— Валерий Валентинович, насколько изменилась ситуация с финансированием здравоохранения в Москве в 2012 году по сравнению, например, с периодом 2000−2010 годов? Как работает Департамент здравоохранения в рамках нового программного бюджета?
— Изменился подход к формированию бюджета отрасли. Правительство Москвы в 2011 году одним из первых перешло к формированию бюджета по программно-целевому принципу. Нашим департаментом при подготовке государственной программы «Столичное здравоохранение на 2012−2016 годы» вначале были определены стратегия и приоритеты развития отрасли на среднесрочную перспективу, а затем заявлено ресурсное обеспечение на выполнение поставленных задач. Общий объем финансирования программы составит свыше 1,34 триллиона рублей.
Программа состоит из восьми самостоятельных подпрограмм, для каждой из которых определены цель, задачи, целевые показатели, их прогнозные значения и перечень мероприятий, за счет которых предполагается достичь намеченных результатов. При формировании ее ресурсного обеспечения была применена «сквозная» семизначная кодировка расходов: первые два символа — код программы в бюджете города, третий — код подпрограммы, четвертый и пятый — код мероприятия, шестой и седьмой — направления расходов. Раздел и подраздел указывались в соответствии с бюджетной классификацией, действовавшей в 2011 году, а виды расходов — согласно приказу Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н. В результате программа стала максимально прозрачной.
К 1 июля 2012 года в системе Департамента здравоохранения функционировали 773 учреждения — 157 казенных и 616 бюджетных, в системе ОМС работали 523 ЛПУ. Казенные учреждения работают по смете. Бюджетные учреждения, работающие в ОМС, финансируются за счет средств ОМС и целевых субсидий на выполнение работ по обеспечению условий для оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Бюджетные учреждения, не работающие в ОМС, финансируются за счет бюджетных субсидий на выполнение государственного задания и бюджетных субсидий на иные цели. Разнотипность учреждений, различные источники и формы их финансирования создали определенные трудности при программно-целевом планировании бюджета отрасли. Здесь стоит принять во внимание, что первый программный бюджет субъекта РФ формировался в 2011 году без исчерпывающей нормативной правовой и методологической базы.
— В городской программе развития здравоохранения обозначено более 20 результатов, которых намечено добиться до 2017 года. Какие из них вы считаете наиболее важными, а какие — наиболее достижимыми?
- — Программа развития здравоохранения определила первоочередные задачи, позволяющие оптимизировать расходы государства при обеспечении высокого качества медицинского обслуживания населения. Так, необходимо:
- привести структуру сети учреждений здравоохранения и их мощности в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;
- перейти к более эффективной организации медицинской помощи;
- ликвидировать диспропорции в структуре и численности медицинских кадров, повысить их квалификацию;
- совершенствовать технологии оказания медицинской помощи;
- повысить доступность медицинской помощи;
- улучшить результаты лечения;
- повысить эффективность использования ресурсов системы здравоохранения;
- создать единое информационное пространство в системе здравоохранения Москвы.
Департамент здравоохранения начал мероприятия по децентрализации управленческих функций и формированию окружных систем здравоохранения на принципах самодостаточности и соподчиненности ЛПУ. До конца 2012 года 219 амбулаторно-поликлинических учреждений для взрослого населения должны быть реорганизованы в 47 амбулаторно-поликлинических объединений для взрослых, а 159 амбулаторно-поликлинических учреждений для детского населения — в 40 амбулаторно-поликлинических объединений для детей. Реструктуризация сети учреждений с учетом численности и структуры населения, а также структуры заболеваемости позволит повысить эффективность использования коечного фонда, решить вопросы преемственности оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом, стационарном и реабилитационном этапе, повысить доступность и качество медицинской помощи.
Для повышения эффективности использования финансовых ресурсов в практику была внедрена Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС), которая позволила увязать казначейское исполнение бюджета с объемными и финансовыми показателями деятельности. Система содержит информацию о каждом подведомственном ЛПУ по трем блокам: правовому, организационному, финансовому. В единой базе данных были сформированы государственное задание, планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений, соглашения на открытие финансирования, весь перечень бухгалтерских и отчетных форм, необходимых для финансирования подведомственных учреждений.
— Успешно ли выполняется программа модернизации здравоохранения и какой вклад в этот процесс вносит федеральный центр?
— Программа модернизации — национальный, общегосударственный проект развития отрасли на
Реализация национальных проектов в здравоохранении, включая программу модернизации, позволила не только увеличить консолидированный бюджет отрасли, но и осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, включая приобретение нового высокотехнологичного оборудования, проведение капитального ремонта зданий и сооружений, внедрению современных информационных систем в здравоохранении, повышению доступности медицинской помощи.
— Начиная с 2013 года отрасль перестанет получать федеральное финансирование, все расходы на здравоохранение в столице лягут на городскую казну. Чем было мотивировано такое решение, кем принято и насколько просчитаны его возможные последствия?
— Для начала хотелось бы конкретизировать вопрос. Вы говорите об отрасли в масштабах всей России или о столичном здравоохранении? Столичное здравоохранение не является дотационным. Финансирование отрасли из федерального бюджета осуществлялось только в рамках софинансирования целевых общегосударственных программ и национальных проектов, а также в рамках переданных субъекту полномочий (лицензирование, обеспечение бесплатными медикаментами федеральных льготников). Отрасль будет по-прежнему получать субвенцию из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет Московского городского фонда ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере обязательного медицинского страхования. Только с учетом перехода с 2013 года медицинских учреждений Москвы на одноканальное финансирование объем данной субвенции будет увеличен.
— Ожидаются ли в ближайшее время изменения в оплате труда работников здравоохранения в Москве? Если да, то какие и когда именно?
— Правительством Москвы в целях совершенствования системы оплаты труда и расширения финансовой самостоятельности медицинских организаций было подготовлено и выпущено постановление от 28 мая 2012 г. №
Департаментом здравоохранения Москвы издан приказ от 9 июня 2012 г. № 531, которым утверждены рекомендации по разработке системы оплаты труда работников медицинских организаций, перечень видов выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам медицинских организаций и разъяснения о порядке их применения, порядок расчета средней заработной платы, целевые показатели эффективности и качества предоставляемых государственных услуг медицинскими организациями, перешедшими на новую систему оплаты труда. Мероприятия по переходу на новую систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений, направлены в первую очередь на расширение финансовой самостоятельности медицинских организаций, рост оплаты труда в зависимости от повышения эффективности и качества предоставляемых услуг.
Этим же приказом определены рекомендуемые минимальные должностные оклады (оклады), ставки по профессиональным квалификационным группам для работников с учетом отраслевого коэффициента и показатели увеличения минимального должностного оклада, сформированные с учетом отраслевых особенностей системы оплаты труда. Показатель увеличения минимального должностного оклада работника, определяемый по ряду критериев, выражается в процентах к минимальному должностному окладу, установленному по профессиональной квалификационной группе. Данный показатель устанавливается с учетом квалификационного уровня, наличия квалификационной категории на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.
Стимулирующая часть фонда оплаты труда формируется для всех работников учреждения. Рекомендуемый размер доли стимулирующей части фонда оплаты труда составляет не менее 30 процентов (с учетом всех источников финансирования), конкретные показатели определяются государственным учреждением самостоятельно. Выплаты могут производиться при условии достаточной финансовой обеспеченности. По данным анализа представляемой учреждениями отчетности на оплату труда работников учреждений направляется до 60 процентов от общего объема средств, получаемых от платных услуг.
— Какие перемены происходят в работе департамента в связи с присоединением к Москве новых территорий? Планировались ли дополнительные расходы в бюджете 2012 года в связи с этим?
— О глобальных переменах говорить рано. Медицинские учреждения на присоединенных территориях только начали работу по правилам, действующим в медицинских учреждениях системы здравоохранения Москвы. Планируется сохранить все социальные обязательства населению, которые обеспечивало правительство Московской области, повысить заработную плату персоналу ЛПУ, укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений на присоединенных территориях. Правительством Москвы предусмотрено выделить на эти цели в 2012 году (во втором полугодии) 1,2 миллиарда рублей.
— Какова степень участия финансистов департамента в разработке актов, регулирующих состояние и развитие здравоохранения в столице? В какой мере его предложения учитываются правительством и мэром Москвы?
— Любое развитие, внедрение нового проекта должно иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. И мы плодотворно взаимодействуем с заинтересованными структурами правительства Москвы при подготовке аналитических справок, финансово-экономических обоснований к рассматриваемым на заседаниях правительства проектам нормативно-правовых актов, подготовленных нашим департаментом, учитываем мнение уполномоченных органов исполнительной власти города. В свою очередь ощутимая поддержка мэра и правительства Москвы позволяет достаточно оперативно решать проблемы, возникающие в отрасли.