Версия для печати 7711 Материалы по теме
В последнее время правительство Московской области уделяет особое внимание контролю за поступлениями доходов в консолидированный бюджет области.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации установлено, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (за исключением вопросов, которые относятся к ведению и полномочиям федеральных органов власти и к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ). При этом статьей 8 Бюджетного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъектов РФ отнесено осуществление контроля над исполнением региональных бюджетов.
Александр ШАРЫКИН, заместитель министра финансов правительства Московской области

Основными направлениями деятельности по увеличению доходной части областного бюджета, по мнению Министерства финансов Московской области, являются:
— обеспечение полноты учета налогоплательщиков, в том числе и осуществляющих деятельность через обособленные подразделения, а также плательщиков неналоговых платежей;
— обеспечение полноты поступлений налоговых и других обязательных платежей в бюджет посредством выявления и пресечения уклонения налогоплательщиков и плательщиков других обязательных платежей от исполнения своих обязательств перед областным бюджетом;
— погашение задолженности по налогам и неналоговым платежам, в том числе и путем ее реструктуризации;
— привлечение на территорию области перспективных налогоплательщиков, в частности путем разработки механизмов стимулирования деятельности по реализации нефтепродуктов на территории области крупными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями в наиболее выгодных для области формах (через обособленное подразделение, дочернее общество) при условии уплаты ими акцизных и иных обязательных платежей в бюджет области;
— индивидуальная работа с крупными налогоплательщиками на предмет сохранения и расширения их присутствия (осуществления деятельности) на территории области и, как следствие, увеличение налогооблагаемой базы.
Наиболее актуальна сегодня работа по обеспечению полноты учета налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Московской области. Ведь налоговые поступления в доходной части областного бюджета составляют значительную долю (более 64%).
В 2002 г. в налоговых органах Московской области поставлено на учет около 11,2 тыс. организаций-налогоплательщиков, или 8% от общего числа организаций, состоящих на учете на 1 января 2003 г. (Всего на налоговом учете в области находятся 144 тыс. организаций). В 2002 г. значительно возросло (до 4,3 тыс.) число случаев постановки на учет организаций-налогоплательщиков по месту нахождения их обособленных подразделений. По данным на 1 января 2003 г. на учете в налоговых органах области состояло 17,5 тыс. обособленных подразделений, что на 24% больше, чем в прошлом году.
Это устойчивая тенденция. В первом квартале 2003 г. поставлено на учет более 3 тыс. вновь созданных или реорганизованных организаций и около 1 тыс. организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
Регулярно нами проводятся мероприятия по выявлению налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах Московской области. Эти проверки касаются и тех организаций, которые зарегистрированы на территории иных субъектов РФ, но осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории Московской области. Проверки проводятся на основе взаимодействия с отраслевыми министерствами Московской области, Московской областной регистрационной палатой, УМНС России по Московской области и местными органами власти.
Одна из главных целей деятельности Министерства финансов Московской области на этом направлении в 2003 г. — выявление и постановка на учет в налоговых органах области организаций, зарегистрированных в других субъектах Российской Федерации:
— имеющих объекты недвижимого имущества на территории Московской области;
— осуществляющих строительство объектов областной и муниципальной собственности, ремонт и строительство объектов дорожно-мостового хозяйства за счет средств бюджета;
— осуществляющих поставку и закупку продукции для государственных нужд Московской области, включенных в областной государственный заказ.
В рамках этих мероприятий Министерством финансов области проводится индивидуальная работа с налогоплательщиками при возникновении спорных вопросов по определению причины и места постановки на учет в налоговых органах области.
В 2002–2003 гг. успешно проведена определенная работа с операторами сотовой связи, которые имеют недвижимое имущество и осуществляют свою деятельность на территории Московской области — ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Московская сотовая связь», ОАО «ВымпелКом», ЗАО «Соник Дуо».
В результате ОАО «Мобильные ТелеСистемы» осуществили постановку на учет по месту нахождения обособленных подразделений в налоговых органах Пушкинского и Подольского районов Московской области, а также по месту нахождения недвижимого имущества в ряде других районов области.
В целом поступления в консолидированный бюджет Московской области от операторов сотовой связи составили: за 2002 г. — 8,3 млн руб.; за 4,5 месяца 2003 г. — 6,2 млн руб. Работа с этими и другими операторами сотовой связи продолжается.
Немаловажное значение мы придаем мероприятиям по привлечению к уплате акцизных платежей организаций, осуществляющих операции с нефтепродуктами. В этом случае мы идем путем переговоров с сырьевыми компаниями.
Кроме того, ведется индивидуальная работа с крупными налогоплательщиками Московской области. Анализируются состояние и изменение налогооблагаемой базы крупных налогоплательщиков, выявляются причины сокращения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Московской области.
По результатам проведенной работы, Минфином Московской области в налоговые органы направляются предложения о необходимости проведения дополнительных контрольных мероприятий в отношении проблемных налогоплательщиков.
Также проводится работа по организации взаимодействия с отраслевыми министерствами области и территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти по сокращению налоговой задолженности, как в плане налогов отраслевых предприятий, так и в отношении конкретных налогоплательщиков.
В настоящее время осуществляем меры, предусмотренные федеральным законом №83–ФЗ от 09.07.2002 г. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Это касается подготовки и заключения соглашений о реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающих полное списание пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Одним из источников пополнения доходной части бюджета Московской области является проведение мероприятий по обеспечению полноты поступления налоговых и неналоговых доходов при реализации инвестиционных контрактов (договоров) на территории области.
В рамках задач, поставленных губернатором Московской области Б.В. Громовым, Министерством финансов Московской области проведен анализ сведений, полученных от Министерства строительного комплекса Московской области, Московской регистрационной палаты, а также муниципальных образований, по зарегистрированным инвестиционным контрактам (договорам) на строительство жилых домов в Московской области.
В целом строительство жилья в области по инвестиционным контрактам осуществляется в значительных объемах. По данным Мособлкомстата, на территории области в 2000 г. было введено 2610 тыс. кв. м жилья, в 2001 г. — 2827 тыс. кв. м, а в 2002 г. — 3224 тыс. кв. м, из которых половина — многоэтажное строительство.
Из 80 муниципальных образований в 62 (или 76%) осуществляется жилищное строительство в рамках инвестиционных контрактов.
Вместе с тем, полученные материалы позволяют сделать вывод, что при заключении и реализации инвестиционных контрактов имеют место определенные недоработки, которые отрицательно сказываются на пополнении доходной части муниципальных бюджетов и консолидированного бюджета Московской области в целом.
Среди инвесторов значительное место (42%) занимают организации, которые зарегистрированы в других субъектах Российской Федерации. Аналогичная ситуация и по подрядчикам. При этом более половины из них не осуществляют платежи по налогам и сборам в консолидированный бюджет Московской области.
Большая часть указанных инвестиционных контрактов осуществляется без надлежащего оформления земельных участков и, следовательно, без уплаты арендных платежей за землю.
Кроме того, определение доли администраций в инвестиционных контрактах на строительство жилья муниципальные образования осуществляют без учета затрат инвестора на строительство, изыскательские и проектные работы, а также получаемой инвесторами прибыли. Аналогично не учитываются и затраты, понесенные администрацией на развитие инфраструктуры, решение социальных задач. Все это, в результате, обуславливает существенные колебания доли, получаемой администрациями муниципальных образований от реализации инвестиционных контрактов не только в масштабах области, но и в масштабах одного города. Фактически указанная доля колеблется от 0 до 50%.
Средства, получаемые муниципальными образованиями в качестве доли в заключенных контрактах, не включаются в состав бюджета, а различными способами показываются как целевые поступления. Эти средства используются в составе расходов местного бюджета без утверждения на областном уровне. Проведение инвестиционного жилищного строительства на конкурсной основе позволило бы перейти к определению оптимальной доли муниципального образования в инвестиционном проекте. Эти средства нашли бы отражение в доходной и расходной частях бюджета муниципального образования. Кроме того, появилась бы возможность своевременно оговорить с инвесторами, а в дальнейшем и с подрядчиками, обязательность уплаты всех причитающихся налогов и сборов по месту реализации проекта.
В настоящее время проводится работа по постановке на учет в налоговых органах Московской области подрядчиков и инвесторов в целях привлечения к уплате установленных законодательством налоговых и неналоговых доходов в полном объеме.
Следующим направлением увеличения доходной части бюджета является обеспечение максимальной экономичности и эффективности при размещении и исполнении государственного заказа Московской области, а также обеспечение полноты поступлений в консолидированный бюджет Московской области налоговых и неналоговых доходов за счет привлечения к реализации госзаказа Московской области организаций, зарегистрированных на территории области.
Вместе с тем, проведенный анализ поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области от организаций, участвующих в закупке и поставке товаров и услуг в 2002–2003 гг. показал, что государственные заказчики Московской области при заключении государственных контрактов в отдельных случаях не в полной мере выполняют закон Московской области №61/98–03 от 17.12.1998 г. «О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области». В первую очередь, это касается положений о преимущественном праве на заключение государственных контрактов предприятиями и организациями, зарегистрированными на территории Московской области и находящимися в собственности Московской области.
В связи с этим сейчас особое внимание государственных заказчиков обращается на то, чтобы при проведении конкурсных торгов на закупку и поставку продукции для государственных нужд Московской области учитывалось мнение Минфина МО. Госзаказчики обязаны учитывать финансовую целесообразность заключения госконтрактов и предоставлять преимущества на заключение государственных контрактов предприятиям и организациям, зарегистрированным на территории Московской области и находящимся в областной собственности.
С целью координации работы отраслевых министерств и территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти по указанным выше направлениям приказом Минфина Московской области №18 от 16.04.2003 г. создана Комиссия по мобилизации доходов областного бюджета. В ее состав вошли представители Министерства экономики Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и Управления МНС России по Московской области.
Заседания Комиссии по мобилизации доходов областного бюджета будут проходить ежеквартально. Недавно состоялось первое заседание. Надеемся, что до конца года ситуация будет выправлена и госзаказчики Московской области станут проводить более взвешенную политику госзакупок для областных нужд.
 
 
Справка «Бюджета»
 
Промышленность. Выпуск промышленной продукции в январе–мае 2003 г., по сравнению с соответствующим периодом 2002 г., увеличился на 15,0%. Промышленностью Московской области увеличены, по сравнению с январем–маем 2002 г.: выработка электроэнергии (на 12,3%), производство центробежных насосов (на 2,2%), аккумуляторов и аккумуляторных свинцовых автомобильных батарей (на 66,1%), лифтов (на 33,8%), сборных железобетонных конструкций и изделий (на 20,8%), строительного кирпича (на 2,1%), цемента (на 4,1%), керамических облицовочных плиток (на 32,8%), шелковых тканей (на 22,2%), лекарственных средств (на 10,7%), водки и ликероводочных изделий (на 35,9%), мяса (на 9,2%), цельномолочной продукции (на 17,5%).
Снижено производство готового проката (на 9,0%), магистральных тепловозов (на 10,0%), синтетических смол и пластических масс (на 11,7%), металлорежущих станков (на 14,5%), электродвигателей переменного тока (на 23,7%), автобусов (на 24,9%), химических волокон и нитей (на 5,6%), лакокрасочных материалов (на 3,2%), минеральных удобрений (на 2,9%), бумаги (на 3,4%), хлопчатобумажных тканей (на 31,2%).
Сельское хозяйство. К 1 июня 2003 г. поголовье крупного рогатого скота в сельхозорганизациях сократилось, по сравнению с этой же датой 2002 г., на 6,5%, овец и коз — на 19,5%; в то же время поголовье свиней  увеличилось на 1,6%. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) за январь–май 2003 г., по сравнению с соответствующим периодом 2002 г., увеличилось на 21,0%, молока — на 5,6%, производство яиц сократилось на 26,2%.
К началу июня 2003 г. в сельхозорганизациях имелось в наличии кормов по 2,4 ц кормовых единиц в расчете на условную голову крупного скота против 4,1 ц кормовых единиц, имевшихся год назад.
По состоянию на 1 июня 2003 г. в сельхозорганизациях яровые культуры посеяны на площади 226 тыс. га, в том числе зерновые культуры (без кукурузы) — 95,1 тыс. га, что составляет соответственно 92,6% и 91,8% к той же дате прошлого года.
Строительство. В январе–мае 2003 г. организациями всех форм собственности введено 1,1 млн кв. м жилья, что составило 134,9% к соответствующему периоду 2002 г.
Торговля. В январе–мае 2003 г. оборот розничной торговли составил 73,4 млрд рублей и, по сравнению с соответствующим периодом 2002 г., увеличился в сопоставимых ценах на 17,4%.
Потребительские цены на товары и платные услуги за январь–май 2003 г. выросли на 7,2%, в том числе на продукты питания — на 7,3%, непродовольственные товары — на 2,7%, платные услуги — на 14,1%.
Кредиторская задолженность обследуемых организаций области составляла на 1 апреля 2003 г. 247 млрд руб., в том числе просроченная — 71,3 млрд руб., или 28,8% (на 1 марта соответственно 262 млрд руб., 64,9 млрд руб., 24,7%). Дебиторская задолженность на 1 апреля 2003 г. составила 180 млрд руб., из нее просроченная — 69,7 млрд руб., или 38,7% (на 1 марта соответственно 171 млрд руб., 57,3 млрд руб., 33,5%).
Средняя заработная плата в апреле 2003 г., по сравнению с апрелем 2002 г., выросла на 31,2% и составила 5669 руб.
Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате в организациях области составила на 1 июня 2003 г. 450 млн руб. и увеличилась, по сравнению с предыдущим месяцем, на 3,6%.

Журнал «Бюджет» №7 июль 2003 г.

Поделиться