— Буинский муниципальный район преимущественно аграрный. Какова сегодня ситуация на сельскохозяйственных предприятиях района и какую роль играет муниципалитет в их развитии?
— Сегодня хозяйственную деятельность в районе ведут пять крупных агрофирм, девять самостоятельных хозяйств — обществ с ограниченной ответственностью, 69 фермерских хозяйств. При этом в сельскохозяйственном производстве занято более 3 тысяч человек, или 24,2 процента от экономически активного населения. Отмечу, что наш район входит в число лидеров республики по объему производства валовой продукции сельского хозяйства, выступая одним из главных производителей мяса, молока, зерна, сахарной свеклы. В 2011 году мы произвели сельскохозяйственной продукции на сумму 3,02 миллиарда рублей, а индекс роста физического объема производства по отношению к предыдущему году составил 1,58 процента. В прошлом году земледельцы района произвели 182,6 тысячи тонн зерна при урожайности 36 центнеров с гектара. На хлебоприемные предприятия отгружено более 87,9 тысячи тонн продукции. Свекловодами выращено 285 тысяч тонн сахарной свеклы при урожайности 343 центнера с гектара.
Плановые целевые индикаторы Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на
Отрасль животноводства района специализируется на мясомолочном скотоводстве и свиноводстве и занимает 51,5 процента от общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Целевые индикаторы по молоку выполнены в 2011 году на 95,8 процента, по мясу — на 131,2 процента. За шесть месяцев 2012 года произведено 7,6 тысячи тонн мяса и 17,1 тысячи тонн молока, что выше уровня прошлого года соответственно на 5 и 4 процентов.
Сельскохозяйственные организации района завершили 2011 год с балансовой прибылью в сумме 624,6 миллиона рублей, при этом уровень рентабельности составил 32 процента. В 2011 году сельхозтоваропроизводителям района была оказана значительная государственная поддержка, объем которой составил 923,4 миллиона рублей: 711,9 миллиона рублей было выделено из федерального бюджета, 211,4 миллиона — из республиканского.
— Какие цели вы ставите перед собой и перед районом? Каковы его перспективы?
— Мы разработали и утвердили программу социально-экономического развития Буинского муниципального района на 2011−2015 годы. Она предусматривает максимально полное использование современных методов муниципального управления в интересах более динамичного и эффективного развития экономики и социальной сферы, улучшение качества жизни населения за счет проведения комплексной социальной политики, более полно охватывающей все слои населения, особенно в селах. Не менее важно повышение уровня привлекательности района для проживания, учебы и работы, особенно для граждан активного возраста, а также диверсификация имеющихся «точек роста» и подготовка основ для развития новых отраслей в последующий период.
Чтобы достичь поставленных целей, мы работаем над решением целого ряда задач. В частности, это повышение конкурентоспособности экономики района, формирование динамичной системы муниципального управления, диверсификация предприятий и создание на основе привлеченных инвестиций высокотехнологичных производств конкурентоспособной продукции. К тому же кругу задач относится обеспечение роста величины добавленной стоимости во всех отраслях производства, повышение уровня интеграции крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств в существующую систему агропромышленного комплекса, повышение роли малого предпринимательства в сфере переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности. Также мы активно работаем над увеличением доли среднего класса в общей численности населения, обеспечением выполнения основных государственных социальных гарантий.
— Хватает ли возможностей районного бюджета для решения социальных вопросов, реализации инфраструктурных проектов? Насколько успешно ваше взаимодействие с региональной властью?
— Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Буинского муниципального района на 2012 год утвержден в сумме 226,1 миллиона рублей. При этом более 91 процента налоговых доходов местного бюджета формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Приведу конкретные цифры, характеризующие степень самостоятельности бюджетно-налоговой политики муниципальных образований:
- расходные обязательства бюджета Буинского муниципального района на решение вопросов местного значения составляют 373,7 миллиона рублей;
- налоговые доходы местных бюджетов — 216 миллионов рублей;
- неналоговые доходы местных бюджетов — 10,1 миллиона рублей.
За счет закрепленных за нами налоговых и неналоговых поступлений мы на 60,5 процента закрываем свои потребности. Остальная доходная часть местного бюджета формируется межбюджетными трансфертами, главные из которых финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции на осуществление делегированных полномочий.
Подчеркну, что решение крупных социально значимых вопросов осуществляется при тесном взаимодействии с Правительством Республики Татарстан. Так, за последние три года в районе выполнен огромный объем работ по строительству объектов социального назначения, развитию транспортной сети. Введена в эксплуатацию новая школа имени академика Р. Сагдеева на 550 ученических мест с детским садом на 40 мест, капитально отремонтированы лицей № 2 на 609 мест, татарская гимназия имени М. Вахитова на 450 мест с детским садом на 40 мест, школа № 1 на 517 мест. В текущем году нам предстоит отремонтировать еще четыре школы района. Благодаря республиканской программе «Бэлэкэч» в районе дополнительно обеспечены местами в детских садах 365 детей.
В текущем году построено более 24,3 тысячи квадратных метров жилья (или 96 процентов к плану), в том числе объем индивидуального жилищного строительства составил около 18,8 тысячи квадратных метров. За последние три года благоустроенными квартирами было обеспечено 849 инвалидов Великой Отечественной войны и вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Успешно завершен очередной этап программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов. В целом за 2008−2011 годы мы отремонтировали 83 дома, в которых проживает более 4,5 тысячи человек. Предстоит отремонтировать еще 23 многоквартирных дома, девять из них уже в текущем году. Сдан в эксплуатацию
Мы провели большую работу по благоустройству нового жилого микрорайона Западный: приведены в нормативное состояние дороги, построена мечеть, работают школа, магазины. Близится к завершению строительство автомобильного путепровода тоннельного типа на железнодорожном переезде на общую сумму 190 миллионов рублей.
Реализация всех этих проектов была бы невозможна без поддержки со стороны президента нашей республики Рустама Нургалиевича Минниханова, которому буинцы благодарны за помощь в решении социально значимых вопросов.
— Сегодня активно обсуждается проблема недостаточности доходов местных бюджетов. Что предпринимается для решения этой проблемы?
— Возможности роста собственных доходов местных бюджетов во многом зависят от корректировок законодательства. Так, с 2012 года для увеличения доходной базы местных бюджетов Бюджетным кодексом Республики Татарстан на районный уровень полностью передан единый сельскохозяйственный налог, 30 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
При формировании межбюджетных отношений с местными бюджетами на 2012 год мы учли федеральные изменения правил распределения НДФЛ между муниципалитетами и республикой. Напомню, что в соответствии с ними на 10 процентов снижаются установленные Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений от НДФЛ для бюджетов муниципальных районов и городских округов. Равнозначно на десять процентов увеличивается размер отчислений от общего поступления доходов от уплаты НДФЛ, который субъекты РФ в обязательном порядке должны передавать местным бюджетам по дифференцированным нормативам.
Мы используем все имеющиеся резервы для увеличения доходной базы районного бюджета. Причем особое внимание уделяем тому, чтобы выплата заработной платы производилась без использования «серых» схем и «конвертных» выплат. На заседания межведомственной комиссии по росту собственных доходов приглашаются руководители предприятий-должников по выплате заработной платы и налогам. Предметно разбираем суть проблемы. В случае же неявки организации на комиссию обращаемся в прокуратуру и другие контролирующие органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством. Проводим и работу по передаче каждого земельного участка в аренду или в собственность, выявлению неучтенных объектов недвижимости и постановке их на учет. Все это способствует укреплению потенциала органов местного самоуправления и улучшению качества жизни населения.
Справка «Бюджета»
Рафаэль Хазиевич АБУЗЯРОВ
Родился 1 января 1951 г.
В 1972 г. окончил Казанский государственный ветеринарный институт, в 1990 г. — Саратовскую высшую партийную школу, в 2003 г. — Казанский юридический институт.
В
В
В
С 1984 по 1990 г. — заведующий сельхозотделом Буинского
РК КПСС, второй секретарь Буинского РК КПСС.
В
В 1991 г. — первый секретарь Буинского РК КПСС.
В
В
С декабря 2007 г. — глава Буинского муниципального района.
Доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент Российской народной академии наук. Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники.