«Электронное правительство» — новый метод государственного управления, который реализуется в Чувашии на протяжении последних полутора лет. Начало этому процессу было положено программой реформирования системы управления общественными финансами, в которой предусматривалось создание республиканской информационно-аналитической системы (РИАС) как основного инструмента реализации программы реформирования. В программе на РИАС заложено 2,5 млн долл., и в течение 2001–2002 гг. из них выделено 700 тыс. долл.
После принятия федеральной целевой программы «Электронная Россия» возникла необходимость в синхронизации с ней работ по созданию республиканской информационно-аналитической системы, что и было успешно осуществлено с помощью Минсвязи и Минэкономразвития РФ. Уже подписано соглашение с федеральным Минсвязи, готовится соглашение с Минэкономразвития.
Второй этап развития РИАС — это пилотный проект федеральной целевой программы «Электронная Россия», предусматривающий создание инфраструктуры доступа и информационных систем в органах власти. Третий этап, который будет реализовываться одновременно со вторым, представляет собой пилотный проект «Электронной России» по созданию объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР).
Итак, что же такое РИАС? Технологический фундамент РИАС — это система реального времени, которая позволяет осуществить сбор и обработку информации в месте ее первичного появления, доставить ее в республиканский централизованный банк данных, обеспечить доступ к этой информации на всей территории республики тем пользователям, которым это необходимо. Инфраструктура РИАС включает республиканскую телекоммуникационную сеть, компьютерные комплексы в органах власти, инфраструктуру общественного доступа, инфраструктуру электронной подписи и защиты информации и организационно-кадровое обеспечение.
Коммуникационная сеть построена по стандартной схеме. К настоящему времени на базе распределенной сети с узлами во всех районных центрах обеспечен доступ пользователей на всей территории Чувашской Республики. Происходит массовое подключение бюджетных организаций — школ, учреждений культуры, здравоохранения. Например, если по статистике Минсвязи России средний процент подключения средних общеобразовательных школ к Интернету достигает по России около 12% или даже менее, то в Чувашии около половины средних общеобразовательных школ уже подключены и имеют свои адреса электронной почты. Конечно, другой вопрос — степень подготовки учителей и востребованности этих технологических возможностей. В течение 2003 г. в республике во всех районных центрах создаются высокоскоростные сети с подключением к ним муниципальных органов власти и учреждений (ЗАГСы, паспортно-визовые службы, отделы экономики, отделы ЖКХ и др.) Таким образом, создается фундамент для внедрения информационных систем муниципального уровня, работающих в режиме реального времени. Эти муниципальные системы соединены с центральным узлом в Чебоксарах по выделенному каналу и, естественно, подключены к сети Интернет.
Мозг нашей информационной системы — республиканский Центр обработки данных (ЦОД). Это достаточно серьезная информационная система — возможно, наиболее мощная в органах власти регионального уровня в России. Она насчитывает около 16 серверов разного уровня, в том числе и на новейшем процессоре Itanium, а также включает систему хранения данных большой емкости.
Республиканский ЦОД призван обеспечивать доступ к информационным ресурсам и оказывать информационные услуги всем органам власти на территории Чувашии. Здесь находится центральный банк данных РИАС, который формируется из информации муниципальных банков данных. Задача ЦОД — обеспечивать функционирование централизованной для всех органов власти системы электронной почты, а также обеспечивать функции администрирования и информационную безопасность.
Система обеспечения деятельности правительства — это самый верхний уровень электронного правительства. В ближайшее время в залах заседаний Дома правительства будут созданы беспроводные сети, и руководители республиканских органов власти получат возможность использовать в своей работе все информационные ресурсы и услуги, предоставляемые РИАС — независимо от их места нахождения — в залах заседаний, в своих рабочих кабинетах, во время командировок и выездов в районы. Это позволит им избавиться или, по крайней мере, существенно сократить объем своих портфелей с бумагами, с которыми они приходят на заседания сегодня.
Активно развивается инфраструктура общественного доступа. В самое ближайшее время предусматривается установка информационных киосков в фойе административных зданий в Чебоксарах. Бюджетным организациям будет обеспечен бесплатный доступ к республиканским информационным ресурсам и электронной почте. Развивается также и сеть центров общественного доступа.
В органах власти республики выстроена управленческая вертикаль, которая объединяет специалистов по информатизации во всех республиканских органах власти. Во всех муниципалитетах созданы отделы информатизации. Управление информационных технологий Администрации президента Чувашской Республики обеспечивает единство методологии и технологии информатизации.
Центральное место в работе по информатизации занимает выстраивание единой системы информационных ресурсов республики. Мы создаем общую информационную систему, которая обеспечивает взаимодействие конкретных подсистем в рамках единого банка данных на базе общей инфраструктуры хранения и доставки информации. В рамках этой системы и должны решаться конкретные прикладные задачи.
В основе системы лежит единая схема данных, единый депозитарий форматов данных. Проведено масштабное исследование информационных потоков и массивов органов власти. Не один десяток квадратных метров занимает сводная диаграмма информационного контента органов власти. Сейчас это более 900 таблиц, около 12000 реквизитов и 1000 отчетов, объединенных в рамках двух больших разделов — экономического регистра и регистра населения.
В основе экономического регистра лежит взаимосвязь двух основных информационных массивов — объектов недвижимости и юридический лиц, к которым, в свою очередь, «подвязываются» разнообразные показатели их деятельности. Связаны массивы через права собственности.
В настоящее время осуществляется первичное информационное наполнение такого важного ресурса как базы данных о государственных и муниципальных закупках. На сегодняшний момент введено около 17000 записей. Планируется, что эта система будет эксплуатироваться не в режиме «постфактум», когда доступна только информация о проведенных государственных закупках, что позволяет анализировать стоимость той или иной позиции и общую бюджетную эффективность, а в режиме реального времени для обеспечения самой процедуры госзакупок. В рамках соглашения с Минэкономразвития России будет внедряться одна из принятых на федеральном уровне систем. В результате будет отслеживаться полный цикл госзакупок, начиная от формирования сводной потребности и кончая отслеживанием выполнения госконтрактов и поставок по ним.
Производится также наполнение подсистемы «Собственность». К настоящему моменту в эту базу данных введено более 34000 записей, начиная от информации о здании Дома правительства и кончая данными об оградке сельского кладбища в отдаленном районе.
Подсистема жилищно-коммунального хозяйства позволяет установить связь между конкретным объектом недвижимости и коммуникациями, которые к нему подведены. Это очень важный информационный массив, который дает возможность тонкого и очень эффективного анализа деятельности отрасли ЖКХ.
По направлению экономического мониторинга территорий совместно с Минэкономразвития РФ мы будем заниматься внедрением одной из рекомендованных и опробованных систем прогнозирования социально-экономического развития. На основании массива статистических данных можно будет проводить анализ закономерностей и тенденций развития республики и отдельных муниципальных образований. Система позволит также собирать и анализировать информацию о деятельности предприятий республики и бюджетных организаций. На основании этой информации можно более обосновано принимать решения о путях развития.
Регистр «население» — пожалуй, самое сложное направление информатизации. По разным оценкам, от 25 до 40 федеральных ведомств занимаются в той или иной степени учетом населения. В настоящее время совместно с Минэкономразвития России разрабатываетя пилотный проект регистра населения на территории Чувашии. Предполагается, что мы начнем с самого нижнего уровня –системы ЗАГС и паспортно-визовой службы МВД. На основании этой информации в муниципальных образованиях будет формироваться единый банк данных о населении.
Большое значение уделяется внешней стороне деятельности правительства по предоставлению информационных услуг и ресурсов гражданам. Создан всеобъемлющий портал www.cap.ru, который является единой точкой входа для обслуживания населения и построен по динамической программной технологии. В рамках портала осуществляется хостинг более 70 сайтов органов власти (Госсовет, Главный федеральный инспектор, федеральные органы власти на территории Чувашии, все республиканские министерства и госкомитеты, все районные и городские администрации). Информация хранится в унифицированном формате, она объединяется и визуализируется на главной странице портала в интегрированном, пригодном к поиску и к объединению виде.
В ближайших планах развитию ОГИРов — формирование и поддержание единого пространства адресов и административно-территориального деления во всех программных пакетах и системах. Организация межведомственного информационного обмена — это большая и сложная тема, в рамках которой предстоит заниматься не только технологиями, но и методологией, и нормативным обеспечением. Вероятно, потребуется принимать на территории Чувашии какие-то новые законы и подзаконные акты, которые регулировали бы права на информационные ресурсы и регламент обмена.
Главный эффект от создания «электронного правительства» заключается в том, что информационные системы всех органов власти интегрируются в единое информационное пространство, объединяющее информацию из различных источников и позволяющее выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития в целях решения экономических, социальных и административных вопросов. Вся система взаимодействия власти и бизнеса, власти и общества выходит на принципиально новый уровень. Открытость, подконтрольность, эффективность — вот основные характеристики этих складывающихся в условиях новой реальности взаимоотношений.
Справка «Бюджета»
НАЗИПОВ Дмитрий Айратович, родился в 1968 г. в Чебоксарах. Окончил Чувашский госуниверситет по специальности «программирование». Работал в компьютерном бизнесе. С 1994 г. в Администрации президента Чувашии возглавляет работы по информатизации.
Женат, имеет сына. Увлекается историей искусств.
Журнал «Бюджет» №8 август 2003 г.
После принятия федеральной целевой программы «Электронная Россия» возникла необходимость в синхронизации с ней работ по созданию республиканской информационно-аналитической системы, что и было успешно осуществлено с помощью Минсвязи и Минэкономразвития РФ. Уже подписано соглашение с федеральным Минсвязи, готовится соглашение с Минэкономразвития.
Второй этап развития РИАС — это пилотный проект федеральной целевой программы «Электронная Россия», предусматривающий создание инфраструктуры доступа и информационных систем в органах власти. Третий этап, который будет реализовываться одновременно со вторым, представляет собой пилотный проект «Электронной России» по созданию объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР).
Итак, что же такое РИАС? Технологический фундамент РИАС — это система реального времени, которая позволяет осуществить сбор и обработку информации в месте ее первичного появления, доставить ее в республиканский централизованный банк данных, обеспечить доступ к этой информации на всей территории республики тем пользователям, которым это необходимо. Инфраструктура РИАС включает республиканскую телекоммуникационную сеть, компьютерные комплексы в органах власти, инфраструктуру общественного доступа, инфраструктуру электронной подписи и защиты информации и организационно-кадровое обеспечение.
Коммуникационная сеть построена по стандартной схеме. К настоящему времени на базе распределенной сети с узлами во всех районных центрах обеспечен доступ пользователей на всей территории Чувашской Республики. Происходит массовое подключение бюджетных организаций — школ, учреждений культуры, здравоохранения. Например, если по статистике Минсвязи России средний процент подключения средних общеобразовательных школ к Интернету достигает по России около 12% или даже менее, то в Чувашии около половины средних общеобразовательных школ уже подключены и имеют свои адреса электронной почты. Конечно, другой вопрос — степень подготовки учителей и востребованности этих технологических возможностей. В течение 2003 г. в республике во всех районных центрах создаются высокоскоростные сети с подключением к ним муниципальных органов власти и учреждений (ЗАГСы, паспортно-визовые службы, отделы экономики, отделы ЖКХ и др.) Таким образом, создается фундамент для внедрения информационных систем муниципального уровня, работающих в режиме реального времени. Эти муниципальные системы соединены с центральным узлом в Чебоксарах по выделенному каналу и, естественно, подключены к сети Интернет.
Мозг нашей информационной системы — республиканский Центр обработки данных (ЦОД). Это достаточно серьезная информационная система — возможно, наиболее мощная в органах власти регионального уровня в России. Она насчитывает около 16 серверов разного уровня, в том числе и на новейшем процессоре Itanium, а также включает систему хранения данных большой емкости.
Республиканский ЦОД призван обеспечивать доступ к информационным ресурсам и оказывать информационные услуги всем органам власти на территории Чувашии. Здесь находится центральный банк данных РИАС, который формируется из информации муниципальных банков данных. Задача ЦОД — обеспечивать функционирование централизованной для всех органов власти системы электронной почты, а также обеспечивать функции администрирования и информационную безопасность.
Система обеспечения деятельности правительства — это самый верхний уровень электронного правительства. В ближайшее время в залах заседаний Дома правительства будут созданы беспроводные сети, и руководители республиканских органов власти получат возможность использовать в своей работе все информационные ресурсы и услуги, предоставляемые РИАС — независимо от их места нахождения — в залах заседаний, в своих рабочих кабинетах, во время командировок и выездов в районы. Это позволит им избавиться или, по крайней мере, существенно сократить объем своих портфелей с бумагами, с которыми они приходят на заседания сегодня.
Активно развивается инфраструктура общественного доступа. В самое ближайшее время предусматривается установка информационных киосков в фойе административных зданий в Чебоксарах. Бюджетным организациям будет обеспечен бесплатный доступ к республиканским информационным ресурсам и электронной почте. Развивается также и сеть центров общественного доступа.
В органах власти республики выстроена управленческая вертикаль, которая объединяет специалистов по информатизации во всех республиканских органах власти. Во всех муниципалитетах созданы отделы информатизации. Управление информационных технологий Администрации президента Чувашской Республики обеспечивает единство методологии и технологии информатизации.
Центральное место в работе по информатизации занимает выстраивание единой системы информационных ресурсов республики. Мы создаем общую информационную систему, которая обеспечивает взаимодействие конкретных подсистем в рамках единого банка данных на базе общей инфраструктуры хранения и доставки информации. В рамках этой системы и должны решаться конкретные прикладные задачи.
В основе системы лежит единая схема данных, единый депозитарий форматов данных. Проведено масштабное исследование информационных потоков и массивов органов власти. Не один десяток квадратных метров занимает сводная диаграмма информационного контента органов власти. Сейчас это более 900 таблиц, около 12000 реквизитов и 1000 отчетов, объединенных в рамках двух больших разделов — экономического регистра и регистра населения.
В основе экономического регистра лежит взаимосвязь двух основных информационных массивов — объектов недвижимости и юридический лиц, к которым, в свою очередь, «подвязываются» разнообразные показатели их деятельности. Связаны массивы через права собственности.
В настоящее время осуществляется первичное информационное наполнение такого важного ресурса как базы данных о государственных и муниципальных закупках. На сегодняшний момент введено около 17000 записей. Планируется, что эта система будет эксплуатироваться не в режиме «постфактум», когда доступна только информация о проведенных государственных закупках, что позволяет анализировать стоимость той или иной позиции и общую бюджетную эффективность, а в режиме реального времени для обеспечения самой процедуры госзакупок. В рамках соглашения с Минэкономразвития России будет внедряться одна из принятых на федеральном уровне систем. В результате будет отслеживаться полный цикл госзакупок, начиная от формирования сводной потребности и кончая отслеживанием выполнения госконтрактов и поставок по ним.
Производится также наполнение подсистемы «Собственность». К настоящему моменту в эту базу данных введено более 34000 записей, начиная от информации о здании Дома правительства и кончая данными об оградке сельского кладбища в отдаленном районе.
Подсистема жилищно-коммунального хозяйства позволяет установить связь между конкретным объектом недвижимости и коммуникациями, которые к нему подведены. Это очень важный информационный массив, который дает возможность тонкого и очень эффективного анализа деятельности отрасли ЖКХ.
По направлению экономического мониторинга территорий совместно с Минэкономразвития РФ мы будем заниматься внедрением одной из рекомендованных и опробованных систем прогнозирования социально-экономического развития. На основании массива статистических данных можно будет проводить анализ закономерностей и тенденций развития республики и отдельных муниципальных образований. Система позволит также собирать и анализировать информацию о деятельности предприятий республики и бюджетных организаций. На основании этой информации можно более обосновано принимать решения о путях развития.
Регистр «население» — пожалуй, самое сложное направление информатизации. По разным оценкам, от 25 до 40 федеральных ведомств занимаются в той или иной степени учетом населения. В настоящее время совместно с Минэкономразвития России разрабатываетя пилотный проект регистра населения на территории Чувашии. Предполагается, что мы начнем с самого нижнего уровня –системы ЗАГС и паспортно-визовой службы МВД. На основании этой информации в муниципальных образованиях будет формироваться единый банк данных о населении.
Большое значение уделяется внешней стороне деятельности правительства по предоставлению информационных услуг и ресурсов гражданам. Создан всеобъемлющий портал www.cap.ru, который является единой точкой входа для обслуживания населения и построен по динамической программной технологии. В рамках портала осуществляется хостинг более 70 сайтов органов власти (Госсовет, Главный федеральный инспектор, федеральные органы власти на территории Чувашии, все республиканские министерства и госкомитеты, все районные и городские администрации). Информация хранится в унифицированном формате, она объединяется и визуализируется на главной странице портала в интегрированном, пригодном к поиску и к объединению виде.
В ближайших планах развитию ОГИРов — формирование и поддержание единого пространства адресов и административно-территориального деления во всех программных пакетах и системах. Организация межведомственного информационного обмена — это большая и сложная тема, в рамках которой предстоит заниматься не только технологиями, но и методологией, и нормативным обеспечением. Вероятно, потребуется принимать на территории Чувашии какие-то новые законы и подзаконные акты, которые регулировали бы права на информационные ресурсы и регламент обмена.
Главный эффект от создания «электронного правительства» заключается в том, что информационные системы всех органов власти интегрируются в единое информационное пространство, объединяющее информацию из различных источников и позволяющее выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития в целях решения экономических, социальных и административных вопросов. Вся система взаимодействия власти и бизнеса, власти и общества выходит на принципиально новый уровень. Открытость, подконтрольность, эффективность — вот основные характеристики этих складывающихся в условиях новой реальности взаимоотношений.
Справка «Бюджета»
НАЗИПОВ Дмитрий Айратович, родился в 1968 г. в Чебоксарах. Окончил Чувашский госуниверситет по специальности «программирование». Работал в компьютерном бизнесе. С 1994 г. в Администрации президента Чувашии возглавляет работы по информатизации.
Женат, имеет сына. Увлекается историей искусств.
Журнал «Бюджет» №8 август 2003 г.