Версия для печати 1815 Материалы по теме
Пенсионная реформа: сбалансировать права и обязательства

пенсионная реформа
Круглый стол, посвященный обсуждению проекта «Стратегии пенсионной реформы до 2030 года» состоялся в РИА Новости 10 сентября 2012 года.

А. П. Починок, профессор НИУ ВШЭ, отметил, что создание работоспособной пенсионной системы крайне важно для страны, но на этот процесс может потребоваться несколько десятков лет. Попытки провести реформы в кратчайшие сроки приводят к тому, что через несколько лет приходится вносить новые изменения. Проект «Стратегии пенсионной реформы до 2030 года» представлен на сайте для публичного обсуждения. Такой поход позволил сделать работу над проектом более эффективной. В частности, был усовершенствован раздел досрочных пенсий, а также пересмотрено решение об отказе от накопительной части. Однако при построении пенсионных систем на далекую перспективу следует понимать, что при существующей демографической ситуации в России в обозримом будущем возможен сценарий, когда один работающий будет вынужден обеспечивать одного пенсионера.

Современная модель рынка труда подвержена глобальным изменениям. Ее основное отличие от той, что была в СССР — огромное количество самозанятого населения. Сегодня уже не актуальна модель «один работодатель — один работник». Произошли значительные перемены и в пенсионной системе. По мнению А. П. Починка, авторы проекта по-прежнему уверены в том, что государство обязано быть патерналистским, покровительственно относиться к своим гражданам и обеспечивать их пенсией. Выполнение конституционных обязательств перед гражданами и осуществление мер социальной защиты — прерогатива государства, но его форма не может быть патерналистской. Обеспечить пенсией всех без исключения невозможно.

На данный момент работодатель не заинтересован осуществлять платежи за своих работников, поскольку ничего не получает взамен. Застрахованные не заинтересованы осуществлять платежи по той же причине. Возвращаясь к проекту, стоит отметить, что он действует в рамках того же пути, что и стратегия 1991 года, где происходило уравнивание пенсий, и человек надеялся на государство. Нынешняя пенсионная реформа представляет собой борьбу с дефицитом бюджета Пенсионного фонда. Изначально дефицит был вызван политикой государства, установившего в течение многих лет низкий порог зарплат. Дальнейшее повышение уровня заработных плат быстрее, чем уровень инфляции было бы оправдано в случае, если бы Федеральный бюджет направлял эквивалентные средства в пенсионную систему. Нельзя допускать разрыва между ростом заработной платы, например, у бюджетников, и ростом пенсии. Важно осознавать разницу между деньгами и пенсионными правами. В данном случае человек накапливает не средства, а пенсионные права. Решения, которые принимало государство, приводили к росту пенсионных прав, не обеспеченных ресурсами. Для урегулирования системы необходимо сбалансировать права и обязательства. Следует понимать, что если принимается решение о росте пенсионных прав, за это придется платить государству.

Сейчас работодатели и работники заинтересованы в том, чтобы было как можно большее количество мест с вредными и опасными условиями труда. Работникам это дает право досрочного выхода на пенсию. Работодателям это выгодно потому, что досрочный выход на пенсию сотрудников позволяет им за счет государства увеличивать доходы персонала и сформировать отношение к такому рабочему месту, как к привилегированному, что решает, в том числе, вопрос с «текучкой» кадров. Несмотря на то, что ситуация в стране улучшается, количество таких рабочих мест неуклонно растет. Нужно, чтобы работодатель был заинтересован в их уменьшении. Но это повлечет определенные расходы со стороны государства. Если государство вводит специфическую пенсионную систему, опять-таки, оно должно за это платить. А. П. Починок отметил, что авторы проекта планируют установление очень высоких коэффициентов замещения, не до конца понимая, какие проблемы это может повлечь.

По мнению О. Г. Дмитриевой, первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, накопительная система обречена на провал по причине двойного бремени, которое ложится на трудоспособное население. Взносы работников идут не только на создание собственных пенсионных накоплений, но и на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Подобная ситуация продлится до тех пор, пока не уйдет поколение пенсионеров, у которых отсутствует накопительная часть пенсии. В России этот процесс займет 50 лет. Предполагается, что пик проблемы придется на 2024 год. С каждым годом происходит увеличение средств, затрачиваемых на накопление, которые не идут на выплату нынешним пенсионерам. На 2012 год эта сумма составила 430 млрд руб. По мнению О. Г. Дмитриевой, это одна из дыр пенсионной системы, которая приводит к ряду неблагоприятных последствий. Речь идет о снижении коэффициента замещения, повышении страховых взносов, а также увеличении дотаций из Федерального бюджета и других источников. До 2007 года переход к накопительной системе путем изъятия части средств из пенсионного фонда привел к резкому снижению коэффициента замещения. Наиболее низким относительный размер пенсии был в 2007 году, когда средняя пенсия составляла 22,7 % от средней заработной платы. Позже коэффициент замещения стали повышать. Изначально, с помощью дотаций из Федерального бюджета, а потом за счет повышения страховых взносов (до 30 — 34 %).

Материал подготовил: Десятериков Владимир

Поделиться