Версия для печати 6589 Материалы по теме
фролова
В Омской области, как и во всяком регионе, стремящемся к прочному экономическому благополучию, тщательно анализируются многие составляющие позитивного развития. Наибольшего внимания в этой связи заслуживают предварительные итоги исполнения консолидированного бюджета области за 2002 г. Прежде всего следует отметить явные позитивные сдвиги в части исполнения главного финансового документа региона.
Обнадеживает возросший объем поступлений от налогов и сборов. Это, ни много ни мало, 8,7 млрд рублей, что выше уровня 2001 г. на 22,1%.
Увеличение поступлений в первую очередь связано с улучшением финансового состояния налогоплательщиков области, а также ростом собираемости текущих платежей и сокращением недоимки прошлых лет. Однако наряду с положительными тенденциями есть и негативные: год от года сокращается доля стабильных доходных источников субъектов в пользу федерального бюджета, что, несомненно, ведет к несоблюдению пропорций между федеральным и территориальным бюджетами.
Так в 2002 г. от Омской области в бюджетную систему Российской Федерации поступило 23 млрд руб., в территориальный бюджет — всего 9,2 млрд руб., что составляет 39,9% от общих поступлений.
Низкая доля собственных доходов региона заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала, в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему. Получается абсурдная ситуация: чем больше на территории области собирается налоговых платежей, тем меньшая их доля остается в бюджете региона.
К региональным и местным отнесены налоги на имущество, земельный налог, которые можно назвать трудно собираемыми, так как они начисляются независимо от результатов деятельности предприятия.
Несмотря на то, что налог на имущество предприятий в объеме 100% зачисляется в территориальные бюджеты, в структуре налоговых поступлений бюджета региона он составляет незначительную часть — от 10 до 12%. В то же время, установленные на федеральном уровне льготы значительно уменьшают суммы поступлений данного налога в бюджет.
Хотелось бы остановиться на таком вопросе, как обеспечение нормативной базой в организации контроля за поступлением налога на доходы физических лиц, который в структуре поступлений налоговых платежей в территориальный бюджет субъекта доходит до 40%, а в некоторых муниципальных образованиях составляет более 50%.
В связи с тем, что действующими нормативными документами не предусмотрено ведение лицевых счетов налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц, а также отчетности предприятий по данному виду налога, налоговые органы не располагают информацией о задолженности за прошедшие годы. Соответственно и работа по ее взысканию проводится только в части задолженности, выявленной по актам налоговых проверок.
На налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом и Положением о Министерстве по налогам и сборам РФ возложен контроль за полнотой и своевременностью поступлений налоговых платежей во все уровни бюджетов. Однако нормативными документами не установлен порядок предоставления отчетности и информации в финансовые органы по вопросам, связанным с налоговыми платежами и другими доходами в бюджет субъекта Федерации и в бюджеты муниципальных образований.
Еще более этот вопрос обострился в связи с укрупнением налоговых ведомств и созданием межрайонных инспекций, в то время как территориальное деление муниципальных образований с их бюджетами осталось прежним.
Таким образом, получение необходимой информации при разработке бюджетов и для определения налоговой политики на уровне регионов и муниципальных образований складывается только на личных взаимоотношениях между руководителями.
Очевидно, что назрела острая необходимость определить вышеуказанный порядок в соответствующих нормативных документах, так как продолжается укрупнение налоговых инспекций, и после вступления в силу нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появятся муниципальные образования на двух территориальных уровнях — в поселениях и муниципальных районах. Новым муниципальным образованиям потребуется в обязательном порядке информация о состоянии налоговых платежей и других доходов местных бюджетов.
Несомненно, от уровня доходов региональных бюджетов зависит и выполнение их расходных обязательств. Бюджетная политика, проводимая в прошлом году администрацией Омской области, позволила выполнить в полном объеме обязательства бюджета. Расходы консолидированного бюджета Омской области за 2002 г. составили 14,8 млрд руб. и производились они, исходя из обеспечения приоритетов в области социальной сферы.
Наибольшую долю в объеме консолидированного бюджета составляют расходы, связанные с содержанием отраслей социально-культурной сферы (58%). Опуская информацию о достижениях в их развитии (а они, поверьте, имеются), остановлюсь на том, какие, на наш взгляд, нерешенные задачи требуют координации действий федеральных и региональных органов власти, в какой методической и практической помощи со стороны министерств и ведомств нуждаются эти отрасли.
Расходы на содержание и развитие отраслей социально-культурной сферы в области с каждым годом увеличиваются: за 2002 г. вложено бюджетных средств на 44,2% больше, чем в 2001 г.
Новым позитивным шагом в последние годы стала реализация отраслевыми министерствами и регионами совместных целевых проектов — в частности, программ «Компьютеризация образовательных учреждений», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области на 1999 — 2004 годы».
Хотелось бы, чтобы эти совместные проекты имели право на жизнь и в дальнейшем. Но, в то же время, есть предложение формировать их «с низов», с учетом наиболее острых проблем, имеющихся в регионах.
В первую очередь следует выделить главную — неудовлетворительную материально-техническую базу учреждений социальной сферы. По-прежнему актуальной остается задача повышения заработной платы работникам бюджетных организаций.
На протяжении ряда лет основу социальной политики Омской области в отношении малообеспеченных граждан составляет адресная социальная поддержка населения. Она осуществляется путем оказания помощи конкретной, наиболее социально уязвимой категории граждан. Так, в 2002 г. для создания предпосылок повышения уровня рождаемости на территории Омской области было введено ежемесячное адресное социальное пособие женщинам, состоящим на учете в медицинских учреждениях по беременности и родам. На указанные цели в бюджете Омской области на 2003 г. предусмотрены средства в объеме 51,3 млн руб. По тому, как идет финансирование, можно говорить о наметившемся демографическом росте в нашем регионе.
В настоящее время в Омской области более чем 12 категориям граждан осуществляются доплаты к пенсии, установленные указами и постановлениями губернатора Омской области. На эти цели в бюджете на 2003 г. предусмотрены средства в сумме 34,2 млн руб. В плане действий по реализации социально-экономической политики администрации Омской области на 2003 г. в этот перечень по доплатам из областного бюджета планируется включить еще три тысячи человек.
В целях социальной защиты граждан продолжается практика предоставления компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы с учетом прожиточного уровня. В результате повышения максимальной доли собственных расходов граждан на оплату жилья до федерального стандарта (22%) снизился размер предоставленных субсидий, по отношению к 2001 г., на 73,8 тыс. руб.
За последний период в Омской области более рационально стали использоваться бюджетные средства. Добиться этого удалось как за счет проведения конкурса по распределению государственного заказа, так и за счет усиления финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств.
Важнейшее место в бюджетной политике Омской области в 2002 г. занимало снижение объема государственного долга. Отличительной особенностью структуры государственного долга Омской области является преобладание в нем условных обязательств — 52,6% от общего объема государственного долга.
Законом Омской области «Об областном бюджете на 2002 год» была определена программа реструктуризации и сокращения государственного долга. Осуществление комплекса мер, предусмотренных этой программой, позволило уменьшить объем прямых обязательств Омской области на 15,1%.
На протяжении ряда лет администрацией Омской области принимаются меры по финансовой стабилизации региона, совершенствованию бюджетной политики. Важным шагом в области бюджетной политики и оздоровления финансов Омской области стали разработка совместно с Академией бюджета и казначейства Министерства финансов России и принятие в истекшем году Программы социально-экономического развития и финансовой стабилизации Омской области до 2005 г., определяющей практический план первоочередных неотложных действий на пути реконструкции социальной политики, модернизации экономики и финансов бюджета в интересах населения Омской области.
Уверена, что наша работа будет полезной и окажет реальное положительное воздействие на весь ход и итоги 2003 г. А они должны быть для россиян только добрыми.

Справка «Бюджета»
ФРОЛОВА Наталья Константиновна, родилась в Называевском районе Омской области. Окончила экономический факультет Алма-Атинского института народного хозяйства и юридический факультет Омского государственного университета. Кандидат экономических наук, доцент Омского государственного университета.
Трудовую деятельность начала в 1977 г. в финансовых органах г. Алма-Аты. Прошла путь от рядового финансиста до руководителя регионального уровня. Работала заместителем начальника Государственной налоговой инспекции города Алма-Аты, заместителем начальника городского финансового отдела города Омска, директором департамента финансов города Омска. С 1998 г. — заместитель губернатора Омской области, председатель комитета финансов и контроля Омской области.
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком «Отличник финансовой работы». Заслуженный экономист Российской Федерации.

Журнал «Бюджет» №7 июль 2003 г.

Поделиться