Светлана Александровна КАРЧЕВСКАЯ, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ
Организационная структура
В системе обязательного медицинского страхования осуществляет деятельность Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фонда, включая территориальный фонд обязательного медицинского страхования г. Байконура. Общая численность застрахованных по состоянию на 1 января 2012 года составила 141,2 млн человек, в том числе 54,6 млн работающих граждан и 86,6 млн неработающих, то есть в структуре застрахованного населения преобладают неработающие граждане, доля которых составляет 61,4 %. В разрезе регионов самый высокий показатель неработающих граждан отмечается в Республике Ингушетия (90,8 %), самый низкий — в г. Москве (35,9 %).
В 2011 году деятельность по обязательному медицинскому страхованию осуществляли 80 страховых медицинских организаций и 240 филиалов. Следует отметить, что в последние годы продолжается тенденция к сокращению количества страховых медицинских организаций и их укрупнению. Более 100 млн человек застрахованы в 13 крупнейших страховых медицинских организациях, в том числе ЗАО «МАКС-М», ОАО «РОСНО-МС», ОАО «СК СОГАЗ-Мед». Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывали 8,2 тыс. медицинских организаций, из них 631 — ведомственные медицинские организации.
Реализация территориальных программ
Во исполнение постановления Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» органы власти 83 регионов и г. Байконура разработали и утвердили территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее — территориальные программы государственных гарантий), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. В целом по Российской Федерации утвержденная стоимость территориальных программ государственных гарантий составила 1,237 трлн руб. Территориальные программы государственных гарантий 11 субъектов РФ по отчету являются бездефицитными. Размер дефицита финансового обеспечения в остальных составляет 238 млрд руб. Утвержденная стоимость территориальных программ обязательного медицинского страхования в целом по Российской Федерации в 2011 году составила почти 669,583 млрд руб. Недостаток средств утвержденной стоимости территориальных программ обязательного медицинского страхования от расчетной в целом составил 69,6 млрд руб. В 22 регионах утвержденная стоимость программ превышает расчетную.
В 2011 году в РФ в медицинских организациях различных форм собственности в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 30,6 млн чел., медицинскую помощь в дневных стационарах — 6,9 млн чел. Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 47,9 млн чел., число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и на дому — свыше 1415 млн.
За последние годы отмечается увеличение доли средств обязательного медицинского страхования в общем объеме финансирования территориальных программ государственных гарантий, что является результатом работы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования по переходу учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования. Так, доля средств обязательного медицинского страхования в структуре стоимости территориальных программ государственных гарантий в целом по Российской Федерации составила 53,1 %. В целом по Российской Федерации исполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в части их финансового обеспечения составило 98,3 %. В 43 регионах указанный показатель составил почти 100 %. Величина дефицита в различных регионах варьируется от 37,3 % (Республика Дегестан) до 1,1 % (Рязанская область).
Основными источниками финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2011 году являлись страховые взносы на обязательное медицинское страхование и дотации Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В структуре основных источников финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования наибольший удельный вес (46,2 %) занимают страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Доля страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан составляет 37,8 %, доля средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (дотации ФОМС и средства нормированного страхового запаса ФОМС) — 16,0 % (рис. 1).
По сравнению с 2010 годом значительно увеличились страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Республике Мордовия, Ямало-Ненецком автономном округе, Чувашской Республике, Тульской и Рязанской областях, Красноярском крае, Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Архангельской и Ленинградской областях. В 2011 году в среднем по Российской Федерации на одного застрахованного жителя поступило почти 4,237 тыс. руб. (исходя из тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения 3,1 процентного пункта), что на 24,7 % больше, чем в 2010 году (3,398 тыс. руб.). При этом на одного работающего застрахованного по обязательному медицинскому страхованию поступило страховых вносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в сумме почти 5,569 тыс. руб., что на 21,6 % больше, чем в предыдущем году (4,580 тыс. руб.); на одного застрахованного неработающего — более 3,313 тыс. руб., или на 29,2 % больше, чем в предыдущем году (2,564 тыс. руб.).Подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в среднем по Российской Федерации в 2011 году составил более 3,663 тыс. руб. (в 2010 году — почти 3,194 тыс. руб.). В 2011 году установленный норматив финансового обеспечения территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС был выше рекомендованного федерального норматива (4102,9) в г. Санкт-Петербурге и Москве, Ленинградской, Московской, Тульской, Тюменской, Нижегородской областях, Удмуртской Республике, Чукотском автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Республике Саха (Якутия), Чувашской Республике. Самый низкий процент выполнения норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования — в республиках Дагестан, Ингушетия и Марий Эл, Сахалинской и Иркутской областях.
Переход на одноканальное финансирование
В 2011 году поэтапный переход на одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования осуществлялся в 42 регионах. Размер средств на финансовое обеспечение медицинской помощи сверх базовой программы обязательного медицинского страхования составил 37,780 млрд руб., или 11,7 % совокупной стоимости территориальных программ ОМС, что превышает уровень 2010 года на 62,6 %. Структура расходов на финансирование медицинской помощи, осуществленных сверх базовой программы обязательного медицинского страхования, представлена на рис. 2.
Мероприятия по поэтапному переходу на одноканальное финансирование здравоохранения через систему ОМС в 2011 году предусматривали расширение тарифа по обязательному медицинскому страхованию и включение в территориальную программу ОМС видов медицинской помощи и заболеваний, финансируемых в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов соответствующих уровней.На реализацию мероприятий по расширению тарифа по обязательному медицинскому страхованию в 40 субъектах РФ в 2011 году медицинскими организациями было направлено 25,460 млрд руб., или 7,9 % совокупных расходов на территориальную программу обязательного медицинского страхования. В 2011 году в 18 регионах в территориальные программы ОМС были включены виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу ОМС:
- скорая медицинская помощь — в 12 регионах (республиках Алтай, Коми, Татарстан, Калининградской, Костромской, Кировской, Ленинградской, Пензенской, Тамбовской, Тюменской, Ярославской областях и Чукотском автономном округе). По регионам наибольшее значение доли расходов на скорую медицинскую помощь в совокупном объеме расходов на территориальную программу ОМС отмечается в Ленинградской, Калининградской и Кировской областях;
- специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь — в четырех регионах (Республике Татарстан, Калининградской, Тамбовской и Тюменской областях);
- высокотехнологичная медицинская помощь — в трех регионах (Республике Татарстан, Красноярском крае, Тюменской области).
На реализацию данного направления медицинскими организациями в отчетном периоде было израсходовано 12,310 млрд руб., или 3,8 % совокупных расходов на территориальную программу ОМС, что превышает уровень 2010 года на 30,5 %. Наряду с дополнительными видами помощи в 2011 году в территориальные программы ОМС десяти регионов включена медицинская помощь при социально значимых заболеваниях (республики Коми, Татарстан, Красноярский край, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Пензенская, Тамбовская и Тюменская области, Чукотский автономный округ).
Приоритетный национальный проект
В 2011 году продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и мероприятий по улучшению демографической ситуации в стране. В целом с 2006 по 2011 год дополнительная диспансеризация работающих граждан проведена в отношении 24,2 млн человек, в том числе в 2011 году — около 2,9 млн человек.
Начиная с 2007 года в Российской Федерации осуществляется диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — диспансеризация детей-сирот). За период проведения диспансеризации детей-сирот из бюджета ФОМС на эти цели было направлено около 3,2 млрд руб. (рис. 3). В 2011 году диспансеризацию прошли 325 тыс. детей-сирот, на эти цели было израсходовано 921 млн руб.
В 2011 году на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в бюджет Фонда социального страхования РФ было направлено 18 млрд руб. (рис. 4). Указанные средства направляются медицинским учреждениям на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, обеспечение медикаментами женщин в период беременности, оснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения, а также на дополнительное питание для беременных женщин и кормящих матерей.Региональные программы модернизации
Финансовое обеспечение программ модернизации на 2011 и 2012 годы предусмотрено в размере 628,40 млрд руб., из них:
- за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 385,4 млрд руб.;
- за счет средств бюджетов субъектов РФ — 113,1 млрд руб.;
- за счет средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 129,79 млрд руб.
В целях обеспечения выполнения перечня поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию программами модернизации предусмотрено не менее 25 % средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, развитие детской медицины (176,28 млрд руб., или 28,1 % от стоимости программ модернизации).
- Финансовое обеспечение программ модернизации на 2011 и 2012 годы предусмотрено в разрезе целей, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. №
326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: - укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт, приобретение медицинского оборудования (313,18 млрд руб., в том числе субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 248,26 млрд руб.);
- внедрение современных информационных систем в здравоохранение, обеспечивающих переход на полис обязательного медицинского страхования единого образца, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде (28,83 млрд руб., в том числе субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 19,27 млрд руб.);
- внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (286,39 млрд руб., в том числе субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 117,91 млрд руб.).
В 2011 году работы по капитальному строительству и ремонту закончены в половине всех медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования: приняты 34 объекта ранее начатого строительства учреждений, проведены капитальный и текущий ремонты в 1912 учреждениях здравоохранения. В течение двух лет предусмотрено приобретение более 250 тыс. единиц медицинского оборудования, в том числе более 500 единиц компьютерных и магнитно-резонансных томографов, 5 тыс. единиц рентгенологичесого оборудования, включая маммографы и флюорографы, а также УЗИ-аппараты, переносное оборудование для диагностики и оказания медицинской помощи сельским жителям выездными бригадами медицинских работников. В 2011 году приобретено более 85 тыс. единиц медицинского оборудования для 4,1 тыс. учреждений здравоохранения. В 2012 году будет приобретено еще 173 тыс. единиц. Новым медицинским оборудованием будут оснащены 60 % всех учреждений здравоохранения.
В 2011 году закуплено 32,3 тыс. единиц компьютерной техники, начаты процедуры заключения государственных (муниципальных) контрактов на 106,5 тыс. единиц. Стандарты медицинской помощи внедрены в 3,1 тыс. учреждений здравоохранения. С 2011 года врачи-специалисты, оказывающие амбулаторную медицинскую помощь, и работающие с ними средние медицинские работники стали получать дополнительные стимулирующие выплаты по результатам оказанных ими услуг (соответственно 152 тыс. врачей и 241,2 тыс. средних медицинских работников).В 2011 году из бюджета ФОМС были предоставлены субсидии на мероприятия программ модернизации в субъектах РФ на 190,42 млрд руб. Наибольший уровень расходования субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий программ модернизации по состоянию на 1 января 2012 года отмечен:
- в части мероприятий по укреплению материально-технической базы — в Чеченской Республике, Брянской, Ивановской, Белгородской областях, Республике Алтай, Еврейской автономной области, Республике Бурятия;
- в части мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение — в Астраханской области, Камчатском крае, Чеченской Республике, Республике Татарстан, Самарской, Омской областях, Республике Ингушетия;
- в части мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи — в Хабаровском крае, Чувашской Республике, Новгородской области, Республике Татарстан, Забайкальском крае.
Наименьший уровень расходов средств бюджета ФОМС отмечен в г. Москве, Калининградской области, Кабардино-Балкарской Республике, Свердловской и Тульской областях.
В целях стимулирования субъектов РФ, обеспечивших лучшие показатели реализации программ по итогам 2011 года, распоряжением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №
Подготовка специалистов и информатизация
В 2011 году, как и в предыдущие годы, осуществлялась подготовка работников территориальных фондов ОМС. Было организовано более 60 учебных мероприятий для 1,7 тыс. человек системы ОМС. При этом большое внимание уделялось повышению квалификации руководящих кадров. В 2011 году прошли переподготовку 79 руководителей территориальных фондов и их филиалов, а также 432 руководящих работника органов и учреждений здравоохранения и представителей профессорско-преподавательского состава профильных кафедр медицинских вузов.
Информатизация в сфере обязательного медицинского страхования в 2011 году осуществлялась в соответствии с Концепцией информатизации системы обязательного медицинского страхования на период 2011−2015 годов. Основными направлениями деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информатизации являлись:
- построение единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования, интегрированного в единое информационное пространство системы здравоохранения в целом;
- нормативно-методологическое обеспечение вопросов информатизации системы обязательного медицинского страхования;
- создание и развитие прикладных информационных систем в сфере обязательного медицинского страхования.