25 апреля 2024 года
Версия для печати 4504 Материалы по теме
притупов
В 2007 г. Алтайский край отмечает свое 70-летие, что, безусловно, должно было привести к увеличению нагрузки на бюджет. Как происходило формирование бюджета на 2007 г.? Насколько он сопоставим по структуре доходов и расходов с бюджетами прошлых лет? Существует ли в регионе практика составления трехлетнего финансового плана и каковы основные направления финансовой политики? На эти и другие вопросы отвечает заместитель главы администрации Алтайского края, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир ПРИТУПОВ.

– Владимир Геннадьевич, известно, что в 2007 г. консолидированный бюджет края превысил отметку в 41 млрд руб.
– Да, за последние четыре года бюджет фактически удвоился. В среднем он увеличивался на 25% в год, а это очень существенный рост. Если рассмотреть консолидированный бюджет подробнее, то основная сумма – 33 млрд руб. – приходится на краевой бюджет, оставшиеся 8 млрд – бюджеты муниципальных образований. С учетом перечислений из краевого бюджета бюджеты муниципальных образований существенно больше – 23 млрд.
В 2006 г. основную долю (52%) доходов бюджета впервые составили собственные доходы. И вот уже второй год подряд они превышают объем помощи из федерального бюджета.
– Как отразилась на бюджете 2007 г. подготовка к 70-летию края?
– Основное направление, предусмотренное в бюджете в рамках подготовки к 70-летию Алтайского края, – завершение строительства объектов краевого значения и проведение ремонта крупных объектов социальной сферы. Доля средств, выделенных непосредственно на праздничные мероприятия, несопоставимо мала. Среди масштабных проектов – ремонт зданий краевого театра драмы, филармонии. Одна из статей расходов – обустройство краевого центра, ремонт дорог и площадей. Но подготовка к 70-летнему юбилею не ограничивается только столицей края: в бюджете предусмотрены средства на ремонт и завершение строительства школ, больниц, стадионов и в муниципальных образованиях.
– О каких суммах идет речь?
– Реконструкция театра драмы обойдется бюджету более чем в 250 млн руб. На ремонт Павловского тракта – одной из основных дорог, ведущей в краевой центр, – направлено более 134 млн. На окончание незавершенного строительства объектов образования выделено более 48 млн. Эти средства были изначально включены в краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований, поэтому нельзя сказать, что социально значимые объекты попали в поле зрения властей только благодаря годовщине образования края.
Одной из особенностей формирования адресной инвестиционной программы 2007 г. является повышение эффективности ее реализации за счет концентрации ресурсов. В этом году число объектов инвестиционной программы значительно сократилось, благодаря чему удалось увеличить финансирование объектов высокой степени готовности. В строительстве и ремонте объектов муниципальной собственности принимают финансовое участие муниципалитеты. По различным программам край получил также существенные федеральные средства, например 170 млн руб. из Фонда регионального развития.
– Приступили ли в Алтайском крае к составлению трехлетнего плана на 2008–2010 гг.?
– Планирование на трехлетний период практикуется у нас уже два года подряд, причем перспективный финансовый план достаточно подробный. После принятия бюджета на 2007 г. был уточнен финансовый план на 2007–2009 гг. Основные позиции деятельности на предстоящие два года уже зафиксированы, в конце текущего года их останется только уточнить. Сейчас рассматривается возможность принятия бюджета на следующий трехлетний период.
– Много ли в регионе крупных налогоплательщиков и какая работа проводится руководством края для обеспечения своевременного поступления доходов в бюджет и ликвидации недоимки?
– В Алтайском крае нет ярко выраженных предприятий-монополистов, крупных плательщиков, доля которых превышает 3% в объеме доходов краевого бюджета. Вклад градообразующих предприятий в региональный бюджет не столь значителен. Хотя существуют предприятия, которые обеспечивают значительные поступления в казну: предприятия транспорта, связи, пищевой и перерабатывающей промышленности, банковские структуры, филиалы естественных монополий, действующих на территории края.
В последние годы темпы прироста собственных доходов в крае превышают темпы развития экономики, что связано, в числе прочего, с улучшением администрирования налогов, сокращением недоимки и более регулярной и ритмичной уплатой текущих налогов. И эта работа будет продолжена, ведь пока использованы далеко не все резервы.
– Как бюджетные расходы распределяются по целям и бюджетным программам? На какой стадии находится бюджетирование, ориентированное на результат?
– У нас приняты и реализуются краевые целевые программы, на которые предусмотрено бюджетное финансирование. С учетом этих программ выстраивались бюджеты последних двух лет, расходы на их реализацию также заложены в действующем сегодня трехлетнем финансовом плане. В настоящий момент формируются ведомственные целевые программы.
Опыт программно-целевого финансирования у нас, конечно, не такой богатый, как у федерального центра и других регионов, но мы активно его нарабатываем. Целевые программы в крае действуют в социальной сфере, сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, в АПК и других отраслях экономики. Причем программы поддержки реального сектора экономики сконцентрированы как раз на развитии АПК. Наиболее значимые критерии оценки реализации программ – рост уровня заработной платы и занятости населения.
– Полностью или частично реализуется в Алтайском крае Федеральный закон № 131-ФЗ?
– Федеральный закон № 131-ФЗ у нас действует в полном объеме уже второй год. Нужно сказать, что двухуровневая система организации местного самоуправления существовала практически на всей территории региона задолго до вступления в силу этого закона – еще с 1995 г. Поэтому переходного периода при внедрении Федерального закона № 131-ФЗ не было. За эти годы нам удалось отладить систему работы в условиях новых принципов организации местного самоуправления и преодолеть ряд проблем, с которыми другие регионы столкнулись только в 2006 г. На момент вступления закона в силу оставалось решить отдельные вопросы, связанные, например, с функционированием органов ЗАГС, военкоматов, уточнением некоторых полномочий административных комиссий и т.п.
В 2007 г. продолжается работа по стимулированию муниципальных образований к формированию собственной доходной базы. Отметим, что в 2006 г. темпы роста собственных доходов муниципальных бюджетов составили 144% по сравнению с 2005 г. Однако доходы краевого бюджета в прошлом году увеличились только на 118%.
Сохранился и принятый в прошлом году выравнивающий принцип оказания финансовой помощи местным бюджетам. Каждый житель края должен иметь равные права на получение бюджетных услуг с учетом местных корректирующих особенностей. А дополнительная финансовая помощь распределяется среди муниципальных образований на основе стимулирующего фактора – по результатам деятельности. Учитывается выполнение доходной части бюджета, темп роста собственных доходов, реструктуризация кредиторской задолженности и прочие факторы. В целом стимулирование направлено на оздоровление финансовой ситуации в муниципальных образованиях. Результатом проделанной работы стало существенное уменьшение кредиторской задолженности: в 2006 г. она сократилась на 53% по сравнению с предыдущим годом.
Кроме того, на 58% уменьшился государственный долг, причем его основную часть (более 50%) на сегодняшний день составляют реструктуризированные обязательства перед федеральным бюджетом. Иными словами, это не коммерческие заимствования, а рассроченные платежи, которые формировались с начала 1990-х гг.
В 2007 г. введены новые формы государственной поддержки: поддержка инновационной и лизинговой деятельности по тем направлениям, которые дают наибольший эффект. Прежде всего это касается организации лизинга промышленного и сельскохозяйственного оборудования, а также коммунальной техники для предприятий, которые ведут работу по оздоровлению отрасли, сокращают расходы бюджета на оплату коммунальных услуг и делают работу коммунального сектора в целом более рентабельной.
– Все ли вновь образованные муниципальные образования имеют бюджеты и самостоятельно их утверждают и исполняют?
– В регионе проводится необходимая методическая работа с муниципальными образованиями по составлению проектов бюджетов. В 2006 г. даже поселения составляли свои бюджеты самостоятельно в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона № 131-ФЗ. Двухуровневая организация местного самоуправления – это та реальность, в которой Алтайский край существует уже 12 лет. И хотя полномочий у поселений раньше было значительно меньше и они были не так жестко структурированы, работа по составлению бюджетов и их исполнению для поселений не в новинку. Определенные проблемы, конечно, имелись: распределение недоимки по налогам, реструктуризация кредиторской задолженности. Но на уровне края еще в 2005 г. был определен порядок, позволяющий решать возникающие у поселений проблемы. Поэтому в 2006 г. мы вошли уже с урегулированными вопросами по формированию и исполнению бюджетов поселений. Впоследствии мы четко придерживались утвержденного порядка по отношению ко всем поселениям, что значительно облегчило работу и на уровне края, и на уровне муниципалитетов.
– Проведено ли в крае разделение земель на федеральную, региональную и муниципальную?
– Пока нет, это достаточно сложный вопрос, который еще находится в стадии решения. А вот кадастровая оценка земель проведена полностью – мы начали ею заниматься с 2004 г. Сейчас полученная информация классифицируется и анализируется: это позволит принять решение, проводить ли в 2009 г. переоценку земель.
В 2005 г. особенно остро стоял вопрос земельного налога, а сейчас все затраты на кадастровую оценку оправданы возросшими поступлениями данного налога в бюджеты муниципальных образований края.
– Развитие туризма на Алтае – мощнейший резерв поступления доходов в бюджет. Какие шаги предпринимают власти региона в этом направлении?
– Самый существенный шаг – решение о создании на территории Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, принятое Правительством РФ. Дальнейшие действия на уровне региона – определение границ туристической зоны, создание инвестиционных проектов, предоставление участникам ОЭЗ налоговых льгот. Разрабатывается краевая программа развития туризма, предусматривающая качественное изменение сопутствующей инфраструктуры – связи, транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения безопасности и т.д. Уже сейчас, на начальном этапе развития отрасли, заметны первые результаты: в районах, где будет развиваться туризм, активизировался малый бизнес – значительно увеличилось число рабочих мест, возросли налоговые поступления в бюджеты муниципальных образований.
– Осуществляется ли в регионе реструктуризация бюджетной сети с целью реформирования системы предоставления бюджетных услуг?
– С 2005 г. Алтайский край участвует в конкурсе Министерства финансов РФ на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Сейчас идет второй этап конкурса, на уровне региона определены критерии, по которым бюджетные учреждения могут изменить свой организационно-правовой статус, превратившись в автономные некоммерческие учреждения; утверждены стандарты качества, принципы оказания бюджетных услуг. Ряд учреждений уже готовится перейти со сметного финансирования на оказание государственных услуг. Говорить о результатах пока рано, работа находится на начальной стадии, но уже практически во всех отраслях у нас реализуются пилотные проекты по переводу бюджетных учреждений в новый статус, что позволит оценить целесообразность подобных изменений. В первую очередь реформирование коснется отдельных услуг в области социальной защиты, дополнительного образования, культуры. Перечень учреждений, участвующих в этом процессе, уже сформирован.
– А кто занимается исполнением краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований – территориальные управления Федерального казначейства или региональные казначейства?
– Исполнение краевого и местных бюджетов в Алтайском крае на протяжении уже восьми лет осуществляет Управление Федерального казначейства. У нас подписано соответствующее соглашение, давно отработаны регламенты взаимодействия. Поэтому мы не создавали собственных казначейств и намерены продолжать сотрудничество в том же режиме.

Справка «Бюджета»
Владимир Геннадьевич ПРИТУПОВ, заместитель главы администрации Алтайского края, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике
Родился в 1974 г. в Барнауле.
В 1996 г. окончил Алтайский государственный университет, специальность «Менеджмент».
Работать в администрации края начал в 1995 г. с должности ведущего экономиста.
В 2002 г. назначен председателем комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.
В апреле 2007 г. занял пост заместителя главы администрации Алтайского края, председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно