В мае в Париже в рамках заключенного в начале нынешнего года Соглашения о сотрудничестве Департамента государственного финансового контроля Министерства финансов Российской Федерации и государственного учреждения «ADETEF» при Министерстве экономики, финансов и промышленности Республики Франция (см. «Бюджет» №3, 2003) состоялся очередной семинар, предусмотренный программой международного сотрудничества. Его тема — «Практика проведения контрольных мероприятий в Республике Франция».
В семинаре с российской стороны приняла участие делегация Минфина России во главе с руководителем Департамента госфинконтроля А.А. Ахполовым. Перед сотрудниками Департамента стояла задача досконально разобраться в структуре контрольных органов Франции, схеме, методологии и инструментариях их работы с целью дальнейшего применения отдельных элементов, которые приемлемы для российской системы государственного финансового контроля.
Французскими специалистами была тщательно разработана программа проведения рабочих встреч с представителями различных государственных структур системы государственного финансового контроля Франции в течение пяти рабочих дней. В частности, сотрудники Департамента посетили Счетный Суд Республики Франция, Генеральную инспекцию финансов и Юридическое управление Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, Генеральную инспекцию по социальным вопросам, службу финансового контроля канцелярии премьер-министра Франции, Управление парижских аэропортов.
Следует отметить, что структура органов государственного финансового контроля во Франции во многом отлична от российской: она сложнее, многоступенчата — так же как и само понимание сути финансового контроля. В последнее время функции финансового контроля во Франции все больше расширяются в сторону оценки эффективности использования бюджетных средств, к оценке действий управляющих структур с точки зрения эффективности их работы.
Во Франции большое внимание уделено такой форме финансового контроля как предварительный контроль. Наряду с казначейством, он осуществляется службами финансового и государственного контроля, а также Генеральной инспекцией финансов.
Службы финансового контроля — а именно, службы учета и контроля расходов по обязательствам — учреждены в каждом министерстве. Один и тот же финансовый контролер расходов по обязательствам может курировать сразу несколько министерств. Финансовые контролеры представляют свое мотивированное мнение о проектах законов, декретов, распоряжений, контрактов или решений, направляемых министру финансов. Они проверяют правильность отнесения расходов, наличие соответствующих средств, соблюдение финансовых положений законов и постановлений об исполнении бюджета, а также оценивают последствия предлагаемых мероприятий для государственных финансов. Ежегодно финансовыми контролерами составляются сводные отчеты об исполнении бюджета в разрезе бюджетных глав и расходных статей. Все эти документы передаются министру финансов и соответствующим министрам, а затем в Счетный Суд и финансовые комиссии парламента.
Службы государственного контроля осуществляют финансово-экономический надзор со стороны государства за предприятиями, контролируемыми государством по меньшей мере на 50%, и их филиалами, а также за организациями любых форм собственности, получающими финансовую помощь от государства.
Первостепенной задачей государственных контролеров, которые осуществляют свою деятельность непосредственно на контролируемых ими предприятиях, является информирование государства об их деятельности и информирование этих организаций о деталях финансово-экономической политики государства. Государственные контролеры должны выявить важнейшие экономические и финансовые риски для госпредприятий и организаций и принять меры по их предотвращению — с одной стороны, а с другой — оценить эффективность деятельности предприятий и организаций как в финансовом плане, так и с точки зрения государственной политики, которую им поручено проводить.
Генеральная инспекция финансов контролирует службы Министерства экономики, финансов и промышленности (налоговая, казначейство, таможенная, конкуренции и т.д.). Генеральная инспекция финансов осуществляет контроль за всеми общественными или частными организациями, получающими государственные средства в какой бы то ни было форме: субсидии, ссуды, авансы, гарантии, инвестиции, а также контролирует всех государственных бухгалтеров, включая бухгалтеров казначейства, налоговой и таможенной служб, бухгалтеров госучреждений, органов местного самоуправления, публичных финансовых служб и т.д.
Проверки, проводимые организованными бригадами Генеральной финансовой инспекции, осуществляются для проверяемых организаций без их заблаговременного предупреждения, внезапно. Перед началом проверки составляется программа, структура которой обычно унифицирована. Делается это с целью облегчить обработку полученных результатов проверки. Средняя продолжительность одной проверки — две недели, затем в течение следующих двух недель готовится отчет о проведенной проверке.
Осуществлением последующего государственного финансового контроля занимается Счетный Суд, который является независимой от законодательной и исполнительной власти структурой. Счетный Суд Франции — судебный орган, в состав которого входит 7 палат. В последнее время Счетный Суд от контроля за правомерностью финансовых операций перешел к контролю за эффективностью управления финансами. Следует отметить, что Счетный Суд осуществляет мониторинг деятельности не только отдельно взятых учреждений, но и отраслей в целом.
О результатах проведенных проверок Счетный Суд информирует Парламент и общественность в публикуемых ежегодных докладов. Эти докладах составляются на основании материалов проверок отдельных учреждений, либо мониторинга отрасли в целом, а также заключения генерального прокурора, вынесенного после проведения слушаний.
Вопросы, рассмотренные в ходе встреч с французскими специалистами, представляют значительный интерес для российской стороны. В процессе обмена мнениями участники встреч пришли к выводу о результативности проведения семинара и о целесообразности дальнейшего сотрудничества в рамках подписанного Соглашения.
Материал подготовил Геннадий Богачев, заместитель руководителя Департамента госфинконтроля Минфина РФ
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2003 г.
В семинаре с российской стороны приняла участие делегация Минфина России во главе с руководителем Департамента госфинконтроля А.А. Ахполовым. Перед сотрудниками Департамента стояла задача досконально разобраться в структуре контрольных органов Франции, схеме, методологии и инструментариях их работы с целью дальнейшего применения отдельных элементов, которые приемлемы для российской системы государственного финансового контроля.
Французскими специалистами была тщательно разработана программа проведения рабочих встреч с представителями различных государственных структур системы государственного финансового контроля Франции в течение пяти рабочих дней. В частности, сотрудники Департамента посетили Счетный Суд Республики Франция, Генеральную инспекцию финансов и Юридическое управление Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, Генеральную инспекцию по социальным вопросам, службу финансового контроля канцелярии премьер-министра Франции, Управление парижских аэропортов.
Следует отметить, что структура органов государственного финансового контроля во Франции во многом отлична от российской: она сложнее, многоступенчата — так же как и само понимание сути финансового контроля. В последнее время функции финансового контроля во Франции все больше расширяются в сторону оценки эффективности использования бюджетных средств, к оценке действий управляющих структур с точки зрения эффективности их работы.
Во Франции большое внимание уделено такой форме финансового контроля как предварительный контроль. Наряду с казначейством, он осуществляется службами финансового и государственного контроля, а также Генеральной инспекцией финансов.
Службы финансового контроля — а именно, службы учета и контроля расходов по обязательствам — учреждены в каждом министерстве. Один и тот же финансовый контролер расходов по обязательствам может курировать сразу несколько министерств. Финансовые контролеры представляют свое мотивированное мнение о проектах законов, декретов, распоряжений, контрактов или решений, направляемых министру финансов. Они проверяют правильность отнесения расходов, наличие соответствующих средств, соблюдение финансовых положений законов и постановлений об исполнении бюджета, а также оценивают последствия предлагаемых мероприятий для государственных финансов. Ежегодно финансовыми контролерами составляются сводные отчеты об исполнении бюджета в разрезе бюджетных глав и расходных статей. Все эти документы передаются министру финансов и соответствующим министрам, а затем в Счетный Суд и финансовые комиссии парламента.
Службы государственного контроля осуществляют финансово-экономический надзор со стороны государства за предприятиями, контролируемыми государством по меньшей мере на 50%, и их филиалами, а также за организациями любых форм собственности, получающими финансовую помощь от государства.
Первостепенной задачей государственных контролеров, которые осуществляют свою деятельность непосредственно на контролируемых ими предприятиях, является информирование государства об их деятельности и информирование этих организаций о деталях финансово-экономической политики государства. Государственные контролеры должны выявить важнейшие экономические и финансовые риски для госпредприятий и организаций и принять меры по их предотвращению — с одной стороны, а с другой — оценить эффективность деятельности предприятий и организаций как в финансовом плане, так и с точки зрения государственной политики, которую им поручено проводить.
Генеральная инспекция финансов контролирует службы Министерства экономики, финансов и промышленности (налоговая, казначейство, таможенная, конкуренции и т.д.). Генеральная инспекция финансов осуществляет контроль за всеми общественными или частными организациями, получающими государственные средства в какой бы то ни было форме: субсидии, ссуды, авансы, гарантии, инвестиции, а также контролирует всех государственных бухгалтеров, включая бухгалтеров казначейства, налоговой и таможенной служб, бухгалтеров госучреждений, органов местного самоуправления, публичных финансовых служб и т.д.
Проверки, проводимые организованными бригадами Генеральной финансовой инспекции, осуществляются для проверяемых организаций без их заблаговременного предупреждения, внезапно. Перед началом проверки составляется программа, структура которой обычно унифицирована. Делается это с целью облегчить обработку полученных результатов проверки. Средняя продолжительность одной проверки — две недели, затем в течение следующих двух недель готовится отчет о проведенной проверке.
Осуществлением последующего государственного финансового контроля занимается Счетный Суд, который является независимой от законодательной и исполнительной власти структурой. Счетный Суд Франции — судебный орган, в состав которого входит 7 палат. В последнее время Счетный Суд от контроля за правомерностью финансовых операций перешел к контролю за эффективностью управления финансами. Следует отметить, что Счетный Суд осуществляет мониторинг деятельности не только отдельно взятых учреждений, но и отраслей в целом.
О результатах проведенных проверок Счетный Суд информирует Парламент и общественность в публикуемых ежегодных докладов. Эти докладах составляются на основании материалов проверок отдельных учреждений, либо мониторинга отрасли в целом, а также заключения генерального прокурора, вынесенного после проведения слушаний.
Вопросы, рассмотренные в ходе встреч с французскими специалистами, представляют значительный интерес для российской стороны. В процессе обмена мнениями участники встреч пришли к выводу о результативности проведения семинара и о целесообразности дальнейшего сотрудничества в рамках подписанного Соглашения.
Материал подготовил Геннадий Богачев, заместитель руководителя Департамента госфинконтроля Минфина РФ
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2003 г.