Роальд Владимирович БАБУН, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
Особенности анализа
Исходная информация для анализа была получена исполнительной дирекцией АСДГ от администраций муниципальных образований. Всего была представлена информация по 106 муниципальным образованиям, в числе которых 70 городских округов, 15 городских поселений и 21 муниципальный район. С аналитической информацией можно ознакомиться на сайте АСДГ www.asdg.ru. В статье приводятся результаты анализа по укрупненному кругу показателей для городских округов и муниципальных районов (91 муниципальное образование). При этом 70 городских округов были разделены на 5 групп в зависимости от численности населения: свыше 500 тыс. — 10, от 200 до 500 тыс. — 8; от 100 до 200 тыс. — 13; от 50 до 100 тыс. — 12 и менее 50 тыс. — 27.
Кроме того, был проведен анализ доходов бюджетов за период с 2008 по 2012 год, что позволило отследить длительные тенденции их изменения в кризисный и посткризисный периоды. Для такого анализа удалось получить исходную информацию за четыре последних года по 29 муниципальным образованиям, из них за пять лет — по 18.
Особенностью настоящего анализа явилась также сложность сопоставления показателей 2011 и 2012 годов из-за изменения с 1 января 2012 года системы финансирования здравоохранения и перевода его в расходные обязательства субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №
Изменение доходов...
Суммарные доходы бюджетов в 2012 году по сравнению с
Таблица 1
Направления расходов |
Количество муниципальных образований |
Доля муниципальных образований, увеличивших доходы в 2012 г. к 2011 г., % | ||
Всего |
В том числе | |||
с увеличением доходов |
с уменьшением доходов | |||
Всего доходов |
91 |
10 |
81 |
11 |
Налоговые и неналоговые доходы |
91 |
28 |
63 |
31 |
НДФЛ |
91 |
31 |
60 |
34 |
Имущественные доходы |
91 |
47 |
44 |
52 |
в т. ч. земельный налог |
91 |
47 |
44 |
52 |
Безвозмездные поступления |
91 |
18 |
73 |
20 |
в т. ч. субвенции |
89 |
72 |
17 |
81 |
В структуре доходов самым крупным источником остается НДФЛ. Доля имущественных доходов свыше 20 % отмечается только в городах с населением более 100 тыс., а менее 10 % — в северных и малых городах, где земля дешевле, а также в муниципальных районах. Удельный вес субвенций в общей сумме доходов бюджетов в 2012 году повсеместно увеличивается за небольшим исключением. В нескольких муниципальных образованиях доля субвенций в общих доходах бюджетов в 2012 году превысит 50 %. Это означает, что более половины их доходов будет направлено не на решение вопросов местного значения, а на исполнение государственных полномочий. Тем самым органы местного самоуправления по сути превращаются в структуры для исполнения государственных функций, что явно ненормально.
Многие субъекты РФ частично компенсировали снижение дотаций и субсидий поступлениями в местные бюджеты по дополнительным нормативам отчислений от региональных и от долей федеральных налогов, что можно только приветствовать. Такие поступления по НДФЛ будут получать в 2012 году 63 муниципальных образования. 21 муниципальное образование получает долю платежей от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. Реже используются для этой цели другие налоги: транспортный налог (девять муниципальных образований), налог на прибыль организаций (десять), налог на добычу полезных ископаемых (пять), налог на имущество организаций (два).
...и расходов
Ожидаемое снижение доходов бюджетов в 2012 году естественно влечет за собой сокращение расходов. (Результаты изменения расходов бюджетов в 2012 году по отношению к 2011 году представлены в табл. 2.) Увеличение расходов в 2012 году планируется только в 19 муниципальных образованиях (21 %), снижение — в 72. В 14 муниципальных образованиях снижение расходов составит более 30 %.
Таблица 2
Направления расходов |
Количество муниципальных образований |
Доля муниципальных образований, увеличивших расходы в 2012 г. к 2011 г., % | ||
Всего |
В том числе | |||
с увеличением расходов |
с уменьшением расходов | |||
Всего расходов |
91 |
19 |
72 |
21 |
ЖКХ |
91 |
15 |
76 |
16 |
Образование |
91 |
57 |
34 |
62 |
Здравоохранение |
91 |
12 |
79 |
12 |
Социальная политика |
91 |
54 |
37 |
59 |
Капитальные вложения |
91 |
13 |
78 |
14 |
Больше всего снижаются расходы в сфере ЖКХ. В 29 муниципальных образованиях снижение расходов на ЖКХ в 2012 году составит более 50 %. Это может иметь серьезные последствия для систем жизнеобеспечения территорий. Капитальные вложения в большинстве муниципальных образований (78) в 2012 году уменьшатся. Соответственно снизится их удельный вес в общих расходах бюджетов. В восьми муниципальных образованиях в 2012 году они вообще не предусмотрены. Наибольший удельный вес в расходах бюджетов подавляющего большинства городов и районов занимают расходы на образование, их рост в структуре расходов отмечен в 82 из 91 муниципального образования.
38 муниципальных образований (42 % от общего числа) исполнили свои бюджеты за 2011 год с дефицитом и 53 — с профицитом. Профицит, как правило, образуется в связи с изысканием в течение года дополнительных источников доходов. На 2012 год почти все муниципальные образования утвердили свои бюджеты с дефицитом и лишь четыре небольших муниципальных образования (Бердск, Солнечный, Татарск и Елизовский район) — с профицитом. Возможно, это было сделано в связи с необходимостью погашения образовавшегося ранее муниципального долга. Несколько муниципальных образований утвердили бюджеты на 2012 год с превышением предельного уровня дефицита, предусмотренного Бюджетным кодексом (10 %), в том числе у восьми муниципальных образований дефицит превышает 20 %. Исполнение расходов бюджета в 2012 году в этих муниципальных образованиях будет затруднено.
Длительные тенденции изменения доходов
Для выявления длительных тенденций изменения доходов местных бюджетов был проведен анализ их динамики и структуры для тех муниципальных образований (29 за четыре последних года, в том числе 18 за пять лет), по которым удалось получить необходимую информацию. В доходах были рассмотрены только укрупненные комплексные статьи — налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления, в том числе субвенции.
Таблица 3
Показатели |
2009 к 2008 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | ||||
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− | |
Доходы, всего |
7 |
11 |
21 |
8 |
25 |
4 |
3 |
26 |
Налоговые и неналоговые доходы |
9 |
19 |
28 |
1 |
22 |
7 |
6 |
23 |
Безвозмездные поступления |
11 |
7 |
16 |
12 |
23 |
6 |
7 |
22 |
В т. ч. субвенции |
15 |
2 |
21 |
7 |
23 |
5 |
18 |
10 |
Удельный вес безвозмездных поступлений в доходах |
13 |
5 |
10 |
18 |
22 |
8 |
13 |
16 |
Удельный вес субвенций |
14 |
3 |
14 |
14 |
16 |
22 |
24 |
4 |
Сводная информация о количестве муниципальных образований, по которым были выявлены долгосрочные тенденции изменения отдельных показателей: рост (+), снижение (−), представлена в табл. 3. Из данной таблицы видно, что в кризисном 2009 году резко снижались суммарные доходы бюджетов, а также их собственные налоговые и неналоговые доходы. В 2010 и 2011 годах, когда страна выходила из кризиса, доходы возрастали, однако прогнозируется их новое снижение в 2012 году. Наиболее успешным был 2011 год, в котором в подавляющем большинстве муниципальных образований возрастали все виды доходов. Размеры безвозмездных поступлений в большинстве муниципальных образований возрастали в период 2009−2011 годов. Однако в 2012 году прогнозируется их резкое снижение. Размеры субвенций в период 2009−2011 годов также возрастали, а в прогнозе 2012 года предусмотрен их рост в тех муниципальных образованиях, которым субъекты РФ возвратили полномочия в сфере здравоохранения, и снижение у остальных. Соответственно менялся удельный вес субвенций в общих доходах бюджетов.
Общие выводы
1 После относительно благоприятных посткризисных 2010 и 2011 годов объемы доходов местных бюджетов в 2012 году существенно снижаются, что связано с изменением общей экономической ситуации в государстве. Суммарные доходы бюджетов в 2012 году в сравнении с 2011 годом снижаются в 93 из 106 муниципальных образований (87,7 %). Собственные налоговые и неналоговые доходы снижаются в 69 муниципальных образованиях (65,1 %), а объемы безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней — в 87 муниципальных образованиях (82 %). Таким образом, основные потери доходов местных бюджетов в 2012 году связаны со снижением безвозмездных поступлений.
2 В структуре безвозмездных поступлений в 2012 году снижается удельный вес дотаций и субсидий и увеличивается удельный вес субвенций на финансирование исполнения отдельных государственных полномочий.
3 Снижение доходов местных бюджетов в 2012 году неизбежно повлекло за собой сокращение расходов. В 2012 году предусмотрено сокращение расходов в 81 муниципальном образовании (76,4 %). Значительно сокращаются расходы на ЖКХ. Относительно стабильны расходы на образование и социальную политику.
4 Существенное влияние на структуру доходов и расходов местных бюджетов в 2012 году оказало изменение системы финансирования здравоохранения. Однако 59 (из 91) муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ сохранили свои полномочия в сфере здравоохранения (в качестве государственных) и сеть муниципальных учреждений, на что получают дополнительные субвенции из региональных бюджетов.
5 В 2012 году значительно сокращаются объемы капитальных вложений. В восьми муниципальных образованиях капитальные расходы в 2012 году вовсе не предусмотрены.
Общий вывод состоит в том, что 2012 год для большинства муниципальных образований будет в финансовом плане гораздо более сложным, чем