Задачи у «Юности России» похожи на те, что решал ее предшественник. Как сказано в распоряжении Правительства РФ о создании объединения, целями его деятельности является участие в реализации государственной политики в области развития детско-юношеского спорта, повышение уровня физического воспитания и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях во внеучебное время, сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи.
Надо сказать, все возможности для этого есть. «Юность России» действует на основе соглашений с Минобрнауки и Министерством спорта. У организации развитая сеть отделений, имеющих соответствующие соглашения с региональными органами исполнительной власти, ответственными за образование и спорт. Есть у объединения и собственные спортивные школы.
Даже после поверхностного знакомства с этой структурой становится понятно, что потенциал «Юности России» государство, вроде бы само учредившее ее для помощи в развитии детско-юношеского спорта, в полной мере не использует. Задействовать уже имеющийся ресурс было бы вполне разумно как исходя из управленческой логики, так и с точки зрения эффективности приложения бюджетных средств. Однако сегодня организации нередко приходится работать вопреки обстоятельствам, за счет энтузиазма своих сотрудников.
Мы встретились с заместителем председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России» Аланом Михайловичем АБАЕВЫМ в небольшом спортивном комплексе, принадлежащем отделению организации. Эта спортшкола — лучшая иллюстрация как проблем, так и возможностей «Юности».
— Алан Михайлович, в этом здании тренировались и тренируются спортсмены с мировым именем, однако сходу, честно говоря, в это сложно поверить...
— Действительно, комплекс, в котором мы находимся, нуждается в реконструкции и ремонте. Хотя еще недавно отдельные помещения этого здания были в аварийном состоянии. В этом году Минобрнауки России пошло нам навстречу: спасибо замминистра Марату Аркадьевичу Камболову, который вник в ситуацию и помог нам получить средства на ремонт спорткомплексов в Орле, Брянске и Владикавказе.
А в качестве ответа на ваш вопрос приведу такой факт: только от североосетинского регионального отделения «Юности России» на лондонскую Олимпиаду поехали четыре спортсмена: трое борцов-классиков и один тяжелоатлет (Алан Хугаев завоевал золото, Рустам Тотров — серебро). В целом же по стране у нас 76 региональных отделений и 16 спортивных школ, развивающих спорт высших достижений. Еще цифра: на 70 процентов российские сборные команды по боксу состоят из наших ребят. Как видите, у нас немалые возможности.
— Какие мероприятия проводит ваша организация в рамках спортивно-массовой работы?
— В качестве зампредседателя «Юности России» я курирую Северный Кавказ. Поэтому начну с того, что второй год подряд мы проводим Северо-Кавказский фестиваль народных игр и национальных видов спорта: в прошлом году проводили во Владикавказе, в этом — в Грозном. Участие в нем принимают общеобразовательные учреждения из всех субъектов СКФО. Фестиваль финансируется Министерством спорта и Минобразования, но деньги в его проведение вкладывает и сама организация. Мероприятие серьезное, проходит на высоком уровне. Очень долго учащаяся молодежь Северного Кавказа не встречалась на спортивном форуме, на одной площадке, и этот фестиваль становится для нее сплачивающим фактором. Ребята не только соревнуются, но и общаются, обмениваются телефонами, начинают дружить.
Мероприятие прогрессирует, мы хотим сделать его ежегодным. В следующем году планируем провести фестиваль в Ставрополе. Отмечу, что все это делается при активной поддержке полпреда президента в СКФО Александра Геннадиевича Хлопонина.
— А если говорить о всероссийских мероприятиях?
— Ежегодно на базе федерального образовательно-оздоровительного детского центра «Смена» в Анапе мы проводим Всероссийский турнир по футболу памяти Ю. А. Гагарина среди юношей. Условия на базе очень хорошие. Ребята съезжаются со всей страны, а само первенство проводится в два этапа: вначале на местах, а затем финал в Анапе. В турнире участвуют команды учреждений профтехобразования.
Также ежегодно, в сентябре, опять-таки в Анапе проводится смотр-конкурс учебных групп учреждений начального и среднего профессионального образования и 10−11-х классов учреждений общего образования. Кроме того, мы проводим конкурс «Мастер педагогического труда», где выбираем лучших педагогов и лучших тренеров-преподавателей в различных видах образовательных учреждений, включая детские сады и детские дома.
Многие участники наших конкурсов получают новые возможности карьерного роста. Например, в Чеченской Республике один из прошлогодних победителей конкурса занял пост начальника управления в республиканском министерстве образования, то есть мы даем определенный толчок для профессионального роста людей.
На местах проводятся спартакиады среди обучающихся в учреждениях профтехобразования и среди их педагогов также по различным видам спорта. Вообще ежегодно более пяти миллионов человек задействованы в мероприятиях, которые проводит объединение «Юность России». Согласитесь, это значительная цифра.
Итак, ведется большая практическая работа. Кроме того, у нас есть научно-методический отдел, который готовит литературу для педагогов, тренеров. Выпускаем серьезный журнал, который, кстати, в скором времени будет включен в список ВАК.
— Вы упомянули о методической поддержке педагогов. В этой связи вопрос о ситуации с преподаванием физической культуры в образовательных учреждениях. Здесь явно существует проблема: предмет рассматривается как третьестепенный. Что с этим делать — есть ли у вашей организации какие-то предложения?
— Наш председатель участвует в разработке нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта, однако не все его предложения принимаются. Не скрою: некоторые аспекты государственной политики, проводимой в этой сфере, нам непонятны.
Решение озвученной вами проблемы есть. В свое время существовала система спортивных классов и спортивных групп по видам спорта в образовательных учреждениях. Например, в Осетии действовали спортклассы по футболу и волейболу, в Якутии, Хабаровском крае, Бурятии — спортклассы по борьбе. Спорт в стране был совершенно на другом уровне!
Что представляет собой спортивная группа в профессиональном училище? Это 20−30 ребят, которые не только получают образование, но и занимаются определенным видом спорта, конечно, в свободное время. Причем они живут вместе, в одном общежитии, то есть по сути являются командой, спортивным клубом. Если бы сегодня на федеральном уровне удалось принять закон, регламентирующий создание таких спортивных групп, у страны не было бы проблем с детско-юношеским резервом.
— Как могла бы работать эта система сегодня?
— Возьмем среднее профессиональное образование. Например, ребенок заканчивает восемь классов школы, где он занимался в спортклассе по борьбе, затем поступает в училище и переходит в спортивную группу. Окончив училище, он может поступить в университет на кафедру борьбы. При таком подходе ребенок уже с первого класса воспринимает свое занятие борьбой как учебу, а не просто как увлечение. К моменту окончания университета ему будет 22 года: в этом возрасте уже можно определить, станет он большим спортсменом или нет. Это серьезно облегчило бы задачу подготовки спортивного резерва. Тренерам было бы понятно, с кем работать, и не приходилось бы собирать детей с улиц, как сейчас.
«Юность России» всячески радеет за идею воссоздания спортивных групп и классов. Причем для государства создать такую систему ничего не стоит — достаточно росчерка пера под соответствующим документом. Сегодня мы вынуждены работать немного иначе. Ребенок приходит в зал, и если он привяжется к занятиям, у него, что называется, «пойдет» и он покажет какие-то результаты, только тогда его начинают замечать и он попадет в какую-то спортивную систему.
Если бы удалось принять закон, позволяющий вовлекать детей в эту систему начиная с первого класса, мы получили бы совершенно иное качество и отбора, и подготовки спортсменов. Разумеется, мы можем только предлагать и надеяться, что к нам прислушаются. Но вопрос назрел, и к какому-то решению придется прийти.
Можно, не трогая школу, начать хотя бы со спортивных классов в среднем профобразовании. Такие решения могут приниматься и на уровне отдельных регионов. Даже если в субъекте РФ будет действовать три-четыре такие группы — это уже 100 человек, то есть полноценный спортивный резерв. Ребята постоянно будут заниматься у себя в училищах, в каждом из которых есть собственные спортивные залы.
Что касается школ, то и их со временем можно будет осторожно подтягивать к этому процессу. Мы понимаем, что сегодня отношение к физкультуре недостаточно серьезное. Хотелось бы изменить эту ситуацию. Я помню, когда в школах были спортивные классы, все старались быть похожими на их учеников.
— Какие еще проблемы в развитии детско-юношеского спорта вы можете отметить?
— Хочу подчеркнуть, что наша задача не воспитывать спортсменов как таковых, а сделать так, чтобы дети были заняты физкультурой и спортом как минимум ради своего здоровья. Спартакиады, которые мы проводим среди учеников профтехучилищ, не ставят целью выявить лучшего спортсмена. Главное, чтобы дети не курили, не пили, увлеклись спортом.
Ну а проблем у нас немало, причем самим их решать сложно. Напомню, что государство финансирует нашу организацию через Минобрнауки, а нашим учредителем является Правительство РФ. Финансирование это, на наш взгляд, недостаточное, оно не позволяет нам работать в полную силу — развивать спорт, готовить рекомендации для государства. Крайне важна для нас и более основательная поддержка на местах. В идеале региональные органы власти, курирующие спорт, должны стать нашими самыми близкими друзьями. Они заинтересованы в сотрудничестве: нам вполне по силам выполнять те функции, которые они не успевают, «закрывать» массу вопросов.
Нам срочно необходимо менять материальную базу. Она морально и физически устарела, но денег на ее обновление не выделяется. Зарплаты сотрудников даже в регионах ниже среднего уровня. Специалисты держатся, по сути, на голом энтузиазме, на искреннем желании продолжать работу с детьми.
Однако, несмотря ни на что, мы идем вперед. Например, недавно в Чечне был заново отстроен некогда разгромленный зал «Трудовых резервов», после чего отдан в управление «Юности России». Так что потихоньку ситуация улучшается. Правда, пока исключительно за счет упорства, связей, личного авторитета руководителей объединения.