Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет -один из старейших вузов России, основан в 1832 г. по указу императора Николая I как Училище гражданских инженеров.
До 1906 г. Училище, а позднее Институт гражданских инженеров выпускал специалистов, которые с успехом могли выполнять обязанности архитектора, производителя работ, инженера-конструктора, мостостроителя, инженера по оборудованию.
«Питомцы этого учебного заведения были первыми признанными домостроителями в нашем отечестве на всем его необъятном пространстве», - так, спустя полвека после его основания, была оценена деятельность Института гражданских инженеров.
За 170 лет в стенах вуза подготовлено более 50 тыс. инженеров, архитекторов, механиков, которые внесли значительный вклад в развитие важнейших отраслей народного хозяйства, отечественной науки и образования. Многие проектные, строительные, дорожно-транспортные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органы государственного управления, коммерческие структуры разного уровня возглавляют выпускники университета.
В настоящее время в университете ведется подготовка инженеров, архитекторов и механиков по 24 специальностям. На 49 кафедрах университета сегодня работают 90 докторов и 360 кандидатов наук.
В 1994 г. группа преподавателей вуза прошла обучение по программе «Управление проектами» Института Всемирного Банка, в результате чего был создан Учебно-консалтинговый центр по управлению проектами, основной задачей которого была подготовка специалистов Северо-Запада России в сфере подготовки и реализации проектов.
В 1995 г. преподаватели вуза прошли обучение по программе Института Всемирного Банка «Управление закупками для государственных нужд», а в 1996 г. были подготовлены первые учебные и методические материалы для обучения специалистов федерального дорожного департамента Минтранса РФ. По результатам апробации учебно-методических материалов преподавателями университета подготовлено «Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на выполнение дорожных работ», которое было рекомендовано для применения в службе заказчика при реализации проектов по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В связи с выходом Указа президента РФ №305 от 08.04.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и федерального закона №97-ФЗ от 06.05.1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» преподавателями университета было переработано и затем утверждено федеральной Дорожной службой России «Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на выполнение дорожных работ».
В 1998 г. в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете прошел конкурсный отбор образовательных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд для органов исполнительной власти субъектов РФ, организованный Министерством экономики и Министерством общего и профессионального образования РФ.
Дальнейшая работа по совершенствованию учебно-методического материала позволила подготовить к изданию учебник «Организация и проведение подрядных торгов в строительстве и городском хозяйстве» (М.: Издательство АСВ. 2000. - 281 с).
В процессе работы со слушателями курса «Управление закупками продукции для государственных нужд» преподавателями университета было подготовлено учебное пособие «Государственный заказ Санкт-Петербурга: формирование, размещение и исполнение». (СПб.: СПбГАСУ. 2003. - 219 с). Это пособие является первым изданием, комплексно освещающим вопросы организации государственного заказа в Санкт-Петербурге и предназначено для специалистов государственных учреждений, которые непосредственно занимаются организацией закупок за счет бюджетных средств.
При наличии достаточно широкого выбора учебного материала, тем не менее при организации конкурсных процедур в системе городского заказа Санкт-Петербурга ощущается потребность в методическом материале, который более детально освещал бы процесс исполнения городского заказа, увязывая процедурные вопросы с нормативно-правовой базой и информационным обеспечением. По этой причине в 2003 г. коллектив преподавателей СПбГАСУ планирует подготовить к изданию справочное пособие по курсу «Управление закупками продукции для государственных нужд», которое будет включать подробное описание всех способов закупок. Подготовка данного перечня учебно-методической литературы, с нашей точки зрения, позволит слушателям получить более основательные знания в процессе обучения процедуре реализации городского заказа.
Важной составляющей учебного процесса является возможность для преподавателей участвовать в реальных конкурсах. Нашему учебному центру в этом вопросе помогает то, что ведущие преподаватели сами принимают участие в организации конкурсов. Так, профессор Н.В. Варламов много лет возглавляет конкурсную комиссию Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга, доцент A.M. Симановский руководит деятельностью ЗАО «Ин-вестконкурс», которое с 1995 г. является активным организатором конкурсов на закупку товаров, работ и услуг в Санкт-Петербурге. Все это позволяет в процессе реализации учебной программы организовывать выездные семинары с присутствием слушателей на реальном конкурсе с последующим разбором конкурсных процедур.
Несмотря на то, что Санкт-Петербург - пионер в организации процедур реализации бюджета через систему городского заказа, по нашему мнению, некоторым регионам, подключившимся к этой работе позднее, удалось создать более совершенную структуру управления этим процессом.
Одна из причин «застоя» в этой проблеме - недостаточное внимание к анализу результатов работы. Нам кажется, что всесторонний анализ сложившегося порядка формирования и реализации системы городского заказа позволил бы выявить сбои в системе и внести необходимые коррективы в нормативно-правовую базу и, тем самым, вернуть Санкт-Петербургу лидирующее положение в сфере государственных закупок.
Одним из вариантов проведения этой работы может стать организация на базе СПбГАСУ семинаров со специалистами, непосредственно работающими в сфере реализации городского заказа на уровне комитетов, территориальных органов управления Санкт-Петербурга и других бюджетополучателей.
Периодичность такого «обмена опытом» - раз в полгода, продолжительностью один-два дня. Содержание семинара могла бы подготовить инициативная группа из наиболее активных организаторов конкурсных процедур совместно с экспертами СПбГАСУ.
Кроме этого, возможно выполнение силами ученых и преподавателей университета научно-исследовательской работы по комплексному анализу фактического состояния организации и проведения конкурсных процедур на базе одного из бюджетополучателей или управления городского заказа в целом.
Тщательная методическая подготовка учебного процесса позволила в 2002 г. обучить на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета 409 человек. Из них 385 слушателей прошли обучение по программе 150 часов с выдачей свидетельств и 24 - по программе 80 часов с выдачей удостоверений. Всего в 2002 г. на базе университета было организовано 10 учебных групп со средней численностью 41 человек.
Участие органов управления, территориальных управлений и районных жилищных агентств в процессе обучения показано на диаграммах.
В 2002 г. интерес к Санкт-Петербургскому опыту реализации государственного заказа проявили администрации Архангельской и Воронежской областей. В результате согласования с Институтом, госзакупок им. А.Б. Соловьева впервые в практике Учебно-консалтингового центра по управлению проектами было организовано обучение 55 специалистов этих регионов по курсу «Управление закупками продукции для государственных нужд» с выездом преподавателей.
Анализ такого варианта реализации программ дополнительного профессионального образования показал достаточный уровень знаний у слушателей.
Кроме того, в последующем мы планируем опробовать возможность организации специализированных групп для профессиональной однородных слушателей.
Осуществление этих планов позволит, на наш взгляд, существенно оптимизировать подготовки специалистов по управлению государственными закупками в Санкт-Петербурге.
Валерий Фролов, Учебно-консалтинговый центр СПбГАСУ
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.
До 1906 г. Училище, а позднее Институт гражданских инженеров выпускал специалистов, которые с успехом могли выполнять обязанности архитектора, производителя работ, инженера-конструктора, мостостроителя, инженера по оборудованию.
«Питомцы этого учебного заведения были первыми признанными домостроителями в нашем отечестве на всем его необъятном пространстве», - так, спустя полвека после его основания, была оценена деятельность Института гражданских инженеров.
За 170 лет в стенах вуза подготовлено более 50 тыс. инженеров, архитекторов, механиков, которые внесли значительный вклад в развитие важнейших отраслей народного хозяйства, отечественной науки и образования. Многие проектные, строительные, дорожно-транспортные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органы государственного управления, коммерческие структуры разного уровня возглавляют выпускники университета.
В настоящее время в университете ведется подготовка инженеров, архитекторов и механиков по 24 специальностям. На 49 кафедрах университета сегодня работают 90 докторов и 360 кандидатов наук.
В 1994 г. группа преподавателей вуза прошла обучение по программе «Управление проектами» Института Всемирного Банка, в результате чего был создан Учебно-консалтинговый центр по управлению проектами, основной задачей которого была подготовка специалистов Северо-Запада России в сфере подготовки и реализации проектов.
В 1995 г. преподаватели вуза прошли обучение по программе Института Всемирного Банка «Управление закупками для государственных нужд», а в 1996 г. были подготовлены первые учебные и методические материалы для обучения специалистов федерального дорожного департамента Минтранса РФ. По результатам апробации учебно-методических материалов преподавателями университета подготовлено «Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на выполнение дорожных работ», которое было рекомендовано для применения в службе заказчика при реализации проектов по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В связи с выходом Указа президента РФ №305 от 08.04.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и федерального закона №97-ФЗ от 06.05.1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» преподавателями университета было переработано и затем утверждено федеральной Дорожной службой России «Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на выполнение дорожных работ».
В 1998 г. в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете прошел конкурсный отбор образовательных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд для органов исполнительной власти субъектов РФ, организованный Министерством экономики и Министерством общего и профессионального образования РФ.
Дальнейшая работа по совершенствованию учебно-методического материала позволила подготовить к изданию учебник «Организация и проведение подрядных торгов в строительстве и городском хозяйстве» (М.: Издательство АСВ. 2000. - 281 с).
В процессе работы со слушателями курса «Управление закупками продукции для государственных нужд» преподавателями университета было подготовлено учебное пособие «Государственный заказ Санкт-Петербурга: формирование, размещение и исполнение». (СПб.: СПбГАСУ. 2003. - 219 с). Это пособие является первым изданием, комплексно освещающим вопросы организации государственного заказа в Санкт-Петербурге и предназначено для специалистов государственных учреждений, которые непосредственно занимаются организацией закупок за счет бюджетных средств.
При наличии достаточно широкого выбора учебного материала, тем не менее при организации конкурсных процедур в системе городского заказа Санкт-Петербурга ощущается потребность в методическом материале, который более детально освещал бы процесс исполнения городского заказа, увязывая процедурные вопросы с нормативно-правовой базой и информационным обеспечением. По этой причине в 2003 г. коллектив преподавателей СПбГАСУ планирует подготовить к изданию справочное пособие по курсу «Управление закупками продукции для государственных нужд», которое будет включать подробное описание всех способов закупок. Подготовка данного перечня учебно-методической литературы, с нашей точки зрения, позволит слушателям получить более основательные знания в процессе обучения процедуре реализации городского заказа.
Важной составляющей учебного процесса является возможность для преподавателей участвовать в реальных конкурсах. Нашему учебному центру в этом вопросе помогает то, что ведущие преподаватели сами принимают участие в организации конкурсов. Так, профессор Н.В. Варламов много лет возглавляет конкурсную комиссию Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга, доцент A.M. Симановский руководит деятельностью ЗАО «Ин-вестконкурс», которое с 1995 г. является активным организатором конкурсов на закупку товаров, работ и услуг в Санкт-Петербурге. Все это позволяет в процессе реализации учебной программы организовывать выездные семинары с присутствием слушателей на реальном конкурсе с последующим разбором конкурсных процедур.
Несмотря на то, что Санкт-Петербург - пионер в организации процедур реализации бюджета через систему городского заказа, по нашему мнению, некоторым регионам, подключившимся к этой работе позднее, удалось создать более совершенную структуру управления этим процессом.
Одна из причин «застоя» в этой проблеме - недостаточное внимание к анализу результатов работы. Нам кажется, что всесторонний анализ сложившегося порядка формирования и реализации системы городского заказа позволил бы выявить сбои в системе и внести необходимые коррективы в нормативно-правовую базу и, тем самым, вернуть Санкт-Петербургу лидирующее положение в сфере государственных закупок.
Одним из вариантов проведения этой работы может стать организация на базе СПбГАСУ семинаров со специалистами, непосредственно работающими в сфере реализации городского заказа на уровне комитетов, территориальных органов управления Санкт-Петербурга и других бюджетополучателей.
Периодичность такого «обмена опытом» - раз в полгода, продолжительностью один-два дня. Содержание семинара могла бы подготовить инициативная группа из наиболее активных организаторов конкурсных процедур совместно с экспертами СПбГАСУ.
Кроме этого, возможно выполнение силами ученых и преподавателей университета научно-исследовательской работы по комплексному анализу фактического состояния организации и проведения конкурсных процедур на базе одного из бюджетополучателей или управления городского заказа в целом.
Тщательная методическая подготовка учебного процесса позволила в 2002 г. обучить на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета 409 человек. Из них 385 слушателей прошли обучение по программе 150 часов с выдачей свидетельств и 24 - по программе 80 часов с выдачей удостоверений. Всего в 2002 г. на базе университета было организовано 10 учебных групп со средней численностью 41 человек.
Участие органов управления, территориальных управлений и районных жилищных агентств в процессе обучения показано на диаграммах.
В 2002 г. интерес к Санкт-Петербургскому опыту реализации государственного заказа проявили администрации Архангельской и Воронежской областей. В результате согласования с Институтом, госзакупок им. А.Б. Соловьева впервые в практике Учебно-консалтингового центра по управлению проектами было организовано обучение 55 специалистов этих регионов по курсу «Управление закупками продукции для государственных нужд» с выездом преподавателей.
Анализ такого варианта реализации программ дополнительного профессионального образования показал достаточный уровень знаний у слушателей.
Кроме того, в последующем мы планируем опробовать возможность организации специализированных групп для профессиональной однородных слушателей.
Осуществление этих планов позволит, на наш взгляд, существенно оптимизировать подготовки специалистов по управлению государственными закупками в Санкт-Петербурге.
Валерий Фролов, Учебно-консалтинговый центр СПбГАСУ
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.