Где взять деньги? Куда вложить имеющиеся так, чтобы их стало больше, а не наоборот? Эти вопросы задают себе не только простые смертные, но и люди, обремененные большой ответственностью за первых. Кроме того, есть крупные инвесторы, желающие стать еще крупнее. Как сделать так, чтобы капиталист правильно вложил свои средства, люди стали хорошо зарабатывать, а регион начал богатеть и процветать? И самое главное — чтобы никто не пожалел о содеянном.
Наша жизнь стремительно меняется. В нее входят новые слова, понятия и явления, стоящие за этими словами. Уже никого не удивляет такое слово, как «рейтинг». Напротив, стало даже модно иметь свой собственный рейтинг. А если он достаточно высок, то имеющий его получает своего рода пропуск в ту жизнь, о которой другие могут только мечтать. Это как отметка в школе или в институте. Если у тебя высокие показатели, то тобой интересуются потенциальные работодатели, за тобой охотятся рекрутеры, в тебя готовы вкладывать средства (т.е. инвестировать). Рейтинг имеют политики, учебные заведения, школьники, красавицы, средства массовой информации, предприятия...
Теперь свой рейтинг могут иметь целые регионы. А это не один конкретный человек — это тысячи людей, работающих на предприятиях, платящих налоги и справедливо желающих улучшить уровень своей жизни. И качество их жизни имеет прямую зависимость от какого-то кредитного рейтинга региона, в котором им выпало счастье или несчастье проживать. Что же это такое, кредитный рейтинг, откуда взялся, зачем он нужен и что может дать региону? Об этом шла речь на состоявшемся 20 мая в Москве «круглом столе» на тему «Как обеспечить финансово-экономическую стабильность развития регионов? Практика 2000–2003 гг.», где генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Эдуардович ГРИШАНКОВ поведал собравшимся о проекте «Кредитный рейтинг регионов». У наших читателей есть возможность узнать об этом новшестве из первых уст, поскольку именно «Эксперт РА» является разработчиком и новатором в области ранжирования регионов в России.
Сегодня на зарубежном рынке существует несколько рейтинговых агентств, таких как «Standard & Poor's», «Moody's», «Fitch», у которых есть методики тестирования с уже достаточно высокой валидностью, но в пределах родной страны. Главная проблема состоит в том, что, являясь американской компанией, «Standard & Poor's» отработала свои методики на американской базе. Имея несколько тысяч клиентов у себя на Родине, они, естественно, не всегда склонны тратить большие ресурсы на изучение особенностей других стран и адаптацию методик под их экономику.
Например, «Standard & Poor's» пришла в Германию в 70-х годах прошлого века. Десятилетие спустя агентство имело около 150 клиентов. Сейчас, через 30 лет — чуть более 200. И это, пожалуй, предел даже для такой стабильной страны, как Германия.
Почему так происходит? Их услуги очень дороги, их методики рассчитаны только на те крупные компании, которые выходят со своим продуктом на мировой рынок, и они не собираются менять свои методики, учитывая особенности германского законодательства и деловых обычаев другой страны. Что уж говорить о России... Выходит, что «Standard & Poor's» даже не является серьезным конкурентом для немецких рейтинговых агентств. «Эксперт РА», применив методики тестирования зарубежных коллег, обнаружило, что на мировой рынок могут выходить от силы 5–6 российских регионов... Да, таким регионам международный рейтинг нужен. А что делать остальным, кого «аршином общим не измерить»?
Давайте посмотрим, как эта заморская новинка приживается на российских просторах? Ответ однозначный: как обычно — трудно. Что американцу хорошо, то русскому... В России рынок рейтинговых услуг на макроуровне только начинает развиваться. И тем не менее, в чем же причина инертности и вялого интереса к исследованиям, которые на самом деле помогают получить реальную финансовую информацию о регионе. Ведь любой тест — это всего лишь измерительный прибор, помогающий определить в конкретных единицах (баллах, сантиметрах, килограммах...) количественное наличие или отсутствие того или иного параметра (рейтинга, роста, массы...). Это как градусник или весы. Если показатели в норме или незначительно от нее отклоняются — беспокоиться не стоит. Но если отклонения достаточно заметны — стоит задуматься о состоянии собственного здоровья или здоровья своего региона и в обоих случаях начать принимать меры для оздоровления.
Россия — страна межрегиональных контрастов. Имея равный конституционный статус, регионы крайне неоднородны по уровню социально-экономического развития. А это в свою очередь отражается на их инвестиционной привлекательности. Одним из инструментов привлечения кредитных ресурсов является имидж региона, его кредитная история, которая выражается в процессах социально-экономического развития, наполняемости бюджета.
От стабильности развития регионов зависит стабильность развития страны. Промышленность в основном сосредоточена в регионах, на конкретных предприятиях. Сейчас экономика ощущает на себе цикличность развития в рыночных отношениях. Общая экономическая ситуация, к сожалению, показывает, что после определенного взлета, наблюдавшегося год-два назад, начинается замедление всех экономических процессов, замедление темпов роста промышленности, увеличивается число регионов, где отмечено снижение роста экономического производства. Тормозятся инвестиционные процессы, уменьшаются прямые иностранные инвестиции. В результате уровень жизни населения растет очень медленно.
Наблюдается неравномерность и в бюджетной политике, в межбюджетных отношениях, которые также влияют на региональное развитие. Традиционно высоким показателем считается открытость финансовой информации. Касательно регионов — это информация об исполнении бюджета, что по сути дела является информацией о вчерашнем дне. А если учесть, что правила исполнения бюджета разрабатывались еще раньше и неоднократно корректировались, то ценность этих показателей практически утрачена. В то же время накоплены большие деньги — в финансовом секторе, в оффшорных зонах... На что же ориентироваться инвесторам в такой ситуации? Ведь если их деньги не будут работать в нашей экономике — они будут работать в чужой!
К сожалению, региональные власти в России в большинстве своем еще не осознали, что на рынке надо себя т.е. свой регион, как-то позиционировать для того, чтобы получать кредиты, т.е. необходимо дать полную и точную информацию о том, что ты из себя представляешь как потенциальный кредитополучатель, насколько ты открыт в плане финансовой информации. Регион — это тоже товар как и любой предмет или услуга, которые нужно рекламировать, привлекать к ним внимание. Практика показывает, что кредит может получить только тот регион, который хочет развиваться, а не стагнировать.
Кредит — это риск для обеих сторон. Инвестор рискует своими деньгами. Сторона, получающая кредит, берет на себя ответственность, во-первых, за обеспечение того социально-экономического развития, которого ждут от своей власти избиратели и, во-вторых, за инвестируемые средства. Следовательно, рейтинг — это не приговор, не клеймо — это определенное место на рынке среди таких же товаров, с такими же качествами, достоинствами и недостатками. Только у одних регионов (товаров) этих качеств много и хороших, у других — достаточно и приемлемых, а у третьих — есть хороший повод поучиться у соседей.
Учитывая объективные и субъективные факторы, тормозящие более активное применение кредитного рейтинга, и поняв, что в одиночку с таким проектом просто не справиться, «Эксперт РА» объединяется с информационным агентством «АК&М», образуя Рейтинговый консорциум «Эксперт РА — АК&М». За плечами каждой компании есть обширная практика, информационный и методический багаж, опыт работы с регионами. Консорциум «Эксперт РА — АК&М» разработал методики, позволяющие определить кредитоспособность региона с учетом особенностей российского законодательства, традиций отечественного делового оборота и нестабильности экономических процессов. На российском рынке появился продукт, адаптированный и востребованный именно на этом рынке. Главным преимуществом российской методики является анализ основных национальных рисков, что отсутствует в методиках зарубежных коллег (об этом было сказано выше). Именно эти риски влияют на стабильность развития региона.
Сегодня наиболее актуальны два вида риска, которые учитываются при выставлении рейтинга кредитоспособности региона. Внешние риски — это те правила, которые устанавливает государство в межбюджетных отношениях, но они часто меняются. Внутренние риски — это наличие или отсутствие стратегии развития регионов. Сегодня формально ее имеют чуть больше 20 регионов. А если говорить о реальной стратегии, которая предусматривает развитие региона хотя бы на 3–5 лет вперед — и того меньше. Но если администрация не видит перспектив, того, каким регион будет через год, что планируется сделать, как будут решаться проблемы, как будут строиться отношения с бизнесом, — такой регион оказывается очень ненадежным партнером для инвесторов с вытекающими из этого негативными прогнозами.
Он способствует поддержанию взаимоотношений с инвесторами и кредиторами — хорошие репутация и кредитная история в инвестиционном и банковском сообществе еще никому не вредили. Это как визитная карточка мэра, губернатора при ведении переговоров с партнерами. Он помогает снизить стоимость заемного капитала, облегчить условия предоставления кредитов. Недавние исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» обнаружили устойчивую связь между высоким кредитным рейтингом региона и политическим долголетием его губернатора, и соответственно политической стабильностью региона. Если регион интенсивно развивается, у его главы приблизительно в три раза больше шансов быть переизбранным на следующий срок. Следовательно, это эффективный инструмент в проведении акций по связям с общественностью (ПР-акций). А если впереди предвыборная компания?..
Несмотря на всю экономическую и политическую нестабильность России, кредитные рейтинги все-таки становятся востребованными. На рынок пришло ипотечное кредитование, которое не может осуществляться с помощью только бюджетных средств. Поэтому регионам и муниципальным образованиям (МО) просто необходимы инвестиционные вливания, которые можно получить только при наличии хорошего рейтинга кредитоспособности. Высокий кредитный рейтинг поможет региону или МО на рынке муниципальных облигаций. А со следующего года на долговой рынок выйдет такой крупный инвестор, как Пенсионный фонд России. Количество «длинных» денег, вложенных в муниципальные займы, будет напрямую зависеть от кредитных рисков регионов.
Первое — это инертность региональной администрации. Если в компании решение в среднем принимается за период от нескольких дней до нескольких недель, то в самых благожелательно настроенных регионах только на все бюрократические согласования может уйти несколько месяцев. И если принято положительное решение, то предстоит найти статью в бюджете или создать законодательную базу под заказ, на что также уходит немало времени. Надо все согласовывать с законодательным собранием или другим аналогичным органом. В итоге процедура занимает от полугода и более.
Второе — это информация. Существует наиболее устойчивый источник информации о регионах — Госкомстат. Это очень консервативная структура. Ее можно критиковать, но она выполняет свою задачу — делает измерения. И они не зависят от администраций районов. Поэтому первоначально агентство отталкивается от информации, полученной из Госкомстата. Затем эти данные будут соотноситься с показателями на местах. Это выльется в дополнительную работу. Но это полбеды. Необходимо потом доказать заказчику правильность используемой информации. И дело даже не в том, что чиновники хотят как-то исказить данные. Здесь поднимается кадровая проблема: уровень подготовки регистраторов при губернаторе не всегда соответствует поставленной задаче. Если у работника Госкомстата есть инструкция, в рамках которой он должен действовать, то у чиновника при губернаторе нет четко проработанных инструкций, а зачастую и соответствующего опыта. Следовательно, предоставляемая им информация может быть искаженной.
Третье — проблемы такие же, как и в компаниях: регион получает рейтинг — он им недоволен. Он начинает его оспаривать. Или более типичная ситуация: регион получает рейтинг, соглашается с ним внутренне, но для проведения каких-то ПР-акций, тендеров ему нужны показатели повыше. И начинается лоббирование своих интересов. Но здесь все решает экономика. Наверняка найдется инвестиционная компания, работающая в том или ином регионе и знающая реальную картину дел. Будет потерян авторитет, аннулирован кредит доверия — агентство лишится бизнеса в региональных рейтингах, рейтингах страховых компаний, корпораций, банков. Оно утратит все! Это большой бизнес. Это потери многих сотен тысяч долларов. Ошибки в бизнесе обходятся совсем недешево...
В рамках этой ознакомительной статьи мы не будем подробно останавливаться на самой методике определения кредитного рейтинга региона. Она очень проста. Оставим это удовольствие специалистам, способным профессионально разобраться в таблицах, графиках, столбцах, которые, в свою очередь, образуют национальную рейтинговую шкалу. Наверное, не стоит подробно останавливаться и непосредственно на процедуре проведения ранжирования. Но хочется отметить корректный подход экспертного совета по отношению к заказчику. В том случае, если после проведенных исследований рейтинг не отвечает ожиданиям заказчика, то последний может предоставить дополнительные данные, которые могут оказать влияние на показатели кредитоспособности. Экспертный совет вправе пересмотреть принятое решение. При согласии заказчика результаты рейтинга могут быть оглашены в электронных и печатных СМИ — как центральных, так и региональных. Если заказчик остался разочарованным, он оставляет за собой право считать полученные данные конфиденциальными.
Итак, инвесторы накопили достаточно денег и готовы вложить их в развитие отечественной экономики. Регионы и МО нуждаются в этих деньгах и, следовательно, должны доказать, что именно в них надо вкладывать средства. Помочь сориентироваться в этой, с одной стороны, очень простой, а с другой — рискованной ситуации может кредитный рейтинг региона.
Что значит грамотно пользоваться своим рейтингом? Это значит грамотно разместить свои ценные бумаги, привлечь необходимые средства... Если раньше хороших рейтинговых предложений не было, то сейчас они есть. Постепенно, в течение года — максимум двух лет люди придут к осознанию того, что для работы с российскими инвесторами, инвесторами на территории бывшего СССР им вполне достаточного внутреннего рейтинга. Это намного дешевле и по качеству ничуть не хуже. С одной стороны, отработанные международные методики, с другой — знание региональной специфики.
К этой новинке можно относиться по-разному, но сегодня Рейтинговый консорциум «Эксперт РА — АК&М» готов реально помочь обеим сторонам эффективно использовать имеющиеся у них активы и готов взять на себя ответственность за предоставленную информацию.
Выбор за вами!
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2003 г.
Наша жизнь стремительно меняется. В нее входят новые слова, понятия и явления, стоящие за этими словами. Уже никого не удивляет такое слово, как «рейтинг». Напротив, стало даже модно иметь свой собственный рейтинг. А если он достаточно высок, то имеющий его получает своего рода пропуск в ту жизнь, о которой другие могут только мечтать. Это как отметка в школе или в институте. Если у тебя высокие показатели, то тобой интересуются потенциальные работодатели, за тобой охотятся рекрутеры, в тебя готовы вкладывать средства (т.е. инвестировать). Рейтинг имеют политики, учебные заведения, школьники, красавицы, средства массовой информации, предприятия...
Теперь свой рейтинг могут иметь целые регионы. А это не один конкретный человек — это тысячи людей, работающих на предприятиях, платящих налоги и справедливо желающих улучшить уровень своей жизни. И качество их жизни имеет прямую зависимость от какого-то кредитного рейтинга региона, в котором им выпало счастье или несчастье проживать. Что же это такое, кредитный рейтинг, откуда взялся, зачем он нужен и что может дать региону? Об этом шла речь на состоявшемся 20 мая в Москве «круглом столе» на тему «Как обеспечить финансово-экономическую стабильность развития регионов? Практика 2000–2003 гг.», где генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Эдуардович ГРИШАНКОВ поведал собравшимся о проекте «Кредитный рейтинг регионов». У наших читателей есть возможность узнать об этом новшестве из первых уст, поскольку именно «Эксперт РА» является разработчиком и новатором в области ранжирования регионов в России.
Как это начиналось
История берет свое начало в 30–40-х годах прошлого века в Америке, когда случилась великая депрессия, которая привела к обесцениванию денег и соответственно труда, эквивалентом которого они были. Инвесторы глубоко задумались после такого потрясения на предмет доверия той или иной компании. Деньги терять никому не хочется. Стабильный рост возможен только при четком осознании основных рисков и осознании мер предосторожности для их минимизации. А информации о рисках практически не было. Дефицит такого рода информации испытывают страны с развитой экономикой и по сей день. Это показывают кризисы и скандалы на финансовых рынках последних лет. Именно поэтому инвесторы значительно расширили поле анализируемой ими информации для принятия окончательного решения. И если на Российском рынке кредитный рейтинг — это новинка, то мировая практика накопила уже достаточный опыт, чтобы вывести основное простое правило, которым руководствуется любой грамотный инвестор: чтобы вести успешную кредитную политику — надо знать, кому давать деньги; чтобы знать, кому давать деньги, — надо знать своего партнера. А знать его можно, только тщательно изучив с помощью кредитного рейтинга, который выставляет, как правило, независимая организация, головой отвечающая за правильность выставленного рейтинга. История с компаниями «Enron» и «Artur Andersen» более чем поучительна. За свою оплошность «Artur Andersen» — один из крупнейших в мире аудиторов (а бизнес аудитора близок к рейтинговому — и тот и другой подтверждают качество информации о своих клиентах) поплатился фактом своего существования. Такие ошибки стоят очень дорого.
У них
Сегодня на зарубежном рынке существует несколько рейтинговых агентств, таких как «Standard & Poor's», «Moody's», «Fitch», у которых есть методики тестирования с уже достаточно высокой валидностью, но в пределах родной страны. Главная проблема состоит в том, что, являясь американской компанией, «Standard & Poor's» отработала свои методики на американской базе. Имея несколько тысяч клиентов у себя на Родине, они, естественно, не всегда склонны тратить большие ресурсы на изучение особенностей других стран и адаптацию методик под их экономику.
Например, «Standard & Poor's» пришла в Германию в 70-х годах прошлого века. Десятилетие спустя агентство имело около 150 клиентов. Сейчас, через 30 лет — чуть более 200. И это, пожалуй, предел даже для такой стабильной страны, как Германия.
Почему так происходит? Их услуги очень дороги, их методики рассчитаны только на те крупные компании, которые выходят со своим продуктом на мировой рынок, и они не собираются менять свои методики, учитывая особенности германского законодательства и деловых обычаев другой страны. Что уж говорить о России... Выходит, что «Standard & Poor's» даже не является серьезным конкурентом для немецких рейтинговых агентств. «Эксперт РА», применив методики тестирования зарубежных коллег, обнаружило, что на мировой рынок могут выходить от силы 5–6 российских регионов... Да, таким регионам международный рейтинг нужен. А что делать остальным, кого «аршином общим не измерить»?
У нас
Давайте посмотрим, как эта заморская новинка приживается на российских просторах? Ответ однозначный: как обычно — трудно. Что американцу хорошо, то русскому... В России рынок рейтинговых услуг на макроуровне только начинает развиваться. И тем не менее, в чем же причина инертности и вялого интереса к исследованиям, которые на самом деле помогают получить реальную финансовую информацию о регионе. Ведь любой тест — это всего лишь измерительный прибор, помогающий определить в конкретных единицах (баллах, сантиметрах, килограммах...) количественное наличие или отсутствие того или иного параметра (рейтинга, роста, массы...). Это как градусник или весы. Если показатели в норме или незначительно от нее отклоняются — беспокоиться не стоит. Но если отклонения достаточно заметны — стоит задуматься о состоянии собственного здоровья или здоровья своего региона и в обоих случаях начать принимать меры для оздоровления.
Россия — страна межрегиональных контрастов. Имея равный конституционный статус, регионы крайне неоднородны по уровню социально-экономического развития. А это в свою очередь отражается на их инвестиционной привлекательности. Одним из инструментов привлечения кредитных ресурсов является имидж региона, его кредитная история, которая выражается в процессах социально-экономического развития, наполняемости бюджета.
От стабильности развития регионов зависит стабильность развития страны. Промышленность в основном сосредоточена в регионах, на конкретных предприятиях. Сейчас экономика ощущает на себе цикличность развития в рыночных отношениях. Общая экономическая ситуация, к сожалению, показывает, что после определенного взлета, наблюдавшегося год-два назад, начинается замедление всех экономических процессов, замедление темпов роста промышленности, увеличивается число регионов, где отмечено снижение роста экономического производства. Тормозятся инвестиционные процессы, уменьшаются прямые иностранные инвестиции. В результате уровень жизни населения растет очень медленно.
Наблюдается неравномерность и в бюджетной политике, в межбюджетных отношениях, которые также влияют на региональное развитие. Традиционно высоким показателем считается открытость финансовой информации. Касательно регионов — это информация об исполнении бюджета, что по сути дела является информацией о вчерашнем дне. А если учесть, что правила исполнения бюджета разрабатывались еще раньше и неоднократно корректировались, то ценность этих показателей практически утрачена. В то же время накоплены большие деньги — в финансовом секторе, в оффшорных зонах... На что же ориентироваться инвесторам в такой ситуации? Ведь если их деньги не будут работать в нашей экономике — они будут работать в чужой!
Реклама — это двигатель
К сожалению, региональные власти в России в большинстве своем еще не осознали, что на рынке надо себя т.е. свой регион, как-то позиционировать для того, чтобы получать кредиты, т.е. необходимо дать полную и точную информацию о том, что ты из себя представляешь как потенциальный кредитополучатель, насколько ты открыт в плане финансовой информации. Регион — это тоже товар как и любой предмет или услуга, которые нужно рекламировать, привлекать к ним внимание. Практика показывает, что кредит может получить только тот регион, который хочет развиваться, а не стагнировать.
Кредит — это риск для обеих сторон. Инвестор рискует своими деньгами. Сторона, получающая кредит, берет на себя ответственность, во-первых, за обеспечение того социально-экономического развития, которого ждут от своей власти избиратели и, во-вторых, за инвестируемые средства. Следовательно, рейтинг — это не приговор, не клеймо — это определенное место на рынке среди таких же товаров, с такими же качествами, достоинствами и недостатками. Только у одних регионов (товаров) этих качеств много и хороших, у других — достаточно и приемлемых, а у третьих — есть хороший повод поучиться у соседей.
Кто не рискует...
Учитывая объективные и субъективные факторы, тормозящие более активное применение кредитного рейтинга, и поняв, что в одиночку с таким проектом просто не справиться, «Эксперт РА» объединяется с информационным агентством «АК&М», образуя Рейтинговый консорциум «Эксперт РА — АК&М». За плечами каждой компании есть обширная практика, информационный и методический багаж, опыт работы с регионами. Консорциум «Эксперт РА — АК&М» разработал методики, позволяющие определить кредитоспособность региона с учетом особенностей российского законодательства, традиций отечественного делового оборота и нестабильности экономических процессов. На российском рынке появился продукт, адаптированный и востребованный именно на этом рынке. Главным преимуществом российской методики является анализ основных национальных рисков, что отсутствует в методиках зарубежных коллег (об этом было сказано выше). Именно эти риски влияют на стабильность развития региона.
Сегодня наиболее актуальны два вида риска, которые учитываются при выставлении рейтинга кредитоспособности региона. Внешние риски — это те правила, которые устанавливает государство в межбюджетных отношениях, но они часто меняются. Внутренние риски — это наличие или отсутствие стратегии развития регионов. Сегодня формально ее имеют чуть больше 20 регионов. А если говорить о реальной стратегии, которая предусматривает развитие региона хотя бы на 3–5 лет вперед — и того меньше. Но если администрация не видит перспектив, того, каким регион будет через год, что планируется сделать, как будут решаться проблемы, как будут строиться отношения с бизнесом, — такой регион оказывается очень ненадежным партнером для инвесторов с вытекающими из этого негативными прогнозами.
Зачем региону нужен кредитный рейтинг?
Он способствует поддержанию взаимоотношений с инвесторами и кредиторами — хорошие репутация и кредитная история в инвестиционном и банковском сообществе еще никому не вредили. Это как визитная карточка мэра, губернатора при ведении переговоров с партнерами. Он помогает снизить стоимость заемного капитала, облегчить условия предоставления кредитов. Недавние исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» обнаружили устойчивую связь между высоким кредитным рейтингом региона и политическим долголетием его губернатора, и соответственно политической стабильностью региона. Если регион интенсивно развивается, у его главы приблизительно в три раза больше шансов быть переизбранным на следующий срок. Следовательно, это эффективный инструмент в проведении акций по связям с общественностью (ПР-акций). А если впереди предвыборная компания?..
Несмотря на всю экономическую и политическую нестабильность России, кредитные рейтинги все-таки становятся востребованными. На рынок пришло ипотечное кредитование, которое не может осуществляться с помощью только бюджетных средств. Поэтому регионам и муниципальным образованиям (МО) просто необходимы инвестиционные вливания, которые можно получить только при наличии хорошего рейтинга кредитоспособности. Высокий кредитный рейтинг поможет региону или МО на рынке муниципальных облигаций. А со следующего года на долговой рынок выйдет такой крупный инвестор, как Пенсионный фонд России. Количество «длинных» денег, вложенных в муниципальные займы, будет напрямую зависеть от кредитных рисков регионов.
Трудности
Первое — это инертность региональной администрации. Если в компании решение в среднем принимается за период от нескольких дней до нескольких недель, то в самых благожелательно настроенных регионах только на все бюрократические согласования может уйти несколько месяцев. И если принято положительное решение, то предстоит найти статью в бюджете или создать законодательную базу под заказ, на что также уходит немало времени. Надо все согласовывать с законодательным собранием или другим аналогичным органом. В итоге процедура занимает от полугода и более.
Второе — это информация. Существует наиболее устойчивый источник информации о регионах — Госкомстат. Это очень консервативная структура. Ее можно критиковать, но она выполняет свою задачу — делает измерения. И они не зависят от администраций районов. Поэтому первоначально агентство отталкивается от информации, полученной из Госкомстата. Затем эти данные будут соотноситься с показателями на местах. Это выльется в дополнительную работу. Но это полбеды. Необходимо потом доказать заказчику правильность используемой информации. И дело даже не в том, что чиновники хотят как-то исказить данные. Здесь поднимается кадровая проблема: уровень подготовки регистраторов при губернаторе не всегда соответствует поставленной задаче. Если у работника Госкомстата есть инструкция, в рамках которой он должен действовать, то у чиновника при губернаторе нет четко проработанных инструкций, а зачастую и соответствующего опыта. Следовательно, предоставляемая им информация может быть искаженной.
Третье — проблемы такие же, как и в компаниях: регион получает рейтинг — он им недоволен. Он начинает его оспаривать. Или более типичная ситуация: регион получает рейтинг, соглашается с ним внутренне, но для проведения каких-то ПР-акций, тендеров ему нужны показатели повыше. И начинается лоббирование своих интересов. Но здесь все решает экономика. Наверняка найдется инвестиционная компания, работающая в том или ином регионе и знающая реальную картину дел. Будет потерян авторитет, аннулирован кредит доверия — агентство лишится бизнеса в региональных рейтингах, рейтингах страховых компаний, корпораций, банков. Оно утратит все! Это большой бизнес. Это потери многих сотен тысяч долларов. Ошибки в бизнесе обходятся совсем недешево...
Клиент всегда прав
В рамках этой ознакомительной статьи мы не будем подробно останавливаться на самой методике определения кредитного рейтинга региона. Она очень проста. Оставим это удовольствие специалистам, способным профессионально разобраться в таблицах, графиках, столбцах, которые, в свою очередь, образуют национальную рейтинговую шкалу. Наверное, не стоит подробно останавливаться и непосредственно на процедуре проведения ранжирования. Но хочется отметить корректный подход экспертного совета по отношению к заказчику. В том случае, если после проведенных исследований рейтинг не отвечает ожиданиям заказчика, то последний может предоставить дополнительные данные, которые могут оказать влияние на показатели кредитоспособности. Экспертный совет вправе пересмотреть принятое решение. При согласии заказчика результаты рейтинга могут быть оглашены в электронных и печатных СМИ — как центральных, так и региональных. Если заказчик остался разочарованным, он оставляет за собой право считать полученные данные конфиденциальными.
Решайте сами...
Итак, инвесторы накопили достаточно денег и готовы вложить их в развитие отечественной экономики. Регионы и МО нуждаются в этих деньгах и, следовательно, должны доказать, что именно в них надо вкладывать средства. Помочь сориентироваться в этой, с одной стороны, очень простой, а с другой — рискованной ситуации может кредитный рейтинг региона.
Что значит грамотно пользоваться своим рейтингом? Это значит грамотно разместить свои ценные бумаги, привлечь необходимые средства... Если раньше хороших рейтинговых предложений не было, то сейчас они есть. Постепенно, в течение года — максимум двух лет люди придут к осознанию того, что для работы с российскими инвесторами, инвесторами на территории бывшего СССР им вполне достаточного внутреннего рейтинга. Это намного дешевле и по качеству ничуть не хуже. С одной стороны, отработанные международные методики, с другой — знание региональной специфики.
К этой новинке можно относиться по-разному, но сегодня Рейтинговый консорциум «Эксперт РА — АК&М» готов реально помочь обеим сторонам эффективно использовать имеющиеся у них активы и готов взять на себя ответственность за предоставленную информацию.
Выбор за вами!
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2003 г.