Встречу с гостьей из Бразилии открыл проректор по международному сотрудничеству РАНХГиГС С. П. Мясоедов, отметивший, что страны БРИКС играют все большую роль в экономике, политике и социальной жизни современного мира. Сотрудничество этих стран, у которых, по его мнению, много общего, создает возможности для ускорения развития каждой из них. Посол Бразилии в России в свою очередь подтвердил, что нас связывают тесные узы сотрудничества в области политики, экономики, науки и техники. По его словам, расстояние не так важно, когда у сторон есть воля к сближению.
Селиа Корреа начала свое выступление с краткого обзора нынешнего экономического положения Бразилии. По объему ВВП страна занимает восьмое место в мире: он составляет 2,3 трлн долл. (прогноз на 2012 год), это в среднем по 13,4 тыс. долл. на душу населения. Уровень безработицы — самый низкий в истории страны, безработными официально числятся 5,8 % трудоспособных граждан. Минимальная заработная плата составляет 335 долл., и за последнее время, как сказала г-жа Корреа, правительство сумело обеспечить ее существенный прирост.
Что касается федерального бюджета Бразилии, то его расходы превышают доходы, однако в 2012 году эта разница по сравнению с 2011 годом должна несколько уменьшиться (с 2,4 до 2,15 %). Долг госсектора в период
У бюджетного процесса в Бразилии есть своя специфика. За подготовку проекта бюджета отвечают два министерства — финансов и планирования. В министерство планирования, кстати, в качестве подразделения входит секретариат федерального бюджета, который возглавляет Селиа Корреа. Основная функция минфина — выделение средств на государственные расходы. Ключевыми правовыми актами являются государственный четырехлетний план, законы о бюджете и бюджетных директивах, а также декрет о бюджете и финансовом планировании. Процесс начинается с определения налоговых ориентиров и расчета предполагаемых доходов. Далее производится расчет объемов финансирования федерального правительства (по каждому министерству отдельно), определяются границы целевых расходов бюджета. Затем наступает этап сбора и анализа отраслевых предложений о финансировании, проводится консолидация бюджетных предложений, после чего готовый проект поступает к законодателям в двухпалатный конгресс. По закону работа над бюджетом в министерствах завершается не позднее 31 августа. «Если бы я не уложилась в этот срок, меня бы не было здесь с вами», — подытожила г-жа Корреа, вызвав оживление в зале.
Общая структура федерального бюджета Бразилии на 2013 год, который намечено принять, такова: 88,4 % его расходной части составляют обязательства, не подлежащие дальнейшим изменениям, остальные 11,6 % — целевые расходы, которые правительство впоследствии может подвергнуть корректировке. 34 % целевых расходов идет на нужды здравоохранения, 16,3 % — на образование, 7 % — на оборону, 3 % — на науку и инновации. Особым направлением является Программа ускорения экономического роста (ПУЭР), принятая в 2007 году и действующая до 2014 года включительно. На нее запланировано выделить 18,2 % целевых расходов бюджета. Сумма, эквивалентная 948,5 млрд долл., будет направлена в следующем году на инвестиции в инфраструктуру (транспорт, энергетику, водоснабжение), а также на жилищное строительство.
Как образно выразилась г-жа Корреа, до принятия ПУЭР «мы пребывали в некоторой спячке». Сеть автомобильных дорог, морские порты и аэропорты отставали от новейших требований и находились не в лучшем состоянии. Кроме того, не было ни проектов, ни кадров, способных реализовать их. А неразвитость инфраструктуры вела к росту цен на сельскохозяйственную продукцию — одну из основных статей бразильского экспорта. Проблема заключалась не только в нехватке денег, но и в неэффективном управлении.
Другая масштабная государственная программа, реализуемая в настоящее время, называется «Бразилия без нищеты». Всеобщая перепись 2010 года показала, что 15 млн человек получали доходы ниже прожиточного минимума и даже не имели доступа к электро- и водоснабжению, канализации. Теперь по инициативе президента предпринимаются меры не только для улучшения качества жизни этих людей, но и для обеспечения их стабильными источниками дохода. В 2013 году на указанные цели из бюджета будет израсходована сумма, эквивалентная 15,6 млрд долл.
Вообще бюджетная система Бразилии состоит из трех самостоятельных уровней — федерального, регионального (бюджеты штатов) и муниципального. 45 % средств, собираемых в виде федеральных налогов, поступают затем в бюджеты штатов и муниципалитетов, которые распоряжаются ими по своему усмотрению. Также существуют региональные и местные налоги. Правительство сейчас подумывает о заключении специальных соглашений с регионами и муниципальными образованиями. Цель, по словам федерального секретаря, сделать бюджетный процесс более гармоничным с технической точки зрения.
Отдельная инвестиционная программа, являющаяся предметом заботы руководства страны, — подготовка и проведение Кубка мира по футболу в 2014 году и летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Инвестиции в эти проекты запланированы в размере соответственно 23,2 и 15,9 млрд долл. Только на строительство современных футбольных стадионов казна выделяет 3 млрд долл.
Открытие на континентальном шельфе Бразилии месторождений нефти правительство страны оценивает как хорошую возможность пополнить доходную часть бюджета, но при этом его настораживает перспектива возникновения нефтяной зависимости национальной экономики. В этом смысле наша страна служит для партнера по БРИКС не лучшим примером, хотя Бразилию и называют иногда тропической Россией.