Версия для печати 7396 Материалы по теме
Информационные технологии в управлении общественными финансами

облачные технологии
В рамках проводимой государственной политики повышения доступности и открытости информации об общественных финансах Федеральным казначейством в июле 2012 года в г. Саратове было организовано совещание на тему «Опыт применения информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы (ИАС КПЭ) для финансовых и контрольно-счетных органов в субъектах РФ». В работе совещания приняли участие представители Федерального казначейства, региональных органов Федерального казначейства, Контрольно-счетной палаты РФ и финансовых органов субъектов РФ.

Современные условия внешней законодательной и общественной среды требуют обеспечения высокой степени подотчетности деятельности органов государственной власти, публичности и прозрачности бюджетного процесса для общества. В целях решения данной задачи, имеющей высокую государственную важность, Федеральное казначейство применяет современный высокотехнологичный инструмент — информационно-аналитическую систему ключевых показателей эффективности (ИАС КПЭ). Результаты применения данной информационной системы, а также основные направления ее развития были представлены Федеральным казначейством в Саратове в рамках данного семинара. На нем собрались основные пользователи ИАС КПЭ, а именно сотрудники федеральных и региональных финансовых органов и органов финансового контроля.

Необходимость создания ИАС КПЭ

Открыла совещание руководитель Управления Федерального казначейства по Саратовской области О. М. Калиниченко. Она отметила важность и необходимость совместного участия всех пользователей системы КПЭ в ее дальнейшем развитии и совершенствовании. Рабочий тон совещанию задал заместитель руководителя Федерального казначейства В. А. Смирнов. В своем выступлении он рассказал, как осуществляется представление информации об исполнении бюджетов финансовым, контрольно-счетным органам и законодательным собраниям субъектов РФ, полномочным представителям Президента РФ в регионах в рамках ИАС КПЭ.

Особое внимание Смирнов уделил условиям внешней среды, которые послужили причиной создания и развития системы. Так, в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов, определяющей основные направления реформ, в июле 2011 года была разработана Концепция создания и развития государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Эта система как составная часть электронной модели государственного управления построена на общепризнанных принципах электронного государства. Реализация таких принципов, как прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса (а значит, гарантия ее достоверности и открытости), участие граждан, профессиональных сообществ, контролирующих организаций, позволит усилить подотчетность органов государственной власти и местного самоуправления, что в совокупности обеспечит высокую эффективность деятельности институтов власти, а следовательно, бюджетных расходов. Заместитель руководителя Федерального казначейства подчеркнул актуальность задач, поставленных в Послании Президента РФ в части реализации принципов прозрачности и публичности информации и способов ее представления.

Современные условия развития общественных финансов в системе управления, например Федеральный закон № 83-ФЗ о реформировании порядка бюджетных платежей, предъявляют повышенные требования к самой системе управления общественными финансами. «В условиях динамично меняющейся внешней среды все большую роль начинают играть модели математического анализа, позволяющие оперативно реагировать на изменяющуюся среду», — подчеркнул Смирнов. Руководителю сложно самостоятельно решать данные задачи. И здесь на помощь приходят современные информационные технологии, которые должны позволить интегрировать и анализировать разрозненную информацию о состоянии общественных финансов и представлять ее в удобной форме различным группам пользователей. Задача любой информационной системы — правильно донести информацию. Поэтому одним из компонентов системы «Электронный бюджет» является подсистема информационно-аналитического обеспечения. Она решает задачу накопления, сопоставления и анализа информационных ресурсов системы «Электронный бюджет» и внешних источников информации, а также моделирования и прогнозирования процессов планирования и исполнения бюджетов в условиях изменяющейся среды, мониторинга оценки результативности и эффективности деятельности общественно-правовых образований в сфере управления общественными финансами.

Как отметил В. А. Смирнов, система КПЭ создавалась для обеспечения прозрачности и доступности бюджетной информации. Первоочередной задачей, стоящей перед Федеральным казначейством, было обеспечение полноты и своевременности обновления информации, качества используемых данных, а также создание для пользователей удобного доступа к самим данным. На современном этапе все эти задачи реализованы. При создании системы КПЭ в целях осуществления мониторинга исполнения бюджетов всех уровней и принятия соответствующих управленческих решений было необходимо разработать не только систему показателей, но и удобную для пользователей подсистему визуализации данных. Созданная многопользовательская подсистема обеспечивает возможность просмотра данных в различных графических вариантах отображения, а также позволяет формировать и анализировать контрольные показатели исполнения бюджетов. «Разумеется, использование системы КПЭ в рамках реализации „Электронного бюджета“ предполагает развитие данного функционала и в будущем», — подчеркнул Смирнов. Новые аналитические инструменты «Электронного бюджета» включают в себя следующие компоненты:

  • хранилище оперативных данных и неструктурированной информации для формирования оперативной отчетности;
  • формирование аналитической отчетности;
  • базовый визуальный анализ;
  • обработку и анализ неструктурированной информации;
  • анализ пространственных данных;
  • статистический анализ;
  • моделирование и прогнозирование.

Задачи на перспективу

О текущем состоянии ИАС КПЭ и планах ее развития рассказал заместитель начальника Управления финансовых технологий Федерального казначейства В. В. Матвеенко. Он отметил, что сегодня ИАС КПЭ — это:

  • показатели состояния финансовой системы и бюджетные данные с ежедневным обновлением;
  • динамические справочники, исто­рическая ретроспектива бюджетных данных;
  • пользовательские визуализации и графические представления, аналитические взаимосвязи показателей;
  • использование технологий мобильных устройств и систем удаленного доступа;
  • автоматическая (по установленным регламентам и правилам) выгрузка, верификация и загрузка данных.

Изначально основным пользователем системы было Федеральное казначейство. Сегодня к системе также подключены Минфин России, Счетная палата РФ, Минэкономразвития России, Минрегион России и другие федеральные и региональные органы исполнительной власти. В целом на текущий момент число пользователей системы составляет более 1,5 тыс., и оно активно растет. Матвеенко подчеркнул, что периодически проводится модернизация технического оборудования для поддержки такого количества пользователей, и отметил, что параллельно ведется работа по увеличению объема данных в системе. В частности, информация поступает из ведомственных автоматизированных систем Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, делаются соответствующие загрузки из Росстата.

В продолжение своего выступления В. В. Матвеенко рассказал о задачах, которые были поставлены перед Федеральным казначейством на 2012 год в части развития ИАС КПЭ и которые на текущий момент уже удалось в той или иной степени реализовать. Так, на текущий год были утверждены следующие задачи:

  • реализация мобильного решения;
  • развитие витрин данных;
  • разработка дополнительных средств анализа;
  • расширение системы показателей;
  • загрузка исторических данных;
  • развитие системы анализа эффективности госзакупок (в ИАС КПЭ реализована система мониторинга госзакупок, сегодня она находится в опытной эксплуатации).

Матвеенко отметил: «Наша стратегия состоит в том, что мы в конечном итоге готовы делиться данными системы КПЭ вплоть до передачи этих данных внешним разработчикам». Учитывая наличие в субъектах РФ различных информационных систем исполнения бюджета, Федеральное казначейство в настоящее время прорабатывает механизмы их интеграции с ИАС КПЭ.

В рамках реализации задач по обеспечению публичности информации об исполнении бюджетов, заложенных как в Послании Президента РФ, так и в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, Федеральное казначейство подготовило предложение о развитии единого портала бюджетной системы РФ, которое в настоящее время детально прорабатывается. Матвеенко подчеркнул, что те витрины, которые сегодня созданы в ИАС КПЭ, отражают современные подходы к опубликованию данных.

Информационные технологии и финансовый контроль

В продолжение темы увеличения количества пользователей ИАС КПЭ выступила А. В. Петренко, заместитель директора Департамента информационных технологий Счетной палаты РФ. Она рассказала об опыте применения ИАС КПЭ контрольно-счетными органами и отметила, что в настоящее время к системе КПЭ подключены 22 контрольно-счетных органа. Они обращаются к данным системы при решении задач оперативного контроля за расходами средств федерального бюджета, в частности при проверке данных, получаемых от администраторов бюджетных средств, и контроле за поступлениями средств в субъекты РФ по межбюджетным трансфертам. Контрольно-счетные органы отмечают, что с помощью системы очень удобно контролировать расходы национальных проектов, федеральных целевых программ, анализировать расходы в разрезе аналитического распределения по государственным программам. Как отметила Петренко, для этого в ИАС КПЭ созданы специальные регламентные отчеты. Эта информация используется при подготовке Контрольно-счетной палатой оперативной отчетности, представляемой в различные государственные органы.

В рамках совещания специалисты Федерального казначейства рассказали о новациях в ИАС КПЭ в части информатизации процесса анализа эффективности бюджетных расходов при размещении и выполнении государственного (муниципального) заказа, что позволяет выявлять нарушения, допущенные участниками закупочного процесса, бюджетного учета и отчетности. Подобный семинар с участием федеральных и региональных финансовых органов, органов финансового контроля Федеральное казначейство провело впервые. Как показали его результаты, выбранный формат наиболее эффективен и продуктивен. В итоге были предложены новые формы результативного взаимодействия для решения общих задач, а также пути создания единого информационного пространства контрольно-счетных органов, федеральных органов исполнительной власти и Федерального казначейства.

Поделиться