи кредитной организацией заявки на участие в конкурсе;
- необходимо выполнение обязательных нормативов деятельности кредитной организации, установленных Банком России;
- должна отсутствовать задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- должна отсутствовать задолженность перед Банком России по перечислению средств в обязательные резервы и другие фонды.
Конкурсными показателями при выборе кредитной организации на конкурсной основе являются размеры комиссии кредитной организации за расчетно-кассовое обслуживание счетов органов федерального казначейства Минфина России, за инкассацию и доставку наличных денежных средств, условия обслуживания пластиковых карт, а также размер начисляемых банком процентов на остатки денежных средств на указанных счетах.
При выборе победителя конкурса предпочтение будет отдаваться тем кредитным организациям, у которых конкурсное предложение содержит наименьший размер комиссионного вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание, за инкассацию и доставку наличности.
- Главная функция органов казначейства - оптимальное управление государственными ресурсами. Спустя 10 лет со дня создания федерального казначейства, можете ли вы сказать, что эта задача выполняется надлежащим образом?
- Если говорить более точно, то оптимальное управление государственными ресурсами - это одна из функций правительства. Поэтому именно оно определит, кто ее будет выполнять: Минфин или федеральное казначейство (в случае, если это будет отдельный орган государственной власти), а может быть для выполнения этой функции будет заключен агентский договор с выбранной организацией.
- Задача же федерального казначейства - создать условия для эффективного управления государственными финансовыми ресурсами. Техническим аспектом реализации этого условия является Единый казначейский счет. Причем ЕКС нужно рассматривать не в качестве физического счета, а в качестве технологии, при которой все поступления в федеральный бюджет становятся тут же доступны для осуществления операций, связанных с выплатами в процессе исполнения бюджета.
Концепция ЕКС не допускает хранение средств на счетах отдельных ведомств. В рамках реализации этой концепции были закрыты все счета в кредитных организациях администраторов поступлений в бюджетную систему (МНС, ГТК, Мингосимущества и др.), а также распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Таким образом, все средства федерального бюджета, за небольшим исключением, находятся в управлении Минфина.
- Насколько введение ЕКС увеличивает оперативность доступа к средствам федерального бюджета?
- На счет Главного управления федерального казначейства - 4 структурного подразделения Минфина - поступают все средства, являющиеся доходами и источниками покрытия дефицита федерального бюджета. Это позволяет повысить общую эффективность благодаря устранению издержек, возникающих на промежуточных этапах перечисления средств на счета администратора поступлений и затем в систему счетов ГУФК.
Реализация элементов ЕКС по доходам ускорила доступность средств федерального бюджета на 5-6 дней. На самом деле это огромный прорыв в направлении эффективности управления ресурсами федерального бюджета.
На сегодня все средства, где бы их не вносили налогоплательщики (от Приморья до Калининграда), в тот же день зачисляются на ЕКС в Центральном банке.
Кроме того, мы оперативно получаем информацию о том, какие налоги и сборы уплачены и в каком объеме. Повсеместно вводится электронный обмен информацией между органами федерального казначейства и администраторами поступлений в бюджетную систему. Это нужно для того, чтобы последние имели возможность оперативно отразить сумму исполненного налогового (или другого платежного) обязательства в лицевой карточке плательщика и, в случае необходимости, уведомить плательщика о ненадлежащем исполнении его обязательств перед бюджетной системой.
Вот, казалось бы, просто: ЕКС - это единый счет. А посмотрите, сколько задействовано операций, агентов, технологий только по одному элементу ЕКС
Итак, деньги на ЕКС собраны. Что дальше? Требуется можно скорее направить их на расходы, предусмотренные бюджетом.
В этом направлении ЕКС заработает в полном объеме только к концу следующего года. Что имеется в виду? В первую очередь, создание механизмов, которые позволяли бы перечислять средства с ЕКС, только в момент реального возникновения платежного обязательства перед поставщиками товаров и услуг в интересах получателей средств федерального бюджета.
- Как сейчас реализуется процесс исполнения федерального бюджета по расходам?
- Каждый месяц мы принимаем платежные документы (реестры) от главных распорядителей средств федерального бюджета. Проверяем их на не превышение
объемов лимитов бюджетных обязательств и «разгоняем» эти реестры вместе с реальными деньгами по счетам региональных органов федерального казначейства. Они,
в свою очередь, уведомляют соответствующих получателей, у которых от крыты лицевые счета в системе федерального казначейства, о том, что деньги пришли и их можно тратить по тем направлениям, которые заложены в федеральном бюджете (за этим казначейство очень четко следит на стадии предварительного контроля). Но в большинстве случаев платежного обязательства у бюджетополучателей еще не возникло: нет актов выполнения работ, не заключены соответствующие договора, а иногда еще и конкурс на выбор поставщика товаров и услуг не проведен. Вот и лежат «мертвым грузом» деньги на счетах управлений федерального казначейства, «привязанные» к лицевому счету бюджетополучателя, и ждут своего часа. Иногда ждут по 6-9 месяцев. Много или мало этих средств - судите сами. На счетах УФК находились по состоянию (выборочно) на:
01.09.2002 г. - 93,5 млрд руб.;
01.12.2002 г. - 120,6 млрд руб.;
01.03.2002 г. - 78,7 млрд руб.;
01.03.2003 01.06.2003 г. - 94,0 млрд руб.;
01.03.2004 01.07.2003 г. - 91,9 млрд руб.;
01.03.2005 25.07.2003 г. - 109,1 млрд руб.
Это, конечно, очень нетехнологично, но изменить этот порядок было чрезвычайно сложно в силу сложившихся традиций и менталитета, основанном на недоверии к прочности самого бюджета. Отчасти, это происходит и в силу слабости программных продуктов, задача которых была обеспечить, в первую очередь, жесткую систему учета движения средств внутри казначейской системы. Дальше мириться с такой технологией нельзя.
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.
- На каких условиях будет проводиться конкурсный отбор коммерческих банков, которые получат право на осуществление операций с наличными средствами федерального бюджета?
- В настоящее время Министерством финансов РФ разрабатывается порядок проведения конкурсного отбора кредитных организаций, привлекаемых органами федерального казначейства Минфина России, для предоставления услуг по осуществлению отдельных банковских операций, в том числе операций с наличными денежными средствами федерального бюджета.
Конкурсный отбор кредитных организаций предполагается проводить для органов федерального казначейства Минфина России, находящихся в тех городах и районах, где отсутствуют учреждения Центрального банка РФ или у соответствующего территориального учреждения Банка России нет возможности осуществлять кассовое обслуживание счетов органов федерального казначейства Минфина РФ.
В качестве организатора конкурса выступают соответствующие управления федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации.
При проведении конкурса к кредитным организациям будут предъявляться следующие требования:
- размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на последнюю отчетную дату должен быть не менее величины, установленной организатором конкурса по согласованию с территориальным учреждением Банка России;
- необходимо иметь положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год и период текущего года, предшествующий дате подачи кредитной организацией заявки на участие в конкурсе;
- необходимо выполнение обязательных нормативов деятельности кредитной организации, установленных Банком России;
- должна отсутствовать задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- должна отсутствовать задолженность перед Банком России по перечислению средств в обязательные резервы и другие фонды.
Конкурсными показателями при выборе кредитной организации на конкурсной основе являются размеры комиссии кредитной организации за расчетно-кассовое обслуживание счетов органов федерального казначейства Минфина России, за инкассацию и доставку наличных денежных средств, условия обслуживания пластиковых карт, а также размер начисляемых банком процентов на остатки денежных средств на указанных счетах.
При выборе победителя конкурса предпочтение будет отдаваться тем кредитным организациям, у которых конкурсное предложение содержит наименьший размер комиссионного вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание, за инкассацию и доставку наличности.
- Главная функция органов казначейства - оптимальное управление государственными ресурсами. Спустя 10 лет со дня создания федерального казначейства, можете ли вы сказать, что эта задача выполняется надлежащим образом?
- Если говорить более точно, то оптимальное управление государственными ресурсами - это одна из функций правительства. Поэтому именно оно определит, кто ее будет выполнять: Минфин или федеральное казначейство (в случае, если это будет отдельный орган государственной власти), а может быть для выполнения этой функции будет заключен агентский договор с выбранной организацией.
- Задача же федерального казначейства - создать условия для эффективного управления государственными финансовыми ресурсами. Техническим аспектом реализации этого условия является Единый казначейский счет. Причем ЕКС нужно рассматривать не в качестве физического счета, а в качестве технологии, при которой все поступления в федеральный бюджет становятся тут же доступны для осуществления операций, связанных с выплатами в процессе исполнения бюджета.
Концепция ЕКС не допускает хранение средств на счетах отдельных ведомств. В рамках реализации этой концепции были закрыты все счета в кредитных организациях администраторов поступлений в бюджетную систему (МНС, ГТК, Мингосимущества и др.), а также распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Таким образом, все средства федерального бюджета, за небольшим исключением, находятся в управлении Минфина.
- Насколько введение ЕКС увеличивает оперативность доступа к средствам федерального бюджета?
- На счет Главного управления федерального казначейства - 4 структурного подразделения Минфина - поступают все средства, являющиеся доходами и источниками покрытия дефицита федерального бюджета. Это позволяет повысить общую эффективность благодаря устранению издержек, возникающих на промежуточных этапах перечисления средств на счета администратора поступлений и затем в систему счетов ГУФК.
Реализация элементов ЕКС по доходам ускорила доступность средств федерального бюджета на 5-6 дней. На самом деле это огромный прорыв в направлении эффективности управления ресурсами федерального бюджета.
На сегодня все средства, где бы их не вносили налогоплательщики (от Приморья до Калининграда), в тот же день зачисляются на ЕКС в Центральном банке.
Кроме того, мы оперативно получаем информацию о том, какие налоги и сборы уплачены и в каком объеме. Повсеместно вводится электронный обмен информацией между органами федерального казначейства и администраторами поступлений в бюджетную систему. Это нужно для того, чтобы последние имели возможность оперативно отразить сумму исполненного налогового (или другого платежного) обязательства в лицевой карточке плательщика и, в случае необходимости, уведомить плательщика о ненадлежащем исполнении его обязательств перед бюджетной системой.
Вот, казалось бы, просто: ЕКС - это единый счет. А посмотрите, сколько задействовано операций, агентов, технологий только по одному элементу ЕКС
Итак, деньги на ЕКС собраны. Что дальше? Требуется можно скорее направить их на расходы, предусмотренные бюджетом.
В этом направлении ЕКС заработает в полном объеме только к концу следующего года. Что имеется в виду? В первую очередь, создание механизмов, которые позволяли бы перечислять средства с ЕКС, только в момент реального возникновения платежного обязательства перед поставщиками товаров и услуг в интересах получателей средств федерального бюджета.
- Как сейчас реализуется процесс исполнения федерального бюджета по расходам?
- Каждый месяц мы принимаем платежные документы (реестры) от главных распорядителей средств федерального бюджета. Проверяем их на не превышение
объемов лимитов бюджетных обязательств и «разгоняем» эти реестры вместе с реальными деньгами по счетам региональных органов федерального казначейства. Они,
в свою очередь, уведомляют соответствующих получателей, у которых от крыты лицевые счета в системе федерального казначейства, о том, что деньги пришли и их можно тратить по тем направлениям, которые заложены в федеральном бюджете (за этим казначейство очень четко следит на стадии предварительного контроля). Но в большинстве случаев платежного обязательства у бюджетополучателей еще не возникло: нет актов выполнения работ, не заключены соответствующие договора, а иногда еще и конкурс на выбор поставщика товаров и услуг не проведен. Вот и лежат «мертвым грузом» деньги на счетах управлений федерального казначейства, «привязанные» к лицевому счету бюджетополучателя, и ждут своего часа. Иногда ждут по 6-9 месяцев. Много или мало этих средств - судите сами. На счетах УФК находились по состоянию (выборочно) на:
01.09.2002 г. - 93,5 млрд руб.;
01.12.2002 г. - 120,6 млрд руб.;
01.03.2002 г. - 78,7 млрд руб.;
01.03.2003 01.06.2003 г. - 94,0 млрд руб.;
01.03.2004 01.07.2003 г. - 91,9 млрд руб.;
01.03.2005 25.07.2003 г. - 109,1 млрд руб.
Это, конечно, очень нетехнологично, но изменить этот порядок было чрезвычайно сложно в силу сложившихся традиций и менталитета, основанном на недоверии к прочности самого бюджета. Отчасти, это происходит и в силу слабости программных продуктов, задача которых была обеспечить, в первую очередь, жесткую систему учета движения средств внутри казначейской системы. Дальше мириться с такой технологией нельзя.
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.