Версия для печати 3439 Материалы по теме
«Мэрия инвестирует в развитие»

Авиви
Одним из гостей V Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», организованного журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России, была начальник финансового отдела мэрии г. Нетании (Израиль) Ирит АВИВИ. Мы пообщались с ней на темы, которые могут быть интересны нашим читателям.

— Госпожа Авиви, из чего складывается бюджет города Нетании, каковы его основные доходные и расходные статьи?

— Городской бюджет состоит из двух непересекающихся частей. Это годичный бюджет текущих расходов муниципалитета (с 1 января по 31 декабря) и бюджет развития города (многолетний бюджет). Если есть проекты, которые реализуются на протяжении нескольких лет, есть и расходы, переходящие из года в год. Как раз для этого существует разделение между текущим бюджетом и бюджетом развития. В текущем бюджете переходящих остатков на следующий год, как и в России, быть не может.

У двух бюджетов различные источники доходов. Для бюджета текущих расходов это прежде всего городской налог, взимаемый с горожан в соответствии с метражом недвижимости, которую они арендуют или которой владеют. Этот налог платят и жители, и бизнес. Данный налог обеспечивает половину доходов бюджета. Основные статьи расходов — образование, коммунальное хозяйство, здравоохранение, помощь малоимущим горожанам. Муниципалитет финансирует около трети всех расходов на образование и здравоохранение. Уважающая себя мэрия образованию уделяет особое внимание. У нас более 30 процентов расходов бюджета направляется на его нужды и расходы на образование каждый год возрастают. На эти цели также выделяет средства правительство Израиля. Кроме того, примерно 39 процентов расходов текущего бюджета — зарплата муниципальных служащих.

Главный источник доходов для бюджета развития — поступления от налога на строительство, покупку и продажу земли и недвижимости частными компаниями. Эти деньги инвестируются в строительство дорог, общественных сооружений, школ, стадионов и других объектов. Дополнительными источниками доходов для бюджета развития служат фонды, куда вкладывает средства муниципалитет, и продажа имущества, которая в этом году принесла 20 миллионов шекелей. Есть и дочерние городские предприятия, которые только за последний финансовый год заработали для города 106 миллионов шекелей.

Что касается расходов бюджета развития, то сейчас мы вкладываем большие деньги в реконструкцию исторического центра города. Кроме того, через несколько месяцев, в конце ноября, откроем стадион на 13 тысяч зрителей, также возведенный на средства из бюджета развития.

— Есть ли в Израиле города, которые не получают дотаций от государства?

— Нет, и по закону их не может быть. Государство обязано вкладывать средства в муниципалитеты в соответствии с количеством граждан, нуждающихся в помощи. Если муниципалитет богат, он сам добавляет на эти цели больше денег, чем от него формально требуется.

—А кто финансирует коммунальное хозяйство, благоустройство дворов, ремонт дорог?

— Межгородские автотрассы полностью содержит правительство страны. Внутригородские дороги финансируются так: 65 процентов расходов берет на себя правительство, 35 процентов — муниципалитет. В ситуации с богатыми муниципалитетами соотношение примерно 55 на 45 процентов. Благоустройство города и другие коммунальные нужды целиком финансирует местная власть.

Мэрия Нетании ежегодно инвестирует десятки миллионов шекелей в развитие города. В 2011 году из бюджета развития, который составил в общей сложности 300 миллионов шекелей, на решение внутригородских проблем (дороги, освещение, уборка и благоустройство) было направлено 50 миллионов шекелей. Соображения здесь очень простые. Мэру, чтобы его снова избрали на эту должность, необходимо оправдать доверие горожан, а значит, выполнить свои предвыборные обещания, в первую очередь касающиеся благоустройства города.

— Нетания — крупный туристический центр. Это сказывается на доходах городского бюджета?

— Доходы от туристической деятельности не являются прямыми доходами муниципального бюджета. Туристические компании, отели и другие субъекты бизнеса платят налог с прибыли, который поступает в государственную казну. А вот доходы от налога, который зависит от метража недвижимости (городской налог), как я уже говорила, идут в городской бюджет. Если, например, в городе открывается новый ресторан, а это новые площади, муниципалитет получает дополнительный доход в виде соответствующего налога.

В 2008 и 2009 годах в индустрии туризма был серьезный спад из-за всемирного кризиса, но сейчас отрасль снова на подъеме. Недавно в Нетании открылся огромный 33-этажный отель, напротив него построен еще один — сети «Рамада». Его хозяева, кстати, русские...

— Год назад мы брали интервью у мэра Нетании Мирьям Файерберг-Икар. Она говорила, что сейчас в мире идет борьба за инвестиции и для города интересны инвесторы именно из России. Как муниципальные власти привлекают инвестиции и есть ли преференции для россиян?

— Действительно, у русских в нашем городе масса преимуществ, поскольку русский язык в Нетании как минимум второй по значимости, а иногда и первый. Мэр города не говорит по-русски, но у нее много помощников, владеющих вашим языком. Предприниматели из России очень ценят атмосферу, в которой они чувствуют себя как дома и легко общаются с властями.

Кроме внимательного отношения к любым инвесторам (не только из России) мэрия инициировала значительное снижение ставок городского налога для крупных компаний, у которых площадь помещений превышает 15 тысяч квадратных метров. Правительство пошло нам навстречу. Когда мы сократили налог большим предприятиям, они привели за собой средние, малые и новые большие предприятия. Налоговые ставки утверждает министерство внутренних дел Израиля. Недавно руководство одной гостиницы площадью свыше 4 тысяч квадратных метров попросило снизить городской налог для таких отелей, чтобы дополнительно привлечь предпринимателей. Запрос отправили в МВД, надеемся на положительный ответ...

— Государство прислушивается к мнению и просьбам муниципалитетов?

— Обычно прислушивается. В случае с компанией IKEA, например, это произошло. Ситуация была следующая. Площадь помещений, которые ИКЕА занимает в Нетании, составляет 15 тысяч квадратных метров, под них мы и получили льготу по городскому налогу. Затем было решено пробить льготу и для предприятий площадью от 7,5 тысячи квадратных метров. Подали просьбу о снижении налога, нам отказали, но мы не отступились, подали во второй раз и получили положительный ответ. Так что теперь в Нетании две ступени снижения городского налога.

Но я не могу заранее сказать, какое предложение пройдет, а какое нет. Каждое решение о снижении ставки налога принимается только для конкретного муниципалитета. Вообще в Израиле 15 больших городов, которые имеют право проводить собственную экономическую политику, но в строгом соответствии с очень понятными критериями министерства внутренних дел. В этом состоит отличие нашей финансово-экономической системы от ситуации с местным самоуправлением в России.

Чем сильнее местная власть, тем меньше она получает субсидий от центра. Есть ряд вопросов, которые мэрия решает самостоятельно, и есть такие, для решения которых она получает частичное финансирование от государства, — это вопросы здравоохранения, образования, внутренней безопасности. Более слабые муниципалитеты (Нетания к ним не относится) получают значительные субсидии от министерства финансов. В конечном счете мы видим: город становится процветающим, максимально комфортным для населения и для тех, кто сюда приезжает, при условии, что его глава умеет предвидеть, прогнозировать ситуацию, а служащие муниципалитета способны выполнить все, что намечено.

Когда мэром Нетании была избрана госпожа Мирьям Файерберг-Икар, она обозначила два приоритета своей деятельности — привести в город промышленность и торговлю и обеспечить максимальное трудоустройство населения, поскольку именно бизнес, торговля и трудоустройство ведут к ускоренному развитию всей территории. Для того чтобы в муниципалитет пришел серьезный бизнес, который создал бы новые рабочие места, важны всего две вещи: во-первых, надо чтобы в город вели хорошие дороги и, во-вторых, чтобы было достаточно общественного транспорта.

— Расскажите немного подробнее об экономической политике мэрии Нетании.

— Важнейший для нас инструмент развития — налоги. Нельзя, чтобы опоздание с их уплатой превращалось в задолженность. Собирать налоги надо вовремя, а люди должны вовремя их платить. Мы многое делаем для достижения этой цели, и результат есть: из суммы налогов, запланированной на год, мы реально получаем в бюджет чуть более 90 процентов. И, конечно, совместно с министерством транспорта Израиля заботимся о состоянии межгородских шоссе и дорог внутри города, об общественном транспорте, прежде всего скоростных автобусах.

Еще одним аспектом нашей экономической политики является привлечение в город жителей с высоким уровнем благосостояния, которые в свою очередь становятся дополнительным источником для налогообложения, что чрезвычайно важно для муниципалитета. Кстати, благодаря небоскребам на берегу моря и песчаному пляжу длиной более 13 километров Нетания сегодня получила новое название — Израильская Ривьера... В такой город состоятельные люди переезжают охотно.

Нам удалось также привлечь несколько очень крупных компаний, работающих в сфере высоких технологий, связи и коммуникаций, торговли и туризма, используя прежде всего вышеназванные экономические инструменты. Дополнительным инструментом для улучшения экономической ситуации является получение кредитов. Позиция нашего мэра такова, что город берет кредиты не на решение текущих задач, а только на долгосрочные цели, важные с точки зрения развития. Неизменно из года в год доля кредитов в городском бюджете снижается, и в последнее время она находится на уровне всего 5 процентов. В основном это старые ссуды, которые мы постепенно погашаем.

— В России популярен лозунг поддержки малого и среднего бизнеса. У вас что-то делается для этого сектора экономики?

— В Израиле в целом и в Нетании в частности нет какой-то специальной масштабной системы поддержки малого и среднего бизнеса, он сам вырастает рядом с большим бизнесом. Но есть центр поощрения предпринимательства, который предлагает сопровождение малому бизнесу, иногда кредитует его. Есть общий закон о преференциях бизнесу, и все большие гостиницы города попадают под его действие. Они получают очень серьезные налоговые льготы, и не только в отношении уплаты городского налога.

— А семьи с детьми пользуются помощью муниципалитета?

— В последние годы очень сильно снижен подоходный налог для родителей, детям которых меньше трех лет.

— И неважно, сколько детей в семье?

— Неважно. Кроме того, детские сады для трех-четырехлетних малышей, которые раньше были полностью платными, стали бесплатными, и государство обязалось продолжить строительство новых садиков. В Нетании в этом году открываются 25 новых детских садов. Большую часть финансирования обеспечивает государство, оставшуюся — местный бюджет, хотя мэрия Нетании и до принятия этого закона содержала детские сады за свой счет. Еще у нас построен новый жилой квартал, целиком приспособленный для молодых семей.

— У финансового отдела мэрии большой штат?

— Отдел состоит из 100 человек. Я непосредственно подчиняюсь главе муниципалитета и отвечаю за все области, связанные с финансами: сбор налогов, расходы, планирование расходов и доходов, бюджет. Половина наших сотрудников — это налоговое управление мэрии, остальные отвечают за экономику города, выплату зарплат и собственно бухгалтерию.

— Есть ли у них специальное образование в области общественных финансов? Имеется в виду не просто обычное финансовое образование...

— Все, кто занимается у нас общественными финансами, получают специальное образование в этой области.

Поделиться