Николай БОРХУНОВ, заведующий отделом ГНУ ВНИИЭСХ
Влада МАСЛОВА, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ
В настоящее время состояние агропромышленного комплекса России после разрушительных процессов начала 1990-х гг. постепенно стабилизируется.
К 2006 г. в Российской Федерации насчитывалось 191,7 млн га сельскохозяйственных угодий, что почти на 10% меньше, чем в 1990 г. К сожалению, тенденция к сокращению их размера до сих пор не преодолена. Так, за последние пять лет сельхозугодья уменьшились еще на 2,9 млн га. Продолжает меняться и их структура: снижается доля земель сельскохозяйственных организаций и увеличивается доля крестьянских (фермерских) хозяйств
В последние три-четыре года в результате мер, принятых федеральным центром и администрациями субъектов РФ для стабилизации и повышения эффективности агропромышленного производства, в развитии АПК появились положительные тенденции. Так, в минувшем году объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2005 г. на 2,8%, достигнув 1 617,1 млрд руб. Однако это всего лишь 75% от уровня 1990 г.
В общем объеме сельскохозяйственной продукции на долю растениеводства приходится 53%, животноводства – 47%. В последнее время наблюдается устойчивый рост производства растениеводческой продукции. Так, зерна удалось собрать на 17% больше, чем в 2003 г., подсолнечника – на 38%, сахарной свеклы – на 59%, картофеля и овощей – на 5%
В животноводстве ситуация складывается менее благополучно. Хотя производство скота и птицы на убой в живом весе в 2006 г. во всех категориях хозяйств составило почти 8 млн тонн (то есть на 5,3% больше, чем в 2005 г.), его рост в основном обусловлен продолжающимся наращиванием объемов производства мяса птицы (на 18,4%) и свиней (на 14,4%). Производство мяса крупного рогатого скота снизилось на 5,3%, овец и коз – на 9,4%. Валовой надой молока из-за значительного сокращения поголовья коров уменьшается. В 2006 г. некоторой стабилизации производства молока удалось достичь за счет увеличения продуктивности коров на 9%.
За последние пять лет в структуре продукции сельского хозяйства произошли следующие изменения: уменьшилась доля продукции, производимой хозяйствами населения, увеличилась доля крестьянских (фермерских) хозяйств и незначительно – сельскохозяйственных организаций
В техническом и технологическом отношении сельское хозяйство России значительно отстает от развитых стран. Поставляемая отечественная техника морально устарела, износ основных производственных фондов достиг 55%, по новым ресурсосберегающим технологиям обрабатывается не более 5% пашни. Из-за низких доз внесения минеральных и органических удобрений и несоблюдения севооборотов произошло значительное обеднение почвенных ресурсов. В 2005 г. по сравнению с 1990 г. на гектар посевной площади было внесено в 4 раза меньше минеральных и в 3,5 раза – органических удобрений. Однако в последнее время ситуация меняется: так, в 2006 г. доля посевной площади с минеральными удобрениями выросла на 6% по сравнению с 2001 г. и составила 34%.
В 2005 г. по сравнению с 1990 г. заметно – примерно втрое – сократился парк сельскохозяйственной техники. В результате значительно выросла нагрузка пашни: она составила почти 180 га на один трактор, то есть вдвое больше нормативной нагрузки (73 га). И хотя темп прироста производства сельскохозяйственного машиностроения в 2006 г. составил 7,5%, его физические объемы крайне незначительны.
Основная часть средств сельхозтоваропроизводителей расходуется на те виды ресурсов, без которых сельскохозяйственное производство становится невозможным: приобретение горючего, комбикормов, электроэнергии. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов для закупки новой техники привело к разрушению материально-технической базы сельского хозяйства и снижению производства сельскохозяйственной продукции.
Для подъема отрасли необходимы инвестиции. В пореформенный период значительное сокращение объемов вложений в основной капитал, а также уменьшение собственных возможностей аграрного сектора экономики в силу снижения доходности производства и размера амортизационных начислений привели к инвестиционному кризису в АПК. В результате доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций, вложенных в экономику страны, сократилась в 4 раза: с 16% в 1990 г. до 4% в 2006 г.
С 2000 г. начался незначительный рост объемов инвестиционных вложений – около 10% ежегодно. В 2006 г. физический объем инвестиций в основной капитал в целом по России составил 4 482,7 млрд руб. По данным Росстата, в прошлом году на развитие АПК (по полному кругу организаций и предприятий) было направлено 371,4 млрд руб. (8,3% от общего объема инвестиций), из которых 85% – средства российских инвесторов, 15% – иностранных. Доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в АПК в 2006 г. по сравнению с 1999 г. увеличилась в 1,9 раза и составила 62,2%. А доля инвестиций в пищевую промышленность последовательно уменьшалась с 66,6% (1999 г.) до 37,8% (2006 г.).
Возможность вложения капитала в сельскохозяйственное производство зависит от финансового состояния отрасли. Финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2006 г. несколько улучшилось. Об этом свидетельствует соотношение между количеством убыточных и прибыльных хозяйств
Доля прибыльных хозяйств по сравнению с 2002 г. увеличилась больше чем наполовину и в 2006 г. составила 65% от их общего количества. Этому способствовала благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся на агропродовольственном рынке. В прошлом году выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 566,2 млрд руб., что на 15% больше уровня 2005 г., себестоимость же увеличилась на 13,7%. Таким образом, прибыль от реализации продукции, работ и услуг выросла на 31% по сравнению с предыдущим годом и достигла 49 млрд руб.
Сельское хозяйство получает субсидии из бюджетов всех уровней. В 2006 г. субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности, составили 36,8 млрд руб., что сопоставимо с прибылью от реализации сельскохозяйственной продукции. Субсидии позволили повысить рентабельность по всем видам деятельности с 2,6 до 9,7%. Уровень рентабельности от реализации сельскохозяйственной продукции составил 11,5%, в том числе от реализации продукции растениеводства – 19,7% (прибыль 33,9 млрд руб.); от реализации продукции животноводства – 6,6% (прибыль 18,9 млрд руб.). Производство мяса крупного рогатого скота и шерсти оставалось убыточным.
За счет субсидий из бюджетов всех уровней осуществлялась поддержка племенного животноводства, растениеводства, субсидирование части страховых взносов, компенсация части процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях. Так, в рамках субсидирования части процентных ставок проводились:
сезонное кредитование сельхозтоваропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса всех форм собственности на приобретение сельскохозяйственного сырья, ГСМ, минеральных удобрений, кормов, ветеринарных препаратов, средств защиты растений, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и других материальных ресурсов;
субсидирование инвестиционных кредитов, выдаваемых на три-пять лет сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, скота, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов сельскохозяйственного назначения;
субсидирование инвестиционных кредитов сроком до восьми лет, выдаваемых сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).
Однако сказанное не означает, что все проблемы сельского хозяйства уже решены. Несмотря на улучшение финансового состояния многих товаропроизводителей, около трети предприятий остаются убыточными. Увеличилось число банкротств сельскохозяйственных организаций: если в 2004–2005 гг. этот показатель равнялся 3,5 тыс. в год, то в 2006 г. он достиг 8 тыс.
К негативным факторам, накладывающим отпечаток на функционирование аграрного сектора, можно отнести и неэквивалентность обмена между сельскохозяйственной и промышленной продукцией и услугами. Так, если в 2006 г. цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 10%, то на промышленную продукцию, приобретаемую производителями, – на 21%. Следовательно, в сельском хозяйстве снижаются возможности для роста уровня оплаты труда, приобретения необходимых материально-технических ресурсов, инвестиций в основной капитал.
За последние три года цены на энергоресурсы увеличились на 80%, то есть обогнали более чем на треть рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Их удельный вес в затратах на основное производство повысился до 14%. Удорожание было столь значительным (более 15 млрд руб. в расчете на год), что в бюджете на 2006 г. была предусмотрена компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям потерь, обусловленных ростом цен на нефтепродукты. Удорожание энергоресурсов представляет собой серьезную угрозу развитию аграрной экономики, тем более что Правительство РФ приняло решение о либерализации рынка энергоресурсов в ближайшие четыре-пять лет.
В последние годы объемы реализации сельскому хозяйству нефтепродуктов из-за роста цен и снижения технической оснащенности значительно сократились: поставки автобензина упали с 3,7 млн тонн в 1994 г. до 1,7 млн в 2006 г., дизтоплива – с 7,8 до 5,0 млн. С 2000 по 2005 г. потребление электроэнергии в сельском хозяйстве снизилось на 44% и составило всего 16,9 млрд кВт.ч. Основными причинами сокращения потребляемых энергоресурсов стали уменьшение технической оснащенности и рост цен на энергоносители. В связи с ростом стоимости энергоресурсов на мировых рынках и с возможностью вступления России в ВТО уже в текущем году вопрос о защите отечественных товаропроизводителей становится особенно актуальным.
Одна из главных проблем АПК связана с состоянием социальной сферы села. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается самым низким: около 43% от общероссийского показателя. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет почти половину сельских жителей, почти 2 млн безработных. Сохраняется тревожная демографическая ситуация: снижается численность людей трудоспособного возраста, особенно молодежи. По данным Минсельхоза России, количество работающих на одном предприятии сократилось со 140 человек в 2000 г. до 88 в 2005 г. За последние 15 лет село в порядке естественной убыли потеряло свыше 3 млн человек. За период между последними переписями утрачено почти 11 тыс. сельских населенных пунктов. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий.
Практически прекращено строительство сельских дорог с твердым покрытием. Ликвидируются сельские школы, участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты, сельские клубы и другие объекты общего пользования. Это ведет к исчезновению деревень, сел и поселков.
Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства увеличился на 24% по сравнению с 2005 г. и составил 21,6 млрд долл., тогда как экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в прошедшем году оценивается в 4,8 млрд долл. Причем около 60% сельскохозяйственной продукции и продовольствия поступает в Россию из стран Евросоюза, США и Канады, где импорт субсидируется как на стадии производства, так и на стадии поставок продукции. Серьезную тревогу вызывает то, что рост производства мяса птицы и свинины в нашей стране не сопровождается адекватными государственными мерами по их размещению на внутреннем рынке и необходимым таможенно-тарифным регулированием.
Без существенной активизации национальной государственной аграрной политики, без реального финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, значительного пополнения их материально-технической базы, решения комплекса социальных проблем села вряд ли можно ожидать улучшения ситуации. К тому же агропромышленное производство будет развиваться более низкими темпами по сравнению с зарубежными странами.
В 2006 г. принят Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в котором определены приоритеты аграрной государственной политики, хотя и в рамочном формате, и указаны основные цели, в частности:
повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции и обеспечение качества российских продовольственных товаров;
формирование эффективно функционирующего рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельхозтоваропроизводителей;
устойчивое развитие сельских территорий;
обеспечение занятости сельского населения и повышение уровня его жизни;
создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для нужд сельского хозяйства;
наблюдение за индексом цен на сельхозпродукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельхозтоваропроизводителями при поддержании паритета индексов таких цен и тарифов.
Федеральный закон устанавливает основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Прежде всего это обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских кооперативов, а также развитие системы страхования рисков, племенного животноводства, элитного семеноводства, обеспечение продукции животноводства и обновление основных средств сельхозтоваропроизводителей, обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв. Кроме того, к основным направлениям государственной поддержки отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в частности строительство сельских автомобильных дорог, предоставление консультационной помощи, подготовка и переподготовка специалистов и наконец информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.
В ст. 8 закона впервые вводится понятие «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия», которая будет разрабатываться Министерством сельского хозяйства РФ сроком на пять лет.
Продолжается реализация национального проекта «Развитие АПК», который стартовал в 2006 г. Согласно первому направлению нацпроекта – «Ускоренное развитие животноводства» – за 2006–2007 гг. производство мяса планируется увеличить на 7%, молока – на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, на уровне не ниже 2005 г. (9,5 млн голов). Основными стимуляторами по данному направлению являются:
расширение доступности дешевых долгосрочных (до восьми лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);
увеличение поставок племенного скота, техники и оборудования для животноводства по системе федерального лизинга;
обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства.
Вторым направлением национального проекта «Развитие АПК» является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», согласно которому к 2008 г. намечается увеличение объема реализации продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств на 6%. Для этого предполагается удешевить привлекаемые кредитные ресурсы, что позволит повысить товарность малых форм бизнеса и доходы занятых в них граждан. На указанные цели из федерального бюджета выделено 2,9 млрд руб. в 2006 г. и 3,67 млрд в 2007 г.
Третье направление – «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов». По итогам 2006 г. все основные задачи по трем направлениям проекта выполнены, а по предоставлению кредитов существенно превышены.
В 2006 г. по направлению «Ускоренное развитие животноводства» нацпроекта «Развитие АПК» 1 195 участников получили кредитные ресурсы в объеме 59,2 млрд руб. Из средств федерального бюджета в регионы перечислено 1,38 млрд руб. в качестве компенсации части затрат по уплате процентов за пользование кредитом. Основными банками – участниками приоритетного национального проекта являются Россельхозбанк (44% от объема кредитных ресурсов) и Сбербанк России (40%).
В 2006 г. ОАО «Росагролизинг» поставило сельхозтоваропроизводителям 50,2 тыс. голов племенного крупного рогатого скота и оборудование для модернизации и создания 70,8 тыс. скотомест.
Оперативно решен ряд важных вопросов, касающихся налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования. В частности, утверждены объемы квот и таможенных пошлин на мясо в 2006–2009 гг., отменены ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов, внесены изменения в Налоговый кодекс в части отмены НДС на ввоз племенного скота.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» в 2006 г. личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами привлечено кредитных ресурсов на сумму 40,8 млрд руб., в том числе 27,1 млрд – в Россельхозбанке, 11,3 млрд – в Сбербанке России, 2,4 млрд – в прочих банках (по данным субъектов РФ).
Из общего объема заемных средств по Российской Федерации удельный вес кредитов, выданных Россельхозбанком, составляет 66,5%, Сбербанком России – 27,6%. Из федерального бюджета в регионы перечислено 907,2 млн руб. на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитами.
На 2006 г. было запланировано создание 1 200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 600 кредитных. Фактически создано 2 134 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 777 кредитных.
Россельхозбанк предоставил сельхозтоваропроизводителям в 25 регионах РФ по пилотным проектам 65 земельно-ипотечных кредитов на общую сумму 2,1 млрд руб. Заемщикам малых форм хозяйствования и индивидуальным предпринимателям выдано 28 кредитов на сумму 68,8 млн руб., в залог предоставлено 3,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» в 2006 г. предусматривалось выделение 2,0 млрд руб. из федерального бюджета, 2,7 млрд – из бюджетов субъектов РФ и 2,2 млрд – из внебюджетных источников; все эти средства полностью освоены. В рамках реализации нацпроекта «Развитие АПК» построено (приобретено) 713,8 тыс. кв. м жилья для 16 225 молодых специалистов. В течение 2006 г. средняя стоимость 1 кв. м строительства (приобретения) жилья в сельской местности увеличилась до 12 тыс. руб. против 9,3 тыс. расчетного контрольного показателя в национальном проекте (рост 29%). Рост цен на жилье в сельской местности сохранится и в текущем году: стоимость 1 кв. м вводимого жилья составит 12,2 тыс. руб. В связи с этим необходимо дополнительное финансирование подпрограммы в сумме не менее 500,0 млн руб.
Для решения проблем дальнейшего развития агропромышленного производства на современном этапе целесообразно:
создать предпосылки для устойчивого развития сельских территорий за счет диверсификации занятости сельского населения, восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
улучшить общие условия функционирования сельского хозяйства путем совершенствования земельного и налогового законодательства, активизации антимонопольной политики, формирования ассоциаций и союзов сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли, внедрения комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия;
обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, прежде всего животноводства, путем обновления и модернизации основных фондов, повышения эффективности использования производственного потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных рынков;
повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развития страхования сельскохозяйственной деятельности;
усовершенствовать механизмы внешнеэкономического регулирования, включая оперативное регулирование внешнеторговых операций с сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, создание стимулов для роста иностранных инвестиций в АПК, формирование гармонизированной с международными требованиями системы контроля качества и фитосанитарного контроля.
В последующие годы решение задачи устойчивого экономического роста АПК во многом будет определяться содержанием, действенностью механизмов, финансовым обеспечением государственной программы. Необходимо, чтобы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., принятой в соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» был закреплен такой уровень государственной поддержки, который бы обеспечивал экономическую основу устойчивого развития всей аграрной сферы производства и сельских территорий, рост конкурентоспособности отечественной продукции, улучшение снабжения населения высококачественными продуктами питания, повышение финансового благополучия сельскохозяйственных товаропроизводителей всех уровней и увеличение продовольственной безопасности России.
Справка «Бюджета»
Николай Алексеевич БОРХУНОВ, заведующий отделом ГНУ ВНИИЭСХ
Родился 19 апреля 1937 г. в с. Ямщина Звенигородского района Московской области.
В 1959 г. окончил Московский государственный экономический институт, специальность «Экономист». Доктор экономических наук.
В 1959–1971 гг. работал экономистом, старшим консультантом, старшим научным сотрудником в ЦСУ СССР, НИИ ЦСУ СССР.
1971–1993 гг. – старший научный сотрудник, заведующий сектором ВНИИЭСХ.
1993–2000 гг. – заведующий отделом Госкомцен РФ, Минэкономики России.
С 2000 г. по настоящее время – главный сотрудник, заведующий отделом ГНУ ВНИИЭСХ.
Справка «Бюджета»
Влада Вячеславовна МАСЛОВА, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ
Родилась 21 декабря 1964 г. в Москве.
В 1987 г. окончила Московский институт инженеров землеустройства (МИИЗ), специальность «Инженер-землеустроитель». Кандидат экономических наук.
1987–1993 гг. – экономист, ведущий экономист ВНИИЭСХ.
1993–1995 гг. – ведущий специалист, главный экономист в Аграрном профсоюзном акционерном коммерческом банке (АПАБАНК).
С 1998 г. по настоящее время – старший, затем ведущий научный сотрудник отдела ценовых и финансово-кредитных отношений ВНИИЭСХ.
Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.
Влада МАСЛОВА, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ
В настоящее время состояние агропромышленного комплекса России после разрушительных процессов начала 1990-х гг. постепенно стабилизируется.
К 2006 г. в Российской Федерации насчитывалось 191,7 млн га сельскохозяйственных угодий, что почти на 10% меньше, чем в 1990 г. К сожалению, тенденция к сокращению их размера до сих пор не преодолена. Так, за последние пять лет сельхозугодья уменьшились еще на 2,9 млн га. Продолжает меняться и их структура: снижается доля земель сельскохозяйственных организаций и увеличивается доля крестьянских (фермерских) хозяйств
В последние три-четыре года в результате мер, принятых федеральным центром и администрациями субъектов РФ для стабилизации и повышения эффективности агропромышленного производства, в развитии АПК появились положительные тенденции. Так, в минувшем году объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2005 г. на 2,8%, достигнув 1 617,1 млрд руб. Однако это всего лишь 75% от уровня 1990 г.
В общем объеме сельскохозяйственной продукции на долю растениеводства приходится 53%, животноводства – 47%. В последнее время наблюдается устойчивый рост производства растениеводческой продукции. Так, зерна удалось собрать на 17% больше, чем в 2003 г., подсолнечника – на 38%, сахарной свеклы – на 59%, картофеля и овощей – на 5%
В животноводстве ситуация складывается менее благополучно. Хотя производство скота и птицы на убой в живом весе в 2006 г. во всех категориях хозяйств составило почти 8 млн тонн (то есть на 5,3% больше, чем в 2005 г.), его рост в основном обусловлен продолжающимся наращиванием объемов производства мяса птицы (на 18,4%) и свиней (на 14,4%). Производство мяса крупного рогатого скота снизилось на 5,3%, овец и коз – на 9,4%. Валовой надой молока из-за значительного сокращения поголовья коров уменьшается. В 2006 г. некоторой стабилизации производства молока удалось достичь за счет увеличения продуктивности коров на 9%.
За последние пять лет в структуре продукции сельского хозяйства произошли следующие изменения: уменьшилась доля продукции, производимой хозяйствами населения, увеличилась доля крестьянских (фермерских) хозяйств и незначительно – сельскохозяйственных организаций
В техническом и технологическом отношении сельское хозяйство России значительно отстает от развитых стран. Поставляемая отечественная техника морально устарела, износ основных производственных фондов достиг 55%, по новым ресурсосберегающим технологиям обрабатывается не более 5% пашни. Из-за низких доз внесения минеральных и органических удобрений и несоблюдения севооборотов произошло значительное обеднение почвенных ресурсов. В 2005 г. по сравнению с 1990 г. на гектар посевной площади было внесено в 4 раза меньше минеральных и в 3,5 раза – органических удобрений. Однако в последнее время ситуация меняется: так, в 2006 г. доля посевной площади с минеральными удобрениями выросла на 6% по сравнению с 2001 г. и составила 34%.
В 2005 г. по сравнению с 1990 г. заметно – примерно втрое – сократился парк сельскохозяйственной техники. В результате значительно выросла нагрузка пашни: она составила почти 180 га на один трактор, то есть вдвое больше нормативной нагрузки (73 га). И хотя темп прироста производства сельскохозяйственного машиностроения в 2006 г. составил 7,5%, его физические объемы крайне незначительны.
Основная часть средств сельхозтоваропроизводителей расходуется на те виды ресурсов, без которых сельскохозяйственное производство становится невозможным: приобретение горючего, комбикормов, электроэнергии. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов для закупки новой техники привело к разрушению материально-технической базы сельского хозяйства и снижению производства сельскохозяйственной продукции.
Для подъема отрасли необходимы инвестиции. В пореформенный период значительное сокращение объемов вложений в основной капитал, а также уменьшение собственных возможностей аграрного сектора экономики в силу снижения доходности производства и размера амортизационных начислений привели к инвестиционному кризису в АПК. В результате доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций, вложенных в экономику страны, сократилась в 4 раза: с 16% в 1990 г. до 4% в 2006 г.
С 2000 г. начался незначительный рост объемов инвестиционных вложений – около 10% ежегодно. В 2006 г. физический объем инвестиций в основной капитал в целом по России составил 4 482,7 млрд руб. По данным Росстата, в прошлом году на развитие АПК (по полному кругу организаций и предприятий) было направлено 371,4 млрд руб. (8,3% от общего объема инвестиций), из которых 85% – средства российских инвесторов, 15% – иностранных. Доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в АПК в 2006 г. по сравнению с 1999 г. увеличилась в 1,9 раза и составила 62,2%. А доля инвестиций в пищевую промышленность последовательно уменьшалась с 66,6% (1999 г.) до 37,8% (2006 г.).
Возможность вложения капитала в сельскохозяйственное производство зависит от финансового состояния отрасли. Финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2006 г. несколько улучшилось. Об этом свидетельствует соотношение между количеством убыточных и прибыльных хозяйств
Доля прибыльных хозяйств по сравнению с 2002 г. увеличилась больше чем наполовину и в 2006 г. составила 65% от их общего количества. Этому способствовала благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся на агропродовольственном рынке. В прошлом году выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 566,2 млрд руб., что на 15% больше уровня 2005 г., себестоимость же увеличилась на 13,7%. Таким образом, прибыль от реализации продукции, работ и услуг выросла на 31% по сравнению с предыдущим годом и достигла 49 млрд руб.
Сельское хозяйство получает субсидии из бюджетов всех уровней. В 2006 г. субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности, составили 36,8 млрд руб., что сопоставимо с прибылью от реализации сельскохозяйственной продукции. Субсидии позволили повысить рентабельность по всем видам деятельности с 2,6 до 9,7%. Уровень рентабельности от реализации сельскохозяйственной продукции составил 11,5%, в том числе от реализации продукции растениеводства – 19,7% (прибыль 33,9 млрд руб.); от реализации продукции животноводства – 6,6% (прибыль 18,9 млрд руб.). Производство мяса крупного рогатого скота и шерсти оставалось убыточным.
За счет субсидий из бюджетов всех уровней осуществлялась поддержка племенного животноводства, растениеводства, субсидирование части страховых взносов, компенсация части процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях. Так, в рамках субсидирования части процентных ставок проводились:
сезонное кредитование сельхозтоваропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса всех форм собственности на приобретение сельскохозяйственного сырья, ГСМ, минеральных удобрений, кормов, ветеринарных препаратов, средств защиты растений, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и других материальных ресурсов;
субсидирование инвестиционных кредитов, выдаваемых на три-пять лет сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, скота, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов сельскохозяйственного назначения;
субсидирование инвестиционных кредитов сроком до восьми лет, выдаваемых сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).
Однако сказанное не означает, что все проблемы сельского хозяйства уже решены. Несмотря на улучшение финансового состояния многих товаропроизводителей, около трети предприятий остаются убыточными. Увеличилось число банкротств сельскохозяйственных организаций: если в 2004–2005 гг. этот показатель равнялся 3,5 тыс. в год, то в 2006 г. он достиг 8 тыс.
К негативным факторам, накладывающим отпечаток на функционирование аграрного сектора, можно отнести и неэквивалентность обмена между сельскохозяйственной и промышленной продукцией и услугами. Так, если в 2006 г. цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 10%, то на промышленную продукцию, приобретаемую производителями, – на 21%. Следовательно, в сельском хозяйстве снижаются возможности для роста уровня оплаты труда, приобретения необходимых материально-технических ресурсов, инвестиций в основной капитал.
За последние три года цены на энергоресурсы увеличились на 80%, то есть обогнали более чем на треть рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Их удельный вес в затратах на основное производство повысился до 14%. Удорожание было столь значительным (более 15 млрд руб. в расчете на год), что в бюджете на 2006 г. была предусмотрена компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям потерь, обусловленных ростом цен на нефтепродукты. Удорожание энергоресурсов представляет собой серьезную угрозу развитию аграрной экономики, тем более что Правительство РФ приняло решение о либерализации рынка энергоресурсов в ближайшие четыре-пять лет.
В последние годы объемы реализации сельскому хозяйству нефтепродуктов из-за роста цен и снижения технической оснащенности значительно сократились: поставки автобензина упали с 3,7 млн тонн в 1994 г. до 1,7 млн в 2006 г., дизтоплива – с 7,8 до 5,0 млн. С 2000 по 2005 г. потребление электроэнергии в сельском хозяйстве снизилось на 44% и составило всего 16,9 млрд кВт.ч. Основными причинами сокращения потребляемых энергоресурсов стали уменьшение технической оснащенности и рост цен на энергоносители. В связи с ростом стоимости энергоресурсов на мировых рынках и с возможностью вступления России в ВТО уже в текущем году вопрос о защите отечественных товаропроизводителей становится особенно актуальным.
Одна из главных проблем АПК связана с состоянием социальной сферы села. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается самым низким: около 43% от общероссийского показателя. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет почти половину сельских жителей, почти 2 млн безработных. Сохраняется тревожная демографическая ситуация: снижается численность людей трудоспособного возраста, особенно молодежи. По данным Минсельхоза России, количество работающих на одном предприятии сократилось со 140 человек в 2000 г. до 88 в 2005 г. За последние 15 лет село в порядке естественной убыли потеряло свыше 3 млн человек. За период между последними переписями утрачено почти 11 тыс. сельских населенных пунктов. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий.
Практически прекращено строительство сельских дорог с твердым покрытием. Ликвидируются сельские школы, участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты, сельские клубы и другие объекты общего пользования. Это ведет к исчезновению деревень, сел и поселков.
Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства увеличился на 24% по сравнению с 2005 г. и составил 21,6 млрд долл., тогда как экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в прошедшем году оценивается в 4,8 млрд долл. Причем около 60% сельскохозяйственной продукции и продовольствия поступает в Россию из стран Евросоюза, США и Канады, где импорт субсидируется как на стадии производства, так и на стадии поставок продукции. Серьезную тревогу вызывает то, что рост производства мяса птицы и свинины в нашей стране не сопровождается адекватными государственными мерами по их размещению на внутреннем рынке и необходимым таможенно-тарифным регулированием.
Без существенной активизации национальной государственной аграрной политики, без реального финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, значительного пополнения их материально-технической базы, решения комплекса социальных проблем села вряд ли можно ожидать улучшения ситуации. К тому же агропромышленное производство будет развиваться более низкими темпами по сравнению с зарубежными странами.
В 2006 г. принят Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в котором определены приоритеты аграрной государственной политики, хотя и в рамочном формате, и указаны основные цели, в частности:
повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции и обеспечение качества российских продовольственных товаров;
формирование эффективно функционирующего рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельхозтоваропроизводителей;
устойчивое развитие сельских территорий;
обеспечение занятости сельского населения и повышение уровня его жизни;
создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для нужд сельского хозяйства;
наблюдение за индексом цен на сельхозпродукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельхозтоваропроизводителями при поддержании паритета индексов таких цен и тарифов.
Федеральный закон устанавливает основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Прежде всего это обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских кооперативов, а также развитие системы страхования рисков, племенного животноводства, элитного семеноводства, обеспечение продукции животноводства и обновление основных средств сельхозтоваропроизводителей, обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв. Кроме того, к основным направлениям государственной поддержки отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в частности строительство сельских автомобильных дорог, предоставление консультационной помощи, подготовка и переподготовка специалистов и наконец информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.
В ст. 8 закона впервые вводится понятие «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия», которая будет разрабатываться Министерством сельского хозяйства РФ сроком на пять лет.
Продолжается реализация национального проекта «Развитие АПК», который стартовал в 2006 г. Согласно первому направлению нацпроекта – «Ускоренное развитие животноводства» – за 2006–2007 гг. производство мяса планируется увеличить на 7%, молока – на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, на уровне не ниже 2005 г. (9,5 млн голов). Основными стимуляторами по данному направлению являются:
расширение доступности дешевых долгосрочных (до восьми лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);
увеличение поставок племенного скота, техники и оборудования для животноводства по системе федерального лизинга;
обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства.
Вторым направлением национального проекта «Развитие АПК» является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», согласно которому к 2008 г. намечается увеличение объема реализации продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств на 6%. Для этого предполагается удешевить привлекаемые кредитные ресурсы, что позволит повысить товарность малых форм бизнеса и доходы занятых в них граждан. На указанные цели из федерального бюджета выделено 2,9 млрд руб. в 2006 г. и 3,67 млрд в 2007 г.
Третье направление – «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов». По итогам 2006 г. все основные задачи по трем направлениям проекта выполнены, а по предоставлению кредитов существенно превышены.
В 2006 г. по направлению «Ускоренное развитие животноводства» нацпроекта «Развитие АПК» 1 195 участников получили кредитные ресурсы в объеме 59,2 млрд руб. Из средств федерального бюджета в регионы перечислено 1,38 млрд руб. в качестве компенсации части затрат по уплате процентов за пользование кредитом. Основными банками – участниками приоритетного национального проекта являются Россельхозбанк (44% от объема кредитных ресурсов) и Сбербанк России (40%).
В 2006 г. ОАО «Росагролизинг» поставило сельхозтоваропроизводителям 50,2 тыс. голов племенного крупного рогатого скота и оборудование для модернизации и создания 70,8 тыс. скотомест.
Оперативно решен ряд важных вопросов, касающихся налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования. В частности, утверждены объемы квот и таможенных пошлин на мясо в 2006–2009 гг., отменены ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов, внесены изменения в Налоговый кодекс в части отмены НДС на ввоз племенного скота.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» в 2006 г. личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами привлечено кредитных ресурсов на сумму 40,8 млрд руб., в том числе 27,1 млрд – в Россельхозбанке, 11,3 млрд – в Сбербанке России, 2,4 млрд – в прочих банках (по данным субъектов РФ).
Из общего объема заемных средств по Российской Федерации удельный вес кредитов, выданных Россельхозбанком, составляет 66,5%, Сбербанком России – 27,6%. Из федерального бюджета в регионы перечислено 907,2 млн руб. на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитами.
На 2006 г. было запланировано создание 1 200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 600 кредитных. Фактически создано 2 134 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 777 кредитных.
Россельхозбанк предоставил сельхозтоваропроизводителям в 25 регионах РФ по пилотным проектам 65 земельно-ипотечных кредитов на общую сумму 2,1 млрд руб. Заемщикам малых форм хозяйствования и индивидуальным предпринимателям выдано 28 кредитов на сумму 68,8 млн руб., в залог предоставлено 3,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» в 2006 г. предусматривалось выделение 2,0 млрд руб. из федерального бюджета, 2,7 млрд – из бюджетов субъектов РФ и 2,2 млрд – из внебюджетных источников; все эти средства полностью освоены. В рамках реализации нацпроекта «Развитие АПК» построено (приобретено) 713,8 тыс. кв. м жилья для 16 225 молодых специалистов. В течение 2006 г. средняя стоимость 1 кв. м строительства (приобретения) жилья в сельской местности увеличилась до 12 тыс. руб. против 9,3 тыс. расчетного контрольного показателя в национальном проекте (рост 29%). Рост цен на жилье в сельской местности сохранится и в текущем году: стоимость 1 кв. м вводимого жилья составит 12,2 тыс. руб. В связи с этим необходимо дополнительное финансирование подпрограммы в сумме не менее 500,0 млн руб.
Для решения проблем дальнейшего развития агропромышленного производства на современном этапе целесообразно:
создать предпосылки для устойчивого развития сельских территорий за счет диверсификации занятости сельского населения, восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
улучшить общие условия функционирования сельского хозяйства путем совершенствования земельного и налогового законодательства, активизации антимонопольной политики, формирования ассоциаций и союзов сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли, внедрения комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия;
обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, прежде всего животноводства, путем обновления и модернизации основных фондов, повышения эффективности использования производственного потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных рынков;
повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развития страхования сельскохозяйственной деятельности;
усовершенствовать механизмы внешнеэкономического регулирования, включая оперативное регулирование внешнеторговых операций с сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, создание стимулов для роста иностранных инвестиций в АПК, формирование гармонизированной с международными требованиями системы контроля качества и фитосанитарного контроля.
В последующие годы решение задачи устойчивого экономического роста АПК во многом будет определяться содержанием, действенностью механизмов, финансовым обеспечением государственной программы. Необходимо, чтобы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., принятой в соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» был закреплен такой уровень государственной поддержки, который бы обеспечивал экономическую основу устойчивого развития всей аграрной сферы производства и сельских территорий, рост конкурентоспособности отечественной продукции, улучшение снабжения населения высококачественными продуктами питания, повышение финансового благополучия сельскохозяйственных товаропроизводителей всех уровней и увеличение продовольственной безопасности России.
Справка «Бюджета»
Николай Алексеевич БОРХУНОВ, заведующий отделом ГНУ ВНИИЭСХ
Родился 19 апреля 1937 г. в с. Ямщина Звенигородского района Московской области.
В 1959 г. окончил Московский государственный экономический институт, специальность «Экономист». Доктор экономических наук.
В 1959–1971 гг. работал экономистом, старшим консультантом, старшим научным сотрудником в ЦСУ СССР, НИИ ЦСУ СССР.
1971–1993 гг. – старший научный сотрудник, заведующий сектором ВНИИЭСХ.
1993–2000 гг. – заведующий отделом Госкомцен РФ, Минэкономики России.
С 2000 г. по настоящее время – главный сотрудник, заведующий отделом ГНУ ВНИИЭСХ.
Справка «Бюджета»
Влада Вячеславовна МАСЛОВА, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ
Родилась 21 декабря 1964 г. в Москве.
В 1987 г. окончила Московский институт инженеров землеустройства (МИИЗ), специальность «Инженер-землеустроитель». Кандидат экономических наук.
1987–1993 гг. – экономист, ведущий экономист ВНИИЭСХ.
1993–1995 гг. – ведущий специалист, главный экономист в Аграрном профсоюзном акционерном коммерческом банке (АПАБАНК).
С 1998 г. по настоящее время – старший, затем ведущий научный сотрудник отдела ценовых и финансово-кредитных отношений ВНИИЭСХ.
Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.