XVIII Всероссийская конференция
«Местные бюджеты в современных условиях»
5 июня
2025 года
Версия для печати 845 Материалы по теме
Россия представила транспортные планы
Дорога
Дадут ли участники саммита АТЭС во Владивостоке возможность России воспользоваться своими конкурентными преимуществами? Пожалуй, в этом заключается главный вопрос предстоящей встречи лидеров экономик азиатско-тихоокеанского региона во Владивостоке.

Предложенная Россией повестка дня, которую в течение среды и четверга скрупулезно дорабатывали на своих совместных заседаниях министры торговли и иностранных дел АТЭС, отвечает интересам всех стран региона. Но в тоже время дает шанс России в полной мере продемонстрировать свои возможности. Однако, одного нашего осознания своей уникальной роли между Азией и Европой недостаточно для того, чтобы предложенные Москвой планы в транспортно-логистической и инновационной сферах, были признаны нашими партнерами по форуму состоятельными. Убедить их в том, что российские инициативы отвечают не только нашим собственным интересам, но и дадут существенные доходы всем странам региона, предстояло российским министрам — главам Минэкономразвития Андрею Белоусову и МИДа Сергею Лаврову.

На первый взгляд, для азиатско-тихоокеанского бизнеса российские инициативы выглядят максимально привлекательным. Это понятно, прежде всего, в цифрах. Сошлюсь на экспертов. Сегодня через территорию страны проходит не более процента транзита между Европой и Азией. Остальные грузы идут по старинке — через Суэцкий канал. После модернизации Транссиба и упрощения российских таможенных процедур транзит может вырасти в пять раз. В три раза по сравнению с существующим водным маршрутом сократится время доставки грузов из Азии в Европу. Это позволит странам АТЭС сэкономить около 370 миллиардов долларов. Введение в постоянную эксплуатацию Северного морского пути, которое становится возможным благодаря климатическим изменениям, дополнительно увеличит пропускную способность России в качестве транзитного государства.

Но эти амбициозные планы упираются в нашу неспособность без промедления воспользоваться собственными географическими преимуществами. Среди «узких» мест, подтвердил глава Минэкономразвития, сложности таможенного администрирования, существенно замедляющие прохождение иностранных грузов через Россию. В планах правительства улучшить ситуацию и войти по эффективности «таможенных» показателей в первую двадцатку стран. Это означает снижение сроков оформления контейнеров в российских портах с 11-12 до 4-5 дней. Но произойдет такой прорыв не ранее 2018 года. К этому времени необходимо утвердить единые или как минимум совместимые стандарты кодов в азиатско-тихоокеанском регионе при оформлении и отслеживании грузов, объединить на современной интернет-платформе все российские госведомства, завязанные на прохождение грузопотоков. Поэтому, убеждая партнеров по АТЭС в перспективности российского транзитного маршрута, министрам, безусловно, приходилось учитывать, что мы еще не готовы к его немедленной эксплуатации. Поэтому соглашаясь с инициативами Москвы в области логистики, «экономики» АТЭС ничем не рисковали — ведь появление новых транспортных путей произойдет не завтра и этот процесс займет не один год. За это время многое может измениться: ведь принимаемые на форуме решения не носят обязательный характер.

Участники встречи поддержали и другое российское предложение — о трансфере технологий. Смысл идеи заключается в более эффективном обмене знаниями между наукой и частным сектором. Для реализации этих планов Москва выступает за создание так называемой «биржи технологий», где будет собрана информация о процедурах получения патентов, механизмах защиты интеллектуальной собственности в странах АТЭС. По мнению экспертов, такой проект способствует защите передовых технологий от нелегального копирования и в тоже время открывает всем государствам региона доступ к новым интеллектуальным разработкам. Однако, получив поддержку на словах, эта идея может остаться не реализованной из-за существующих протекционистских барьеров в сфере технологий, которые действуют в развитых странах. Поэтому вынесенный на обсуждение Россией и поддержанный участниками форума вопрос о создании единого научного и образовательного пространства в АТЭС все же может рассматриваться как неблизкая перспектива.

Поделиться