Транспорт — 06 сентября 2012

Россия представила транспортные планы

Версия для печати 833 Материалы по теме
Россия представила транспортные планы
Дорога
Дадут ли участники саммита АТЭС во Владивостоке возможность России воспользоваться своими конкурентными преимуществами? Пожалуй, в этом заключается главный вопрос предстоящей встречи лидеров экономик азиатско-тихоокеанского региона во Владивостоке.

Предложенная Россией повестка дня, которую в течение среды и четверга скрупулезно дорабатывали на своих совместных заседаниях министры торговли и иностранных дел АТЭС, отвечает интересам всех стран региона. Но в тоже время дает шанс России в полной мере продемонстрировать свои возможности. Однако, одного нашего осознания своей уникальной роли между Азией и Европой недостаточно для того, чтобы предложенные Москвой планы в транспортно-логистической и инновационной сферах, были признаны нашими партнерами по форуму состоятельными. Убедить их в том, что российские инициативы отвечают не только нашим собственным интересам, но и дадут существенные доходы всем странам региона, предстояло российским министрам — главам Минэкономразвития Андрею Белоусову и МИДа Сергею Лаврову.

На первый взгляд, для азиатско-тихоокеанского бизнеса российские инициативы выглядят максимально привлекательным. Это понятно, прежде всего, в цифрах. Сошлюсь на экспертов. Сегодня через территорию страны проходит не более процента транзита между Европой и Азией. Остальные грузы идут по старинке — через Суэцкий канал. После модернизации Транссиба и упрощения российских таможенных процедур транзит может вырасти в пять раз. В три раза по сравнению с существующим водным маршрутом сократится время доставки грузов из Азии в Европу. Это позволит странам АТЭС сэкономить около 370 миллиардов долларов. Введение в постоянную эксплуатацию Северного морского пути, которое становится возможным благодаря климатическим изменениям, дополнительно увеличит пропускную способность России в качестве транзитного государства.

Но эти амбициозные планы упираются в нашу неспособность без промедления воспользоваться собственными географическими преимуществами. Среди «узких» мест, подтвердил глава Минэкономразвития, сложности таможенного администрирования, существенно замедляющие прохождение иностранных грузов через Россию. В планах правительства улучшить ситуацию и войти по эффективности «таможенных» показателей в первую двадцатку стран. Это означает снижение сроков оформления контейнеров в российских портах с 11-12 до 4-5 дней. Но произойдет такой прорыв не ранее 2018 года. К этому времени необходимо утвердить единые или как минимум совместимые стандарты кодов в азиатско-тихоокеанском регионе при оформлении и отслеживании грузов, объединить на современной интернет-платформе все российские госведомства, завязанные на прохождение грузопотоков. Поэтому, убеждая партнеров по АТЭС в перспективности российского транзитного маршрута, министрам, безусловно, приходилось учитывать, что мы еще не готовы к его немедленной эксплуатации. Поэтому соглашаясь с инициативами Москвы в области логистики, «экономики» АТЭС ничем не рисковали — ведь появление новых транспортных путей произойдет не завтра и этот процесс займет не один год. За это время многое может измениться: ведь принимаемые на форуме решения не носят обязательный характер.

Участники встречи поддержали и другое российское предложение — о трансфере технологий. Смысл идеи заключается в более эффективном обмене знаниями между наукой и частным сектором. Для реализации этих планов Москва выступает за создание так называемой «биржи технологий», где будет собрана информация о процедурах получения патентов, механизмах защиты интеллектуальной собственности в странах АТЭС. По мнению экспертов, такой проект способствует защите передовых технологий от нелегального копирования и в тоже время открывает всем государствам региона доступ к новым интеллектуальным разработкам. Однако, получив поддержку на словах, эта идея может остаться не реализованной из-за существующих протекционистских барьеров в сфере технологий, которые действуют в развитых странах. Поэтому вынесенный на обсуждение Россией и поддержанный участниками форума вопрос о создании единого научного и образовательного пространства в АТЭС все же может рассматриваться как неблизкая перспектива.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно