Осенью пройдут первые конкурсы на право коммерческих банков обслуживать бюджетные средства
Минфин РФ подготовил положение о порядке проведения конкурса по отбору банков для обслуживания счетов казначейства. В настоящее время есть только один регион (Эвенкия), где доходные счета бюджета обслуживаются через коммерческие банки. Кроме того, есть еще ряд регионов, где расходные счета обслуживаются через коммерческие банки.
Конкурс выявит банки, которые будут допущены к обслуживанию счетов казначейства в тех регионах, где нет подразделений Банка России. Эти банки будут оказывать также услуги в осуществлении тех операций, которые не проводит ЦБ. В частности, это относится к работе с наличными денежными средствами — например, выдаче зарплаты.
Позицию Минфина разъяснила на пресс-конференции начальник ГУФК Минфина Татьяна Нестеренко. Количество учреждений Центрального банка ограничено, — заявила она. — Например, главных управлений на уровне субъектов РФ вместо 89 только 88. Центральный банк принял стратегию повышения эффективности своей банковской системы и сокращает число расчетно-кассовые центры (РКЦ). Это означает, что на уровне небольших городов, сел и поселков учреждения Центрального банка последовательно закрывают свои расчетные центры. Закрывая РКЦ, Центральный банк оставляет своего преемника, исходя из объективной необходимости проведения расчетов с бюджетными организациями. Этим преемником является система федерального казначейства, — пояснила Т.атьяна Нестеренко.
С проведением безналичных расчетов у органов казначейства нет проблем, поскольку платежи проводятся через ЦБ. Трудности возникают, когда нужно обеспечить выплату наличных средств в тех населенных пунктах, где нет РКЦ Центробанка. В общем-то, Минфин и раньше в таких случаях прибегал к услугам коммерческих банков. До недавнего времени преимущественным правом на открытие таких счетов пользовался Сбербанк России. Но, согласно внесенным в бюджетное законодательство поправкам, к операциям с бюджетными средствами теперь должны быть допущены и другие коммерческие банки.
К этой перспективе в Минфине относятся настороженно. Например, Т. Нестеренко считает, что в 1998 г. году непрозрачность финансовых потоков привела к большой потере средств бюджетов различных уровней и бюджетной системы в коммерческих банках. В чем суть этой непрозрачности? Когда в коммерческом банке открывается счет бюджета, на него налогоплательщики, открывшие счета этом в банке, перечисляют доходы. В этом же банке открывают свои счета предприятия, которые получают субсидию, а также другие бюджетные учреждения, получающие финансирование из бюджета. Но это теоретически, а на самом деле происходит совершенно иное. Средства не покидают коммерческий банк. Деньги, не проходя через корреспондентские счета банковской системы, «крутятся» внутри банка. Получается, что доходы якобы зачисляются в бюджет, бюджет будто бы финансирует кого-то из бюджетополучателей, чьи счета находятся в этом банке, а эти юридические лица, получившие финансирование, вроде бы платят в бюджет. Фактически это абсолютно непрозрачная схема, — подчеркнула глава ГУФК.
Опасения вполне понятные. Но «47-я роковая» — как ее окрестили в Минфине — статья закона о бюджете-2003, которая обязывает обеспечить доступ коммерческих банков к операциям с бюджетными средствами на конкурсной основе. Тем не менее, Т. Нестеренко убеждена, что «деньги государства должны работать на государство, коммерческие деньги должны работать на коммерческий сектор». Нужно обеспечить надежность и сохранность средств бюджета. Государство не может позволить себе рисковать деньгами, которые являются средствами РФ и налогоплательщиков. Это слишком большой риск. Сегодня даже при, казалось бы, большой стабильности банковской системы ни государство, ни Центральный банк — никто не может гарантировать надежность и стабильность кредитного учреждения в долгосрочной перспективе. Поэтому государство должно найти наиболее удобные и надежные банковские учреждения, в которых можно размещать бюджетные средства.
Порядок проведения конкурса среди коммерческих банков был выдвинут Минфином и затем документ был согласован с Банком России, Минэкономразвития и торговли и Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.
Как сообщил заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов, обслуживание в коммерческих банках будет происходить на третьем уровне казначейства — то есть в городах, не являющихся столицами субъектов Федерации: в районных центрах и более мелких образованиях. Конкурсы, как предполагается, будут проводить сами региональные казначейства. Согласно предварительному варианту положения о проведении конкурса, его участники должны работать на рынке не менее 5 лет, показывать положительный финансовый результат своей деятельности, выполнять норматив достаточности капитала Н1 мгновенной и текущей ликвидности. Кроме того, у них не должно быть задолженности перед Банком России по формированию обязательных резервов. Они должны иметь также сеть филиалов. Кроме того, одно из требований к банкам — объем собственных средств, однако абсолютное значение этого показателя пока не установлено.
Принципиальное отличие нынешнего размещения бюджетных средств от предыдущего опыта заключается в том, что теперь государство будет платить банкам за то, что оно размещает у них средства, а не наоборот. Ранее существовало условие, согласно которому банки платили по остаткам на счетах. И, конечно, кредитные учреждения готовы были приплачивать за участие в конкурсе, чтобы обеспечить себе более высокий уровень ликвидности. Сейчас ставится условие, по которому остатков бюджетных средств на счетах банков не должно оставаться вовсе.
Т. Нестеренко так поясняет эту схему. Например, в 12 часов деньги перечислены на выплату заработной платы в школе небольшого городка. После проведения процедуры выплаты наличных денег все остатки должны быть возвращены в систему федерального казначейства. На конец дня в коммерческом банке не должно быть ни копейки бюджетных средств. Конечно, это процедура дорогая и банку обойдется недешево. Поэтому стоимость этой услуги станет предметом конкурса.
Привлечение коммерческих банков к операциям с бюджетными средствами — это только один из шагов, которые намерен предпринять Минфин для повышения эффективности управления активами. Аккумуляция средств бюджета в ЦБ не означает выполнение цели ради цели. В настоящее время ведутся переговоры о переходе правительства на рыночные отношения с ЦБ. Минфин готов оплачивать услуги ЦБ за проведение операций с бюджетными средствами — так же как и услуги коммерческих банков. Но при этом настаивает на том, чтобы ЦБ платил правительству по остаткам на счетах. Сейчас идет подсчет того, какова примерно будет стоимость этих операций. Впрочем, речь об этом идет давно, но каких-либо сдвигов в этом направлении пока не произошло.
Следующим шагом, который готовится предпринять правительство, может оказаться снятие ограничений Бюджетного кодекса на размещение бюджетных средств на депозиты коммерческих банков. В действующей редакции Бюджетного кодекса это ограничение заявлено предельно жестко. Но управление ликвидностью счета означает оценку эффективности размещения активов в Центральном банке, коммерческом банке или же в зарубежные ликвидные активы. На сегодня постоянный неснижаемый остаток средств на счетах казначейства составляет порядка 200 млрд руб. Современная система позволяет получать информацию об остатках на счетах в режиме реального времени. По мнению специалистов казначейства, если бы Минфин получил возможность управлять ликвидностью этих средств, то доход составил бы 12–14% годовых. По мнению Т. Нестеренко, «эффективные механизмы управления ликвидностью счета являются сейчас для нас одной из приоритетных целей. Мне кажется, это одна из самых главных задач Минфина. Фактически сегодня бюджет у нас исполняют министерства и ведомства. Министерство финансов в большинстве государств — это министерство, которое организует и управляет ресурсами, делает управление этими ресурсами более эффективным, надежным, качественным, доступным и приносящим больший доход или пользу».
Условия оборота бюджетных средств должны быть обеспечены четким расчетом эффективности. Нужно определить, где и каким образом государство наиболее эффективно реализует свои права — в том числе по управлению собственными финансовыми активами.
Материал подготовил Жан Батыров
Журнал «Бюджет» №8 август 2003 г.
Минфин РФ подготовил положение о порядке проведения конкурса по отбору банков для обслуживания счетов казначейства. В настоящее время есть только один регион (Эвенкия), где доходные счета бюджета обслуживаются через коммерческие банки. Кроме того, есть еще ряд регионов, где расходные счета обслуживаются через коммерческие банки.
Конкурс выявит банки, которые будут допущены к обслуживанию счетов казначейства в тех регионах, где нет подразделений Банка России. Эти банки будут оказывать также услуги в осуществлении тех операций, которые не проводит ЦБ. В частности, это относится к работе с наличными денежными средствами — например, выдаче зарплаты.
Позицию Минфина разъяснила на пресс-конференции начальник ГУФК Минфина Татьяна Нестеренко. Количество учреждений Центрального банка ограничено, — заявила она. — Например, главных управлений на уровне субъектов РФ вместо 89 только 88. Центральный банк принял стратегию повышения эффективности своей банковской системы и сокращает число расчетно-кассовые центры (РКЦ). Это означает, что на уровне небольших городов, сел и поселков учреждения Центрального банка последовательно закрывают свои расчетные центры. Закрывая РКЦ, Центральный банк оставляет своего преемника, исходя из объективной необходимости проведения расчетов с бюджетными организациями. Этим преемником является система федерального казначейства, — пояснила Т.атьяна Нестеренко.
Уроки дефолта
С проведением безналичных расчетов у органов казначейства нет проблем, поскольку платежи проводятся через ЦБ. Трудности возникают, когда нужно обеспечить выплату наличных средств в тех населенных пунктах, где нет РКЦ Центробанка. В общем-то, Минфин и раньше в таких случаях прибегал к услугам коммерческих банков. До недавнего времени преимущественным правом на открытие таких счетов пользовался Сбербанк России. Но, согласно внесенным в бюджетное законодательство поправкам, к операциям с бюджетными средствами теперь должны быть допущены и другие коммерческие банки.
К этой перспективе в Минфине относятся настороженно. Например, Т. Нестеренко считает, что в 1998 г. году непрозрачность финансовых потоков привела к большой потере средств бюджетов различных уровней и бюджетной системы в коммерческих банках. В чем суть этой непрозрачности? Когда в коммерческом банке открывается счет бюджета, на него налогоплательщики, открывшие счета этом в банке, перечисляют доходы. В этом же банке открывают свои счета предприятия, которые получают субсидию, а также другие бюджетные учреждения, получающие финансирование из бюджета. Но это теоретически, а на самом деле происходит совершенно иное. Средства не покидают коммерческий банк. Деньги, не проходя через корреспондентские счета банковской системы, «крутятся» внутри банка. Получается, что доходы якобы зачисляются в бюджет, бюджет будто бы финансирует кого-то из бюджетополучателей, чьи счета находятся в этом банке, а эти юридические лица, получившие финансирование, вроде бы платят в бюджет. Фактически это абсолютно непрозрачная схема, — подчеркнула глава ГУФК.
«47-я роковая» статья закона
Опасения вполне понятные. Но «47-я роковая» — как ее окрестили в Минфине — статья закона о бюджете-2003, которая обязывает обеспечить доступ коммерческих банков к операциям с бюджетными средствами на конкурсной основе. Тем не менее, Т. Нестеренко убеждена, что «деньги государства должны работать на государство, коммерческие деньги должны работать на коммерческий сектор». Нужно обеспечить надежность и сохранность средств бюджета. Государство не может позволить себе рисковать деньгами, которые являются средствами РФ и налогоплательщиков. Это слишком большой риск. Сегодня даже при, казалось бы, большой стабильности банковской системы ни государство, ни Центральный банк — никто не может гарантировать надежность и стабильность кредитного учреждения в долгосрочной перспективе. Поэтому государство должно найти наиболее удобные и надежные банковские учреждения, в которых можно размещать бюджетные средства.
Порядок проведения конкурса среди коммерческих банков был выдвинут Минфином и затем документ был согласован с Банком России, Минэкономразвития и торговли и Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.
Как сообщил заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов, обслуживание в коммерческих банках будет происходить на третьем уровне казначейства — то есть в городах, не являющихся столицами субъектов Федерации: в районных центрах и более мелких образованиях. Конкурсы, как предполагается, будут проводить сами региональные казначейства. Согласно предварительному варианту положения о проведении конкурса, его участники должны работать на рынке не менее 5 лет, показывать положительный финансовый результат своей деятельности, выполнять норматив достаточности капитала Н1 мгновенной и текущей ликвидности. Кроме того, у них не должно быть задолженности перед Банком России по формированию обязательных резервов. Они должны иметь также сеть филиалов. Кроме того, одно из требований к банкам — объем собственных средств, однако абсолютное значение этого показателя пока не установлено.
Казна заплатит банкам
Принципиальное отличие нынешнего размещения бюджетных средств от предыдущего опыта заключается в том, что теперь государство будет платить банкам за то, что оно размещает у них средства, а не наоборот. Ранее существовало условие, согласно которому банки платили по остаткам на счетах. И, конечно, кредитные учреждения готовы были приплачивать за участие в конкурсе, чтобы обеспечить себе более высокий уровень ликвидности. Сейчас ставится условие, по которому остатков бюджетных средств на счетах банков не должно оставаться вовсе.
Т. Нестеренко так поясняет эту схему. Например, в 12 часов деньги перечислены на выплату заработной платы в школе небольшого городка. После проведения процедуры выплаты наличных денег все остатки должны быть возвращены в систему федерального казначейства. На конец дня в коммерческом банке не должно быть ни копейки бюджетных средств. Конечно, это процедура дорогая и банку обойдется недешево. Поэтому стоимость этой услуги станет предметом конкурса.
Цель не ради цели
Привлечение коммерческих банков к операциям с бюджетными средствами — это только один из шагов, которые намерен предпринять Минфин для повышения эффективности управления активами. Аккумуляция средств бюджета в ЦБ не означает выполнение цели ради цели. В настоящее время ведутся переговоры о переходе правительства на рыночные отношения с ЦБ. Минфин готов оплачивать услуги ЦБ за проведение операций с бюджетными средствами — так же как и услуги коммерческих банков. Но при этом настаивает на том, чтобы ЦБ платил правительству по остаткам на счетах. Сейчас идет подсчет того, какова примерно будет стоимость этих операций. Впрочем, речь об этом идет давно, но каких-либо сдвигов в этом направлении пока не произошло.
Следующим шагом, который готовится предпринять правительство, может оказаться снятие ограничений Бюджетного кодекса на размещение бюджетных средств на депозиты коммерческих банков. В действующей редакции Бюджетного кодекса это ограничение заявлено предельно жестко. Но управление ликвидностью счета означает оценку эффективности размещения активов в Центральном банке, коммерческом банке или же в зарубежные ликвидные активы. На сегодня постоянный неснижаемый остаток средств на счетах казначейства составляет порядка 200 млрд руб. Современная система позволяет получать информацию об остатках на счетах в режиме реального времени. По мнению специалистов казначейства, если бы Минфин получил возможность управлять ликвидностью этих средств, то доход составил бы 12–14% годовых. По мнению Т. Нестеренко, «эффективные механизмы управления ликвидностью счета являются сейчас для нас одной из приоритетных целей. Мне кажется, это одна из самых главных задач Минфина. Фактически сегодня бюджет у нас исполняют министерства и ведомства. Министерство финансов в большинстве государств — это министерство, которое организует и управляет ресурсами, делает управление этими ресурсами более эффективным, надежным, качественным, доступным и приносящим больший доход или пользу».
Условия оборота бюджетных средств должны быть обеспечены четким расчетом эффективности. Нужно определить, где и каким образом государство наиболее эффективно реализует свои права — в том числе по управлению собственными финансовыми активами.
Материал подготовил Жан Батыров
Журнал «Бюджет» №8 август 2003 г.