В соответствии с планом контрольной работы Минфина РФ на 2003 г., 18–20 июня в Алтайском крае прошло кустовое совещание-семинар по вопросам совершенствования государственного финансового контроля за использованием средств федерального бюджета.
В работе совещания приняли участие руководители Департамента государственного финансового контроля МФ РФ, представители контрольно-ревизионных управлений Минфина России из 17 регионов Уральского и Сибирского федеральных округов, руководитель КРУ МФ РФ в Московской области.
Открывая совещание, руководитель Департамента государственного финансового контроля А.А. Ахполов подчеркнул важность проведения подобных семинаров для работников Департамента и территориальных контрольно-ревизионных управлений именно в регионах, а не в Москве, поскольку это позволяет обсудить специфические проблемы, характерные для каждого региона.
В настоящий момент всех работников КРУ волнует вопрос реформирования системы государственного финансового контроля. Основополагающим принципом построения системы государственного финансового контроля является формирование единой системы методологического и информационного обеспечения органов государственного финансового контроля, четкое разграничение их полномочий, что позволяет избежать дублирование в проведении контрольных мероприятий.
В Департамент госфинконтроля поступает очень много заданий от правительства РФ, связанных с проведением реформы. Требуется внести изменения и дополнения во многие законодательные акты. Нам видится, что — как минимум до выборов в Государственную Думу и как максимум до выборов президента РФ — никаких изменений в организационной структуре органов государственного финансового контроля не произойдет.
Некоторые руководители КРУ продолжают заключать соглашения с главами администраций субъектов, и то, что получают управления в дополнение к финансированию из федерального бюджета за свою работу, является большим подспорьем. Но в будущем году практика соглашений прекратится. В связи с этим необходимо просчитать объем средств, которые управления получали от этих соглашений, и в департаменте решить вопрос о включении этих сумм в расходы федерального бюджета на содержание территориальных КРУ.
Выступление заместителя руководителя Департамента государственного финансового контроля С.И. Зубакина касалось организации и проведения, а также реализации материалов проверок целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов с докладом. Правительство РФ уделяет большое внимание проблемам расходования бюджетных средств в регионах, поэтому проверки по «северному завозу» в департаменте на особом контроле. Предварительные данные проведенных территориальными КРУ проверок показали, что в этой области очень много нарушений. Весьма результативными оказались проверки с привлечением большого числа специалистов и применением специальных методик.
Обобщив представленные в Департамент государственного финансового контроля материалы проверок КРУ по поводу целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели, С.И. Зубакин обратил внимание на различную результативность таких проверок в регионах. Бывают проверки, в ходе которых вскрывается нецелевое использование средств по «северному завозу» на суммы до 100 млн руб., а случается и так, что ревизоры вообще не выявляют никаких нарушений. Очень много проверок проводится поверхностно, формально. Поэтому в департаменте приняли решение провести в этом году в ряде регионов несколько крупномасштабных проверок с привлечением специалистов отдела методологии и анализа департамента, чтобы опробовать все приемы и методы, проанализировать и внести изменения в программы таких проверок.
С.И. Зубакин остановился на наиболее важных вопросах, возникающих при проведении таких проверок: порядок проведения конкурса на заключение договоров на закупку и поставку продукции; наличие договоров, заключенных органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления или уполномоченными организациями с организациями-поставщиками и транспортными организациями; исполнение договорных обязательств поставщиками и транспортными организациями и наличие при этом документов, подтверждающих исполнение, и т.д.
Были выделены основные виды нецелевого использования указанных средств: закупка продукции, не предусмотренная законодательством РФ; недопоставка продукции; предоставление средств органам местного самоуправления, территории которых не входят в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов; покрытие текущих расходов местных бюджетов; перечисление налогов и сборов; оплата недоимок и штрафов; оплата задолженности по заработной плате; проведение взаиморасчетов на уровне областных и районных бюджетов.
Участники совещания обменялись опытом организации, проведения и реализации материалов проверок по данному вопросу в своих регионах.
Руководитель КРУ в Иркутской области Г.С. Данилов отметил, что у его подразделения существуют проблемы по взаимодействию с правоохранительными органами и с местной властью.
Заместитель руководителя КРУ в Республике Бурятия О.А. Кононов подробно остановился на проблемах проверки «северного завоза». Объем «северного завоза» в Бурятии в 2002 г. составил 290 млн руб., сама Бурятия запрашивала 220 млн руб. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в некоторых районах просто не знали куда расходовать деньги. По этим районам было выявлено нецелевое расходование средств на сумму порядка 10 млн руб. Проверка показала, что полностью отсутствует контроль со стороны исполнительной власти субъекта. О.А. Кононов поднял вопрос о реализации таких материалов.
А.А. Ахполов обратил внимание участников совещания, что это можно делать только через министра финансов РФ, поэтому все материалы с выводами и заключениями следует направлять в Департамент государственного финансового контроля.
Отдельный доклад, посвященный вопросам организации и проведения проверок бюджетов субъектов РФ, которые получили финансовую помощь из федерального бюджета, сделал С.И. Зубакин. Данные таких проверок очень важны на сегодняшний день. Чтобы качественно провести ревизию необходима ревизионная группа не менее чем из 20 человек. Было отмечено, что нормативами пока следует пользоваться старыми, так как в Бюджетном кодексе их нет. Особое внимание следует обращать на предоставление налоговых льгот — они должны быть просчитаны и зафиксированы в законе о бюджете на каждый год.
Не находит отражения в некоторых актах вопрос предоставления налоговых кредитов, а это очень важно, так как за предоставлением налоговых кредитов скрывается уход от уплаты налогов. Часто занижаются доходы от аренды, от реализации имущества. Органы власти создают различные резервы, которые нигде не учитываются и никем не контролируются. Все это ведет к увеличению трансфертов из федерального бюджета. В рамках таких ревизий обязательно должны проверяться государственные унитарные предприятия. Следует обращать внимание на выполнение условий соглашения между правительством РФ и субъектом РФ по оздоровлению финансов. В акте обязательно должен присутствовать анализ применения нормативов доходной и расходной части бюджета.
Новая программа проверки финансовой помощи субъектам РФ уже направлена во все КРУ. В нее включены вопросы проверки оффшорных зон, федеральных целевых программ, анализ заимствований, выдачи гарантий.
Руководитель КРУ в Тюменской области Ю.Е. Бешенцев предложил рассмотреть вопрос о присутствии в отдельных случаях при реализации материалов проверок бюджетов субъектов РФ представителей департамента.
А.А. Ахполов отметил, что основная задача департамента не только осуществление контроля за деятельностью КРУ в субъектах РФ, но и, в первую очередь, оказание помощи регионам в работе. По мере возможности в департаменте будет решаться вопрос о выезде работников департамента в регионы для оказания практической помощи на местах в реализации материалов ревизий и проверок.
Руководитель КРУ в Свердловской области М.К. Шипулин поднял проблему взаимодействия КРУ с полномочными представителями президента РФ в федеральных округах. Хотелось, чтобы департамент разработал документ, регламентирующий работу КРУ с полномочными представителями президента РФ в федеральных округах. В настоящее время они требуют от КРУ отчетность, которая не ведется либо на подготовку которой необходимо определенное время; даются задания, не касающиеся проверок федеральных средств. Целесообразней было бы организовать систему подотчетности КРУ, находящихся в федеральных округах, которая устанавливала бы порядок представления сведений о результатах работы полномочным представителям президента РФ в федеральных округах.
Руководитель КРУ в Курганской области А.А. Бердинский предложил Департаменту государственного финансового контроля обобщать материалы централизованных заданий и затем аналитический материал направлять для обмена опытом в КРУ.
Заместитель руководителя КРУ в Читинской области Н.Ф. Пьянникова в ходе обсуждения высказала мнение о том, что привлечение работников разных управлений для проведения комплексных ревизий играет положительную роль. В ходе совместных проверок работники приобретают новый положительный опыт ревизионной работы.
Приказом Минфина РФ от 3 декабря 2003 г. № 121н на Департамент государственного финансового контроля и территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ возложена обязанность рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14. КоАП РФ. На сегодняшний день существует ряд проблем, затрудняющих реализацию этого положения. Возникает потребность в дополнительных документах, регламентирующих процедуру возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, определяющих процессуальные полномочия ревизоров.
В связи с этим особое внимание на совещании было уделено вопросу привлечения к административной ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета.
С обширной информацией по поводу привлечения к административной ответственности выступил руководитель КРУ в Московской области В.К. Матчин. Он поделился своим уже наработанным опытом по взысканию административных штрафов, остановился на основных понятиях, противоречиях между Бюджетным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях, обобщил практику рассмотрения дел по административным штрафам в Арбитражном суде.
На практике возникает очень много вопросов в отношении взыскания административных штрафов. Один из них касается давности совершения правонарушения. По этому вопросу следует обращаться к постановлению пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2, в п.19 которого указано, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять прокол, выявило факт совершения этого правонарушения. Днем совершения правонарушения следует считать день подписания протокола об административном правонарушении. Протоколы должны составляться немедленно по мере выявления правонарушений. Протокол составляется по месту обнаружения правонарушения и должен рассматриваться там же. На практике возникают ситуации, когда представители проверяемой организации отказываются от подписания протокола, в этом случае его следует направлять почтой.
В ст. 289 Бюджетного кодекса указано, что штраф за нецелевое использование средств налагается на руководителя организации, являющейся получателем бюджетных средств. В ст. 15.14. КоАП сказано, что ответственность несут как физические, так и юридические лица. В отношении физического лица мы практикуем прекращение дела и выносим устное замечание, если сумма нецелевого использования бюджетных средств несопоставима с суммой штрафа и если денежные средства восстановлены.
В протокол были внесены дополнения — запись о том, что штраф будет уплачен в 10-дневный срок со дня получения постановления, как это написано в КоАПе, и куда штраф должен быть уплачен, т.е. номер счета и какое казначейство. Кроме того, необходимо представлять в управление заверенную копию документа, свидетельствующую об уплате штрафа.
Некоторые проблемы возникают в определении виновного лица, на которое нужно составлять протокол при прохождении федеральных средств через несколько организаций. По Бюджетному кодексу в данном случае прямым получателем средств является финорган, на который и должен составляться протокол.
Судебная практика показала, что если представители КРУ аргументировано отстаивают свои позиции и все документы оформляются должным образом, то проблем с взысканием штрафов не возникает.
Прозвучали предложения в случае необходимости ставить в известность органы прокуратуры о проблемах, возникающих при реализации положений кодекса, создавать в пределах численности юридические службы.
С докладом по вопросу совершенствования государственного финансового контроля выступил заместитель руководителя Департамента государственного финансового контроля Г.М. Богачев. В своем выступлении он обратил внимание на то, что департаментом подготовлены предложения о внесении изменений в некоторые статьи Бюджетного кодекса РФ, касающиеся государственного финансового контроля. Наряду с понятием нецелевого использования бюджетных средств предложены такие понятия как неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств, что также должно вести к применению мер принуждения для нарушителей бюджетного законодательства.
На совещании были выработаны рекомендации по улучшению работы Департамента государственного финансового контроля и его структурных подразделений. Было предложено доработать программу проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных администрациям субъектов РФ на финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, а также программу организации и проведения проверок бюджетов субъектов РФ, получивших финансовую помощь из федерального бюджета.
С учетом высказанных на совещании предложений решено повысить требования к представляемым в департамент материалам; возложить на руководителей КРУ персональную ответственность за качество их подготовки и сроки выполнения централизованных заданий.
Департаменту госфинконтроля Минфина РФ необходимо обобщать результаты проверок бюджетов субъектов РФ и направлять материалы проверок, осуществляемых по централизованным заданиям, в КРУ для изучения и распространения положительного опыта работы, а также рассмотреть вопрос о повышении статуса руководителей КРУ (присвоение очередных квалификационных разрядов).
Необходимо в целом повысить статус КРУ, для чего департаменту предстоит внести изменения в положение о КРУ. На руководителей областных КРУ следует возложить обязанность по сбору информации для ее последующего представления полномочным представителям президента РФ в федеральных округах.
На совещании в целом была одобрена практика применения административных штрафов КРУ в Московской области.
Геннадий Богачев, заместитель руководителя Департамента госфинконтроля Минфина РФ
Журнал «Бюджет» №7 июль 2003 г.
В работе совещания приняли участие руководители Департамента государственного финансового контроля МФ РФ, представители контрольно-ревизионных управлений Минфина России из 17 регионов Уральского и Сибирского федеральных округов, руководитель КРУ МФ РФ в Московской области.
Открывая совещание, руководитель Департамента государственного финансового контроля А.А. Ахполов подчеркнул важность проведения подобных семинаров для работников Департамента и территориальных контрольно-ревизионных управлений именно в регионах, а не в Москве, поскольку это позволяет обсудить специфические проблемы, характерные для каждого региона.
В настоящий момент всех работников КРУ волнует вопрос реформирования системы государственного финансового контроля. Основополагающим принципом построения системы государственного финансового контроля является формирование единой системы методологического и информационного обеспечения органов государственного финансового контроля, четкое разграничение их полномочий, что позволяет избежать дублирование в проведении контрольных мероприятий.
В Департамент госфинконтроля поступает очень много заданий от правительства РФ, связанных с проведением реформы. Требуется внести изменения и дополнения во многие законодательные акты. Нам видится, что — как минимум до выборов в Государственную Думу и как максимум до выборов президента РФ — никаких изменений в организационной структуре органов государственного финансового контроля не произойдет.
Некоторые руководители КРУ продолжают заключать соглашения с главами администраций субъектов, и то, что получают управления в дополнение к финансированию из федерального бюджета за свою работу, является большим подспорьем. Но в будущем году практика соглашений прекратится. В связи с этим необходимо просчитать объем средств, которые управления получали от этих соглашений, и в департаменте решить вопрос о включении этих сумм в расходы федерального бюджета на содержание территориальных КРУ.
Выступление заместителя руководителя Департамента государственного финансового контроля С.И. Зубакина касалось организации и проведения, а также реализации материалов проверок целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов с докладом. Правительство РФ уделяет большое внимание проблемам расходования бюджетных средств в регионах, поэтому проверки по «северному завозу» в департаменте на особом контроле. Предварительные данные проведенных территориальными КРУ проверок показали, что в этой области очень много нарушений. Весьма результативными оказались проверки с привлечением большого числа специалистов и применением специальных методик.
Обобщив представленные в Департамент государственного финансового контроля материалы проверок КРУ по поводу целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели, С.И. Зубакин обратил внимание на различную результативность таких проверок в регионах. Бывают проверки, в ходе которых вскрывается нецелевое использование средств по «северному завозу» на суммы до 100 млн руб., а случается и так, что ревизоры вообще не выявляют никаких нарушений. Очень много проверок проводится поверхностно, формально. Поэтому в департаменте приняли решение провести в этом году в ряде регионов несколько крупномасштабных проверок с привлечением специалистов отдела методологии и анализа департамента, чтобы опробовать все приемы и методы, проанализировать и внести изменения в программы таких проверок.
С.И. Зубакин остановился на наиболее важных вопросах, возникающих при проведении таких проверок: порядок проведения конкурса на заключение договоров на закупку и поставку продукции; наличие договоров, заключенных органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления или уполномоченными организациями с организациями-поставщиками и транспортными организациями; исполнение договорных обязательств поставщиками и транспортными организациями и наличие при этом документов, подтверждающих исполнение, и т.д.
Были выделены основные виды нецелевого использования указанных средств: закупка продукции, не предусмотренная законодательством РФ; недопоставка продукции; предоставление средств органам местного самоуправления, территории которых не входят в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов; покрытие текущих расходов местных бюджетов; перечисление налогов и сборов; оплата недоимок и штрафов; оплата задолженности по заработной плате; проведение взаиморасчетов на уровне областных и районных бюджетов.
Участники совещания обменялись опытом организации, проведения и реализации материалов проверок по данному вопросу в своих регионах.
Руководитель КРУ в Иркутской области Г.С. Данилов отметил, что у его подразделения существуют проблемы по взаимодействию с правоохранительными органами и с местной властью.
Заместитель руководителя КРУ в Республике Бурятия О.А. Кононов подробно остановился на проблемах проверки «северного завоза». Объем «северного завоза» в Бурятии в 2002 г. составил 290 млн руб., сама Бурятия запрашивала 220 млн руб. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в некоторых районах просто не знали куда расходовать деньги. По этим районам было выявлено нецелевое расходование средств на сумму порядка 10 млн руб. Проверка показала, что полностью отсутствует контроль со стороны исполнительной власти субъекта. О.А. Кононов поднял вопрос о реализации таких материалов.
А.А. Ахполов обратил внимание участников совещания, что это можно делать только через министра финансов РФ, поэтому все материалы с выводами и заключениями следует направлять в Департамент государственного финансового контроля.
Отдельный доклад, посвященный вопросам организации и проведения проверок бюджетов субъектов РФ, которые получили финансовую помощь из федерального бюджета, сделал С.И. Зубакин. Данные таких проверок очень важны на сегодняшний день. Чтобы качественно провести ревизию необходима ревизионная группа не менее чем из 20 человек. Было отмечено, что нормативами пока следует пользоваться старыми, так как в Бюджетном кодексе их нет. Особое внимание следует обращать на предоставление налоговых льгот — они должны быть просчитаны и зафиксированы в законе о бюджете на каждый год.
Не находит отражения в некоторых актах вопрос предоставления налоговых кредитов, а это очень важно, так как за предоставлением налоговых кредитов скрывается уход от уплаты налогов. Часто занижаются доходы от аренды, от реализации имущества. Органы власти создают различные резервы, которые нигде не учитываются и никем не контролируются. Все это ведет к увеличению трансфертов из федерального бюджета. В рамках таких ревизий обязательно должны проверяться государственные унитарные предприятия. Следует обращать внимание на выполнение условий соглашения между правительством РФ и субъектом РФ по оздоровлению финансов. В акте обязательно должен присутствовать анализ применения нормативов доходной и расходной части бюджета.
Новая программа проверки финансовой помощи субъектам РФ уже направлена во все КРУ. В нее включены вопросы проверки оффшорных зон, федеральных целевых программ, анализ заимствований, выдачи гарантий.
Руководитель КРУ в Тюменской области Ю.Е. Бешенцев предложил рассмотреть вопрос о присутствии в отдельных случаях при реализации материалов проверок бюджетов субъектов РФ представителей департамента.
А.А. Ахполов отметил, что основная задача департамента не только осуществление контроля за деятельностью КРУ в субъектах РФ, но и, в первую очередь, оказание помощи регионам в работе. По мере возможности в департаменте будет решаться вопрос о выезде работников департамента в регионы для оказания практической помощи на местах в реализации материалов ревизий и проверок.
Руководитель КРУ в Свердловской области М.К. Шипулин поднял проблему взаимодействия КРУ с полномочными представителями президента РФ в федеральных округах. Хотелось, чтобы департамент разработал документ, регламентирующий работу КРУ с полномочными представителями президента РФ в федеральных округах. В настоящее время они требуют от КРУ отчетность, которая не ведется либо на подготовку которой необходимо определенное время; даются задания, не касающиеся проверок федеральных средств. Целесообразней было бы организовать систему подотчетности КРУ, находящихся в федеральных округах, которая устанавливала бы порядок представления сведений о результатах работы полномочным представителям президента РФ в федеральных округах.
Руководитель КРУ в Курганской области А.А. Бердинский предложил Департаменту государственного финансового контроля обобщать материалы централизованных заданий и затем аналитический материал направлять для обмена опытом в КРУ.
Заместитель руководителя КРУ в Читинской области Н.Ф. Пьянникова в ходе обсуждения высказала мнение о том, что привлечение работников разных управлений для проведения комплексных ревизий играет положительную роль. В ходе совместных проверок работники приобретают новый положительный опыт ревизионной работы.
Приказом Минфина РФ от 3 декабря 2003 г. № 121н на Департамент государственного финансового контроля и территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ возложена обязанность рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14. КоАП РФ. На сегодняшний день существует ряд проблем, затрудняющих реализацию этого положения. Возникает потребность в дополнительных документах, регламентирующих процедуру возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, определяющих процессуальные полномочия ревизоров.
В связи с этим особое внимание на совещании было уделено вопросу привлечения к административной ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета.
С обширной информацией по поводу привлечения к административной ответственности выступил руководитель КРУ в Московской области В.К. Матчин. Он поделился своим уже наработанным опытом по взысканию административных штрафов, остановился на основных понятиях, противоречиях между Бюджетным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях, обобщил практику рассмотрения дел по административным штрафам в Арбитражном суде.
На практике возникает очень много вопросов в отношении взыскания административных штрафов. Один из них касается давности совершения правонарушения. По этому вопросу следует обращаться к постановлению пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2, в п.19 которого указано, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять прокол, выявило факт совершения этого правонарушения. Днем совершения правонарушения следует считать день подписания протокола об административном правонарушении. Протоколы должны составляться немедленно по мере выявления правонарушений. Протокол составляется по месту обнаружения правонарушения и должен рассматриваться там же. На практике возникают ситуации, когда представители проверяемой организации отказываются от подписания протокола, в этом случае его следует направлять почтой.
В ст. 289 Бюджетного кодекса указано, что штраф за нецелевое использование средств налагается на руководителя организации, являющейся получателем бюджетных средств. В ст. 15.14. КоАП сказано, что ответственность несут как физические, так и юридические лица. В отношении физического лица мы практикуем прекращение дела и выносим устное замечание, если сумма нецелевого использования бюджетных средств несопоставима с суммой штрафа и если денежные средства восстановлены.
В протокол были внесены дополнения — запись о том, что штраф будет уплачен в 10-дневный срок со дня получения постановления, как это написано в КоАПе, и куда штраф должен быть уплачен, т.е. номер счета и какое казначейство. Кроме того, необходимо представлять в управление заверенную копию документа, свидетельствующую об уплате штрафа.
Некоторые проблемы возникают в определении виновного лица, на которое нужно составлять протокол при прохождении федеральных средств через несколько организаций. По Бюджетному кодексу в данном случае прямым получателем средств является финорган, на который и должен составляться протокол.
Судебная практика показала, что если представители КРУ аргументировано отстаивают свои позиции и все документы оформляются должным образом, то проблем с взысканием штрафов не возникает.
Прозвучали предложения в случае необходимости ставить в известность органы прокуратуры о проблемах, возникающих при реализации положений кодекса, создавать в пределах численности юридические службы.
С докладом по вопросу совершенствования государственного финансового контроля выступил заместитель руководителя Департамента государственного финансового контроля Г.М. Богачев. В своем выступлении он обратил внимание на то, что департаментом подготовлены предложения о внесении изменений в некоторые статьи Бюджетного кодекса РФ, касающиеся государственного финансового контроля. Наряду с понятием нецелевого использования бюджетных средств предложены такие понятия как неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств, что также должно вести к применению мер принуждения для нарушителей бюджетного законодательства.
На совещании были выработаны рекомендации по улучшению работы Департамента государственного финансового контроля и его структурных подразделений. Было предложено доработать программу проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных администрациям субъектов РФ на финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, а также программу организации и проведения проверок бюджетов субъектов РФ, получивших финансовую помощь из федерального бюджета.
С учетом высказанных на совещании предложений решено повысить требования к представляемым в департамент материалам; возложить на руководителей КРУ персональную ответственность за качество их подготовки и сроки выполнения централизованных заданий.
Департаменту госфинконтроля Минфина РФ необходимо обобщать результаты проверок бюджетов субъектов РФ и направлять материалы проверок, осуществляемых по централизованным заданиям, в КРУ для изучения и распространения положительного опыта работы, а также рассмотреть вопрос о повышении статуса руководителей КРУ (присвоение очередных квалификационных разрядов).
Необходимо в целом повысить статус КРУ, для чего департаменту предстоит внести изменения в положение о КРУ. На руководителей областных КРУ следует возложить обязанность по сбору информации для ее последующего представления полномочным представителям президента РФ в федеральных округах.
На совещании в целом была одобрена практика применения административных штрафов КРУ в Московской области.
Геннадий Богачев, заместитель руководителя Департамента госфинконтроля Минфина РФ
Журнал «Бюджет» №7 июль 2003 г.