Версия для печати 4318 Материалы по теме
Российская провинция, глубинка... Именно с нее начиналось становление нашей державы. Она, и только она, дала стране столько великих имен, на века прославивших Россию: Карамзиных и Васнецовых, Менделеевых и Чайковских, миллионы безвестных нам патриотов, своим трудом и кровью, своими талантами создавших славу и независимость Отечества. И, хочется верить: даст она их еще немало. История – вещь настолько серьезная и справедливая, что никому еще не дано было перекроить ее на свой лад. Вот так, по прошествии многих лет, и мы начинаем вспоминать о своих корнях, которых, естественно, вырвать до конца не удалось и не удастся никогда. Без них не может быть достойного настоящего, в чем, кстати, мы сегодня убеждаемся. Не может быть и будущего, ведь любая нация, государство сильны, в первую очередь, ими.
В этом году Россия отметила три действительно славных юбилея: 300-летие Санкт-Петербурга, 1100-летие Пскова и 300-летие Липецка. Судьбы этих городов в начале ХVIII в. связал Петр Великий, затеявший невиданные до того в мире реформы не только военного и хозяйственного переустройства доставшейся ему в наследство дремотной страны, но и трансформацию сознания своего народа, ориентировав его на европейский путь развития. Да простят меня жители древнего Пскова и Петрова града на Неве-реке, но «окно в Европу» первый русский император начал потом и кровью прорубать прежде на южных рубежах России. Там же создавался и первый российский флот, заложивший основу для превращения еще совсем недавно сухопутной страны в морскую державу. Там, как и на Урале или в Смоленске, создавалась индустриальная и оборонная мощь России.
Липецку – 300 лет. И согласиться с этой датой фактически невозможно. Город, безусловно, молод и телом и душой. И в то же время – стар и мудр. Ведь упоминается он (правда, еще тогда не город, а поселение) в летописях ХIII в., разрушенный татарами. В 1702 г. Петр Первый построил рядом с железнорудными месторождениями в слободе Липовка завод по производству чугуна и снарядов. И фактически стал крестным отцом будущего города. Недаром одна из самых почитаемых площадей Липецка носит его имя. А во время юбилейных торжеств был открыт памятный знак (так его назвали липчане), посвященный 300-летию города и рождению российского флота. Это – тринадцатиметровый трехмачтовый фрегат. На постаменте – барельефы Петра Первого и Екатерины Второй с высеченным текстом из Указа о переименовании Липских железных заводов в город Липецк (авторы скульптурной композиции – народные художники России Юрий Гришко и Игорь Мазур).
Несведующий в истории и географии человек, наверняка, может спросить: «А причем здесь Липецк (центр одноименной области, находящейся в 508 км к юго-востоку от Москвы)? Дело в том, что город сей славный расположен по обоим берегам реки Воронеж – левого притока Дона. Протекает она и по землям Тамбовской губернии, и по Воронежской, и по Липецкой. Далее – Дон. А потом – Ростов и город Азов на Таганрогском заливе. Вот так мы и подошли к объяснению – знаменитым Азовским походам Петра Великого (1695–1696 гг.).
Первый поход окончился полным крахом. Сухопутное, разношерстное и малообученное войско молодого российского царя взять крепость не смогло. Настало время серьезного анализа, который привел к решению, дабы не повторить роковой ошибки, блокировать Азов с суши и моря. А для этого нужен был флот. Строить его начали в Воронеже (город впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1177 годом, в 1585 г. основана крепость для защиты от набегов крымских и ногайских татар). Петр основал там верфь, где и строился Азовский флот. История донесла до нас названия многих судов: «Апостол Петр», «Воронеж», «Азов», «Крепость». Но это было уже потом, когда блокированная с суши и моря азовская крепость капитулировала, что стало практически первой крупной победой Петра. И опять же можно спросить: «А Липецк-то здесь причем?» Географические соседи, эти два исторических места, расположенные на Воронеж-реке, по которой к Дону и далее в залив прошла первая мощная петровская эскадра, положившая начало конца турецкого господства на Черном море, образовали волею Петра единый промышленный центр. Это, в конечном итоге, и стало гарантом начала возвышения России не только как новой морской державы, но и страны, по праву претендующей на достойное место – пусть и не сразу – в европейской жизни первой половины ХVIII в. (и не только!).
Давайте еще немного продолжим бытоописание Липецка. С 1796 г. – это уездный город в составе Тамбовской губернии. Интересен тот факт, что наряду с выдающимися историко-промышленными заслугами, Липецк считается одним из старейших в России грязевых курортов, который был открыт в 1805 г. Еще когда для лечения использовались торфяная грязь, железистые гидрокарбонатные кальциевые источники, сульфатно-хлоридная натриевая вода – и для ванн, и для питья. Курорт пользовал людей, имевших проблемы с опорно-двигательным аппаратом, пищеварения, нервными и гинекологическими заболеваниями.
Маленькое отступление на злобу дня. Наша Российская земля предоставляла веками и, дай Бог, еще будет предоставлять всем нам уникальные возможности для нормальной, комфортной, человеческой жизни. И только от нас зависит, как всеми этими природными благами разумно и рационально воспользоваться. В частности, развивая и совершенствуя национальный туризм, возрождая систему местных курортно-оздоровительных комплексов. Чтобы люди наши (и не только) отдыхали и восстанавливали здоровье в России. Да и не нужно забывать, что потраченные на качественный отдых или лечение деньги остаются в стране, конкретном регионе, который начинает привлекать инвесторов. Пополняется на всех уровнях бюджет. Совершенствуется инфраструктура и появляется необходимость в новых рабочих местах. Ведь при наплыве отдыхающих активно развивается сфера услуг, транспорт, пищевая и легкая промышленности.
После 1917 г. Липецк превратился в крупный индустриальный центр союзного значения. Это, в первую очередь, черная металлургия (всемирно известный Новолипецкий завод), машиностроение, металлообработка, производство стройматериалов. Недаром и сегодня один из самых почитаемых праздников в городе – День металлурга, который, кстати, совпал с юбилеем города, что само по себе символично.
Ну, а теперь о самом празднике. Проходил он три дня – с 18 по 20 июля. И участие в нем приняли более 200 тыс. человек, приехавших из разных регионов России. Организаторы постарались от души. Было все: и карнавальное шествие, конкурсы, концерты и настоящий сказочный детский праздник с аттракционами, уличными застольями... И, конечно же, салют и красочные фейерверки. Кстати, за все время юбилейных торжеств не произошло ни одного инцидента. А потрачено за все про все – немногим более 3 млн руб.
Изначально организаторы праздника ориентировались исключительно на самых обычных граждан (веселились они от души), а не на VIP-персон, как сейчас говорят, что потребовало бы намного больше денег и никому сейчас не нужной витринной показухи. И за всем этим наблюдали и с удовольствием участвовали губернатор Липецкой области Олег Королев, мэр города-юбиляра Михаил Гулевский и председатель городского совета депутатов Валерий Синюц.
Итак, всем все понравилось. Но слова остаются словами, если их не подкрепить хотя бы несколькими иллюстративными штрихами. Липецкое авиа-шоу, приуроченное к празднику и транслировавшееся по многим национальным каналам телевидения, открыл начальник местного авиацентра генерал-майор Александр Харчевский. После чего в небе города фигуры высшего пилотажа показали бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27 и МиГ-29. Во дворце спорта «Юбилейный» прошел турнир борцов, на котором присутствовал почетный гость знаменитый олимпийский чемпион Александр Карелин. Турнир настолько ему понравился, что он попросил прислать ему отснятый фильм и обещал передать его в Олимпийский комитет. И, наконец, под пушечные выстрелы поздравить липчан пожаловали – «Петр Первый», приплывший на весельной лодке, и «Екатерина Вторая», вышедшая из кареты в сопровождении фрейлин. «Царственные особы» огласили указ, согласно которому, отныне к имени града Липецка надлежит добавлять звание «Флагман славы державной».

Материал подготовил Сергей Муравьев
Журнал «Бюджет» №7 июль 2003 г.

Поделиться