Версия для печати 4171 Материалы по теме
Равные права для инвесторов

Осипов
Об инвестиционной политике, о поддержке промышленности и сельского хозяйства, жилищном строительстве и, конечно же, об алмазах рассказывает министр экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) Михаил Анатольевич ОСИПОВ.

— Основа экономики Якутии — предприятия добывающих отраслей, в том числе топливно-энергетического комплекса. Какие шаги предпринимает министерство для поощрения их роста и развития?

— Понимая важность формирования правовой основы инвестиционной деятельности, а также наличия легитимных, прозрачных и понятных механизмов ее поддержки, мы подготовили новую редакцию Закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)». Он закрепляет равные права при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность и открытость в обсуждении и принятии решений по инвестиционным проектам. Формируется система документов стратегического планирования, регулирующих инвестиционную политику: разработаны проекты концепции инвестиционной политики, стратегии инвестиционной политики.

Для обеспечения интересов предприятий Министерство экономики и промышленной политики республики работает в тесном контакте с федеральными органами власти. Так, 21 июля 2011 года был принят разработанный Правительством Республики Саха (Якутия) Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Он предусматривает установление нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при разработке месторождений олова, что является стратегической мерой государственной поддержки.

— Благоприятный инвестиционный климат — необходимое условие для притока капитала в регион. Как работаете над его улучшением, чей ценный опыт перенимаете и творчески используете?

— В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в 2011 году принята Программа по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Респуб­лики Саха (Якутия) на 2011−2016 годы. В 2012 году при главе республики создан Совет по инвестиционной политике, разработан и одобрен проект закона «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства». Для организации проектов ГЧП сформирован региональный центр, включающий Координационный совет при председателе правительства республики.

В мае текущего года правительством республики одобрена Инвестиционная стратегия Якутии. Она направлена на повышение инвестиционной привлекательности региона, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий, расширение источников инвестирования и повышение их эффективности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями республики.

Что касается инвестиционной политики успешных регионов, то она сводится к следующим элементам, которые необходимо использовать. Во-первых, это системная работа по узкому кругу приоритетных направлений экономического развития, так называемым кластерам. Во-вторых, активный поиск профильных инвесторов для локализации соответствующих производств на территории региона. Профильность определяется задачами развития соответствующих кластеров. В-третьих, специализированное агентство по работе с инвесторами. В Якутии его планируется создать в 2013 году. Новым направлением для нас будет привлечение инвестиций в инфраструктуру через специализированные организации — центры развития ГЧП. В-четвертых, конкуренция регионов за потенциального инвестора на основе понятного и прозрачного механизма реализации инвестиционных проектов, предоставления налоговых льгот, наличия подготовленных земельных участков с необходимой инфраструктурой, организационной помощи и сопровождения проектов.

— К республике проявляют большой интерес зарубежные компании, которые могли бы инвестировать значительные средства в ее экономику. Что могут предложить им региональные власти?

— Все масштабные проекты прямо или косвенно связаны с освоением уникальных месторождений полезных ископаемых. Здесь требуется особый подход и при ведении хозяйственной деятельности, и в налоговой, таможенной и тарифной политике. Все более или менее крупные месторождения относятся к участкам недр федерального значения. В соответствии с российским законодательством, а также учитывая, что иностранные компании не могут рассчитывать напрямую на получение прав на недра, возможно заключение соглашений о разделе продукции с российским недропользователем или иные формы взаимодействия через совместные предприятия. Также возможно кредитование в счет будущих поставок продукции, а в исключительных случаях — заключение межгосударственных соглашений. В их рамках появится возможность зафиксировать участие иностранных компаний в освоении месторождений.

— Руководство республики придает большое значение развитию агропромышленного комплекса в тех районах, где для этого есть необходимые климатические условия. Что удалось добиться к настоящему времени и каковы планы на ближайшее будущее?

— В числе наших приоритетов — стимулирование экономической активности и предпринимательской инициативы сельских жителей, модернизация АПК и системы управления в отрасли. Государственная поддержка сельского хозяйства проводится программным методом. В период с 2002 по 2011 год ее объем увеличился на 72 процента. С 2004 года отмечается прирост валовой продукции сельского хозяйства, значительно сократился износ имущественного комплекса. Для обновления и создания основных фондов, развития товарного производства и функционирования сбытовой системы построены и реконструированы коровники, введены в действие два животноводческих комплекса с технологией беспривязного содержания дойного стада, пищекомбинаты. В северных улусах сооружены ледники, а также введены новые мощности по переработке рыбы.

С целью повышения управленческой активности глав районов с 2011 года муниципалитетам переданы отдельные государственные полномочия по сельскохозяйственному производству. Перед АПК стоит задача обеспечить потребности населения высококачественной продукцией. Приоритетное развитие получат агропромышленные формирования, расположенные непосредственно в «точках роста» промышленного, транспортного и энергетического комплексов.

— Жилищная проблема актуальна для всех регионов России, включая Якутию. Есть ли у правительства республики планы, выполнение которых способно если не решить ее полностью, то хотя бы снять имеющуюся остроту?

— Обеспечение доступным и качественным жильем в Республике Саха (Якутия) является одним из государственных приоритетов. Указом главы республики утверждена госпрограмма «Обеспечение качественным жильем на 2012−2016 годы». В соответствии с ней к 2016 году планируется увеличить объем ввода жилья в 1,5 раза, тем самым снизив стоимость квадратного метра, которая на сегодня составляет 48,2 тысячи рублей.

В Якутске в 2011 году впервые реализован пилотный проект по стимулированию строительства многоквартирных жилых домов. Он позволил охватить наиболее широкие слои населения путем предоставления социальной выплаты гражданам на приобретение жилого помещения в размере 35 процентов от его стоимости, в том числе через предоставление ипотечного кредита под 8 процентов годовых без комиссий. Результат был положительным, и эти механизмы применены для жителей других муниципалитетов. Ежегодно на реализацию данной подпрограмы (до 2016 года) будет выделяться не менее 500 миллионов рублей.

Снижается доля ветхого и аварийного жилья путем адресного переселения граждан из аварийного жилищного фонда. При поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ до 2016 года планируется снизить долю ветхого и аварийного жилья в республике до 11,6 процента. Для сравнения: сейчас его доля в регионе составляет 13,6 процента, в среднем по стране — 3,1 процента. В целях доступности жилья для населения ведется строительство многоквартирных жилых домов экономкласса с применением новых технологий. В текущем году начата работа по формированию земельных участков для их безвозмездной передачи жилищно-строительным кооперативам работников бюджетной сферы.

— Отдельно хотелось бы поговорить о компании «АЛРОСА» — флагмане мировой алмазной отрасли. Что можно сказать о ее будущем?

— В 2011 году «АЛРОСА» преобразована в открытое акционерное общество, что очень важно для обеспечения максимального роста стоимости ее акций и привлечения инвестиций. Прошлый год стал рекордным для компании по объему реализации алмазного сырья. Эти позиции достигнуты благодаря действенной поддержке основных акционеров — Правительства РФ и Правительства Республики Саха (Якутия), эффективной работе предприятий основного производства и сбытовых подразделений.

рис 4
В настоящее время основные усилия направляются на выполнение программ по строительству подземных рудников «Удачный», «Айхал» и «Мир». Правлением компании утверждена программа инновационного развития компании «АЛРОСА». Обновление технических средств геолого-разведочного комплекса не замедлило сказаться на росте эффективности поисковых и геолого-разведочных работ. Требуется реализовать аналогичные программы технического перевооружения на предприятиях основного производства, прежде всего на подземных горных работах. Сегодня проводится работа по рассмотрению долгосрочного плана развития группы «АЛРОСА» до 2021 года, а также по завершению необходимых процедур по подготовке компании к возможной приватизации.

Возможная приватизация пакета ее акций не скажется негативно на производственных планах. Будущее компании мы видим в поступательном развитии с целью решения важнейших задач по модернизации основных производственных мощностей, повышении эффективности на всех этапах производственной деятельности — а это расширение геолого-разведочных работ, оптимизация кадровой политики, сбыта, маркетинга, прогнозирования и анализа, а также закупки материально-технических ресурсов и административного управления. Уникальный технический и производственный потенциал «АЛРОСА», рабочие и инженерные кадры позволяют рассчитывать на выполнение поставленных задач.

Справка «Бюджета»

Михаил Анатольевич ОСИПОВ

Родился 23 октября 1970 г. в селе Мар Нюрбинского района Якутской АССР. В 1992 г. окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева, в 1996 г. — аспирантуру академии, в 2004 г. — Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.

Трудовую деятельность начал бухгалтером-аудитором. В 1993−1997 гг. работал в банковском секторе республики.

В 1997−2007 гг. — начальник отдела Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия).

В 2007−2010 гг. — заместитель министра экономического развития, с 2010 по 2011 г. — министр экономического развития Республики Саха (Якутия).

17 мая 2011 г. назначен министром экономики и промышленной политики Респуб­лики Саха (Якутия).

Доктор экономических наук.

Поделиться