Новые требования времени, проявляющиеся через изменения в макро- и микроэкономике страны, объективно требуют согласования государственных и рыночных интересов, совершенствования управления финансовыми потоками, более четкого регулирования правовых и финансовых отношений во всей системе государства и общества, а также - более грамотного распределения и более жесткого учета и контроля за использованием бюджетных средств.
Государственный заказ, по своей сути, является инструментом, с помощью которого развивается макроэкономика страны, осуществляется поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, регулируется развитие основных направлений хозяйственной деятельности.
Московская область, по сравнению с другими российскими регионами, занимает уникальное место в структуре экономической системы страны не только в силу отраслевой специфики, но и в силу близости к основным центрам государственного управления, политической и финансовой власти.
Опыт Московской области в управлении государственным заказом показывает, что здесь в последнее время успешно идет процесс внедрения новых концептуальных подходов к региональному управлению, основанных на умелом регулировании отношений между государственным и рыночным секторами экономики, направленных на повышение эффективности региональной экономики в целом.
За последние три года в Московской области проделана огромная работа, связанная с внедрением в практику закупок продукции механизма конкурсных торгов. Определены основные виды продукции, закупаемой в рамках государственного заказа; утверждены государственные заказчики; определен порядок закупок продукции для нужд Московской области.
Государственный заказ утверждается ежегодно в составе областного бюджета, что значительно повышает ответственность государственных заказчиков за исполнение госзаказа.
В 2002 г. объем государственного заказа исполнен в размере 1 828,2 млн руб., на 2003 г. госзаказ утвержден в сумме 2 886,3 млн руб.
В настоящее время в системе госзаказа Московской области участвуют 13 государственных заказчиков Московской области и более 500 поставщиков, заключено более 400 государственных контрактов. Основными поставщиками продукции, закупленной в 2002 г. в рамках государственного заказа, были преимущественно областные организации (74,4%) и организации, расположенные на территории Москвы (25,0%).
В регионе прочно вошла в жизнь практика проведения объединенных конкурсов на закупку и поставку продукции одного вида для нескольких государственных заказчиков, что позволяет увеличивать объемы закупок и за счет масштаба закупок дополнительно снижать цены и, тем самым, эффективно расходовать бюджетные средства.
Опыт показывает, что за счет объединения закупок для государственных нужд нескольких государственных заказчиков цены на закупаемую продукцию снижаются на 10-20%. Общая экономия бюджетных средств Московской области составила в 2002 г. 10,5 млн руб. или 17,4%.
В 2002 г. конкурсы на закупку и поставку однотипной продукции состоялись по 35 позициям. В рамках объединенных конкурсов были заключены государственные контракты на поставку угля, дизельного топлива, продуктов питания.
Конкурсы проводятся с условием доставки продукции до потребителя по графику. Расходы на хранение и доставку продукции поставщик берет на себя. Таким образом, закупается услуга на доставку продукции с учетом сложившейся мировой практики. В связи с проведением объединенных конкурсов появились и постоянные поставщики, которые зарекомендовали себя с положительной стороны.
В 2003 г. все закупки товаров, работ и услуг за счет средств областного бюджета на сумму, превышающую 2000 установленных законодательно минимальных размеров оплаты труда, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляются исключительно на конкурсной основе. Получатели бюджетных средств для подтверждения денежных обязательств представляют в Управление областного казначейства документы, подтверждающие факт проведения конкурса при закупке продукции (протокол заседания конкурсной комиссии, контракты, разрешение координатора государственных закупок на закупку продукции у единственного источника).
Несмотря на достигнутые успехи в вопросах организации закупок продукции для областных нужд, здесь еще остается огромное количество нерешенных проблем. Так, например, государственные заказчики не имеют достаточного числа обученных кадров для системы госзакупок; главные распорядители зачастую разбивают бюджетные ассигнования на закупку одного вида продукции по подведомственным им подразделениям, что приводит к распылению бюджетных средств; нет четкого определения «однотипной продукции» и др.
Размещение государственных контрактов - длительный процесс, требующий соответствующих знаний. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос обучения кадров. Это должны понимать и руководители бюджетных учреждений, и главные распорядители бюджетных средств. Одновременно руководители должны четко представлять, какой объем продукции необходимо закупить для нормального функционирования учреждения, а для этого необходимо вести реестр закупаемой (предполагаемой к закупке) продукции. Необходимо своевременно подготовить соответствующие документы, сформировать конкурсную комиссию, дать объявление в СМИ. И об этом тоже должны сегодня думать руководители.
Необходимо отметить и тот факт, что работа по установлению механизма конкурсных торгов ведется в условиях несовершенной законодательной базы в области государственного заказа. В связи с этим Министерством финансов Московской области совместно с Министерством экономики Московской области в настоящее время большое внимание уделяется методам обеспечения финансового и организационного контроля за использованием бюджетных средств, а также разработке законодательных и регламентирующих документов в области государственных закупок. Готовится проект закона о государственных поставках продукции за счет средств бюджета Московской области, в котором - в отличие от ныне действующего закона - предусмотрено усовершенствование законодательных норм в сфере госзакупок, более четко прописывается порядок проведения отдельных этапов конкурса, а также внеконкурсных закупок. В проекте предпринята попытка применить федеральное законодательство в области госзакупок к региональному уровню, а также особенностям государственных закупок в Московской области; предусмотрены случаи, когда не требуется проведение конкурсов.
Подготовлены также изменения в существующий порядок исполнения расходов областного бюджета по государственным контрактам при финансировании государственного заказа Московской области, который определяет механизм движения средств, перечисляемых из областного бюджета на финансирование государственного заказа Московской области, на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Московской области. Регламентируются также функции сторон в отношении контроля целевого расходования средств в условиях казначейского исполнения бюджета.
Внесение изменений в действующий порядок казначейского исполнения расходов областного бюджета по государственным контрактам при финансировании государственного заказа Московской области существенно упростит процедуру подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств при осуществлении государственных закупок за счет средств бюджета Московской области. Ответственность, предусмотренная этим положением, позволит предотвратить нецелевое использование бюджетных средств на стадии проверки платежных документов, а также снизить несанкционированную кредиторскую задолженность за счет учета бюджетных обязательств.
Андрей ЗАБРЯНСКИЙ, заместитель министра финансов Московской области
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.
Государственный заказ, по своей сути, является инструментом, с помощью которого развивается макроэкономика страны, осуществляется поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, регулируется развитие основных направлений хозяйственной деятельности.
Московская область, по сравнению с другими российскими регионами, занимает уникальное место в структуре экономической системы страны не только в силу отраслевой специфики, но и в силу близости к основным центрам государственного управления, политической и финансовой власти.
Опыт Московской области в управлении государственным заказом показывает, что здесь в последнее время успешно идет процесс внедрения новых концептуальных подходов к региональному управлению, основанных на умелом регулировании отношений между государственным и рыночным секторами экономики, направленных на повышение эффективности региональной экономики в целом.
За последние три года в Московской области проделана огромная работа, связанная с внедрением в практику закупок продукции механизма конкурсных торгов. Определены основные виды продукции, закупаемой в рамках государственного заказа; утверждены государственные заказчики; определен порядок закупок продукции для нужд Московской области.
Государственный заказ утверждается ежегодно в составе областного бюджета, что значительно повышает ответственность государственных заказчиков за исполнение госзаказа.
В 2002 г. объем государственного заказа исполнен в размере 1 828,2 млн руб., на 2003 г. госзаказ утвержден в сумме 2 886,3 млн руб.
В настоящее время в системе госзаказа Московской области участвуют 13 государственных заказчиков Московской области и более 500 поставщиков, заключено более 400 государственных контрактов. Основными поставщиками продукции, закупленной в 2002 г. в рамках государственного заказа, были преимущественно областные организации (74,4%) и организации, расположенные на территории Москвы (25,0%).
В регионе прочно вошла в жизнь практика проведения объединенных конкурсов на закупку и поставку продукции одного вида для нескольких государственных заказчиков, что позволяет увеличивать объемы закупок и за счет масштаба закупок дополнительно снижать цены и, тем самым, эффективно расходовать бюджетные средства.
Опыт показывает, что за счет объединения закупок для государственных нужд нескольких государственных заказчиков цены на закупаемую продукцию снижаются на 10-20%. Общая экономия бюджетных средств Московской области составила в 2002 г. 10,5 млн руб. или 17,4%.
В 2002 г. конкурсы на закупку и поставку однотипной продукции состоялись по 35 позициям. В рамках объединенных конкурсов были заключены государственные контракты на поставку угля, дизельного топлива, продуктов питания.
Конкурсы проводятся с условием доставки продукции до потребителя по графику. Расходы на хранение и доставку продукции поставщик берет на себя. Таким образом, закупается услуга на доставку продукции с учетом сложившейся мировой практики. В связи с проведением объединенных конкурсов появились и постоянные поставщики, которые зарекомендовали себя с положительной стороны.
В 2003 г. все закупки товаров, работ и услуг за счет средств областного бюджета на сумму, превышающую 2000 установленных законодательно минимальных размеров оплаты труда, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляются исключительно на конкурсной основе. Получатели бюджетных средств для подтверждения денежных обязательств представляют в Управление областного казначейства документы, подтверждающие факт проведения конкурса при закупке продукции (протокол заседания конкурсной комиссии, контракты, разрешение координатора государственных закупок на закупку продукции у единственного источника).
Несмотря на достигнутые успехи в вопросах организации закупок продукции для областных нужд, здесь еще остается огромное количество нерешенных проблем. Так, например, государственные заказчики не имеют достаточного числа обученных кадров для системы госзакупок; главные распорядители зачастую разбивают бюджетные ассигнования на закупку одного вида продукции по подведомственным им подразделениям, что приводит к распылению бюджетных средств; нет четкого определения «однотипной продукции» и др.
Размещение государственных контрактов - длительный процесс, требующий соответствующих знаний. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос обучения кадров. Это должны понимать и руководители бюджетных учреждений, и главные распорядители бюджетных средств. Одновременно руководители должны четко представлять, какой объем продукции необходимо закупить для нормального функционирования учреждения, а для этого необходимо вести реестр закупаемой (предполагаемой к закупке) продукции. Необходимо своевременно подготовить соответствующие документы, сформировать конкурсную комиссию, дать объявление в СМИ. И об этом тоже должны сегодня думать руководители.
Необходимо отметить и тот факт, что работа по установлению механизма конкурсных торгов ведется в условиях несовершенной законодательной базы в области государственного заказа. В связи с этим Министерством финансов Московской области совместно с Министерством экономики Московской области в настоящее время большое внимание уделяется методам обеспечения финансового и организационного контроля за использованием бюджетных средств, а также разработке законодательных и регламентирующих документов в области государственных закупок. Готовится проект закона о государственных поставках продукции за счет средств бюджета Московской области, в котором - в отличие от ныне действующего закона - предусмотрено усовершенствование законодательных норм в сфере госзакупок, более четко прописывается порядок проведения отдельных этапов конкурса, а также внеконкурсных закупок. В проекте предпринята попытка применить федеральное законодательство в области госзакупок к региональному уровню, а также особенностям государственных закупок в Московской области; предусмотрены случаи, когда не требуется проведение конкурсов.
Подготовлены также изменения в существующий порядок исполнения расходов областного бюджета по государственным контрактам при финансировании государственного заказа Московской области, который определяет механизм движения средств, перечисляемых из областного бюджета на финансирование государственного заказа Московской области, на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Московской области. Регламентируются также функции сторон в отношении контроля целевого расходования средств в условиях казначейского исполнения бюджета.
Внесение изменений в действующий порядок казначейского исполнения расходов областного бюджета по государственным контрактам при финансировании государственного заказа Московской области существенно упростит процедуру подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств при осуществлении государственных закупок за счет средств бюджета Московской области. Ответственность, предусмотренная этим положением, позволит предотвратить нецелевое использование бюджетных средств на стадии проверки платежных документов, а также снизить несанкционированную кредиторскую задолженность за счет учета бюджетных обязательств.
Андрей ЗАБРЯНСКИЙ, заместитель министра финансов Московской области
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2003 г.