Константин БАБКИН, председатель совета директоров промышленного союза «Новое содружество», президент Российского союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш»
Сельскохозяйственное машиностроение в России активно развивается. Ежегодно компании наращивают объемы производства не на проценты, а в разы. В признанных лидерах – Ростсельмаш, Владимирский моторо-тракторный завод, компании «Колнаг» и «Клевер». Динамично развивается сервисная сеть. Сегодня в России более 2 тыс. дилеров сельхозтехники, которые вносят свой крайне важный вклад в развитие рынка сельскохозяйственных машин в нашей стране.
Вместе с тем тревожной тенденцией в отрасли является уменьшение доли отечественных производителей на рынке сельскохозяйственной техники. Сам рынок неуклонно растет – с 1,5 млрд долл. в 2003 г. до более чем 3 млрд в 2006 г. Однако объем производства российских компаний на территории Российской Федерации остановился на уровне 1 млрд долл. в год. Если не прилагать никаких усилий, присутствие российских компаний на отечественном рынке сельхозмашин начнет резко снижаться. За прошедший год внутреннее производство сельхозтехники сократилось на 6%. Больше всего пострадало производство техники для растениеводства: выпуск сеялок и культиваторов снизился более чем на 20%, плугов – на 38%, зерноуборочных комбайнов – на 9%.
А вот производство техники для животноводства, напротив, растет. Без сомнения, это связано с успешной реализацией приоритетного национального проекта по развитию сельского хозяйства, в котором предусмотрено значительное государственное финансирование животноводства. Отсюда совершенно логично вытекает существенное увеличение выпуска кормоуборочных комбайнов, пресс-подборщиков, доильных установок.
В остальных секторах АПК картина не столь радостная. Например, доля Минского тракторного завода за последние четыре года снизилась с половины до трети. Стремительно сдают позиции и российские производители тракторов. Хотя, например, Петербургский тракторный завод выпускает универсально-пропашные и универсальные тракторы серий К-3000, К-5000 и К-744К, ничем, даже уровнем комфорта, не отличающиеся от аналогичной импортной техники при существенно более низкой цене.
В настоящий момент для того, чтобы уровень продаж отечественной сельхозтехники соответствовал объему российского рынка, ее производство необходимо увеличить как минимум в полтора раза.
Одно из возможных решений проблемы мы видим на примере животноводства: значительное увеличение государственного финансирования способствует росту производства отечественной сельхозтехники. Позитивно влияют и таможенные пошлины. После начала действия специфической составляющей пошлины на ввоз комбайнов в размере 100 евро за 1 кВт мощности двигателя впервые было отмечено снижение темпов роста поставок этих машин в Россию, а отечественные производители получили возможность нормально развиваться. Там, где таможенных пошлин нет, например в отношении свеклоуборочных комбайнов, зерноочистительного оборудования и запчастей, импорт растет огромными темпами – по 40, 60% и даже в разы.
Участие государства в обеспечении технической составляющей продовольственной безопасности России может быть и не фискальным. Достаточно вспомнить, что 9 марта 2006 г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором обсуждались вопросы развития сельскохозяйственного машиностроения. Это действительно важное событие для отрасли, потому что проблемы отечественного производства сельхозтехники впервые за последние 15 лет обсуждались на государственном уровне. Положительным итогом заседания стало утверждение плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения. Согласно этому плану началось государственное финансирование научно-исследовательских работ.
Позитивной мерой стало и увеличение государственного субсидирования кредитов, выдаваемых сельхозтоваропроизводителям на закупку техники. Особенно активно в этом отношении действуют Россельхозбанк и Сбербанк России. Почти половина сельскохозяйственных машин в стране сегодня продается в кредит, и это позволяет заводам более четко выстраивать производственную политику. Другое дело, что государственные средства зачастую выделяются на приобретение импортной техники. Для справки: в Евросоюзе на государственные средства невозможно купить импортную технику, а только произведенную в странах самого Евросоюза.
К счастью, в России сейчас принимаются меры по поддержке отечественных экспортеров сельхозпродукции. Однако пока только четыре производителя сельхозтехники получают субсидии от государства. Мы намерены добиваться расширения круга участников данной программы, а также работать над сокращением срока рассмотрения заявок от производителей на включение в эту программу.
В последний год ощущаются позитивные сдвиги в государственной поддержке российских производителей на внешних рынках. Впервые за несколько лет после ряда консультаций на заседаниях межгосударственных комиссий Белоруссия стала закупать сельхозмашины в России. Торговля сельхозтехникой с Россией на межгосударственном уровне обсуждается в Узбекистане. Ситуация с ограничением поставок наших комбайнов в Болгарию в 2006 г. положительно разрешилась после того, как к этому вопросу подключилось российское посольство. Мы рассчитываем, что подобные изменения будут продолжаться и поддержка собственных производителей на внешних рынках станет более настойчивой и последовательной.
Главная проблема, которую до сих пор не удается решить, – это возможность получать доступные инвестиционные кредиты на семь и более лет. Чтобы село развивалось, необходимо улучшать систему субсидированного кредитования сельхозтоваропроизводителей. Аграрии пользуются дотациями во всем мире – в Европе, в Америке, в Бразилии. Мы обязаны заниматься тем же самым, если хотим видеть наше село конкурентоспособным. Помимо отсутствия кредитов российский рынок сельхозпродукции очень слабо защищен перед субсидированным импортом. В результате сегодня до 40% продовольствия уже ввозится из-за рубежа, в то время как половина российских полей не обрабатывается. Рост импорта продовольствия ухудшает финансовое состояние отечественных аграриев, что снижает спрос на сельхозмашины.
Экспорт российской сельхозтехники затрудняет невозврат НДС. Получив установку собирать как можно больше налогов с бизнеса, российские фискальные органы крайне неохотно возвращают 18%-ный экспортный НДС – фактически это происходит только в судебном порядке. Тревожит ситуация и с ростом цен на сырье: металл, газ и электроэнергию. Только в 2007 г. стоимость ресурсов увеличится на 15–16%, а на газ в перспективе – в несколько раз. Неадекватная таможенно-тарифная политика ведет к тому, что главная задача сегодня – обнулить таможенные пошлины, открыть рынок, отказаться от защиты собственных производителей.
Руководство страны недвусмысленно заявило о необходимости диверсификации экономики. На заседании Госсовета 19 февраля 2007 г. В. Путин отметил: «Диверсификация экономики – один из важнейших аспектов экономической политики в целом, прямо связанный с развитием ее высокотехнологичных секторов». Но, увы, сельскохозяйственное машиностроение по-прежнему остается за рамками приоритетов государственной политики. Государство не уделяет должного внимания такому направлению, как создание нормальных условий для развития машиностроения и других отраслей с высокой степенью переработки. В таких условиях говорить о продовольственной безопасности России станет попросту невозможно.
Справка «Бюджета»
Константин Анатольевич БАБКИН, председатель совета директоров промышленного союза «Новое содружество», президент Российского союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш»
Родился 13 февраля 1971 г. в Миассе (Челябинская область).
В 1994 г. окончил Московский физико-технический институт.
В 1992 г. вместе с партнерами основал компанию «Содружество» (с 2000 г. – промышленный союз «Новое Содружество»), является ее крупным акционером. В настоящее время в промышленный союз «Новое Содружество» входят Ростсельмаш, группа компаний «МСМ», концерн «Эмпилс». По инициативе Бабкина и при его непосредственном участии разработана и внедрена комплексная программа стратегического развития одного из крупнейших заводов Ростовской области – Ростсельмаша.
2 ноября 2004 г. избран на должность президента Союза производителей сельхозтехники и оборудования для АПК «Союзагромаш».
Женат, воспитывает троих детей.
Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.
Сельскохозяйственное машиностроение в России активно развивается. Ежегодно компании наращивают объемы производства не на проценты, а в разы. В признанных лидерах – Ростсельмаш, Владимирский моторо-тракторный завод, компании «Колнаг» и «Клевер». Динамично развивается сервисная сеть. Сегодня в России более 2 тыс. дилеров сельхозтехники, которые вносят свой крайне важный вклад в развитие рынка сельскохозяйственных машин в нашей стране.
Вместе с тем тревожной тенденцией в отрасли является уменьшение доли отечественных производителей на рынке сельскохозяйственной техники. Сам рынок неуклонно растет – с 1,5 млрд долл. в 2003 г. до более чем 3 млрд в 2006 г. Однако объем производства российских компаний на территории Российской Федерации остановился на уровне 1 млрд долл. в год. Если не прилагать никаких усилий, присутствие российских компаний на отечественном рынке сельхозмашин начнет резко снижаться. За прошедший год внутреннее производство сельхозтехники сократилось на 6%. Больше всего пострадало производство техники для растениеводства: выпуск сеялок и культиваторов снизился более чем на 20%, плугов – на 38%, зерноуборочных комбайнов – на 9%.
А вот производство техники для животноводства, напротив, растет. Без сомнения, это связано с успешной реализацией приоритетного национального проекта по развитию сельского хозяйства, в котором предусмотрено значительное государственное финансирование животноводства. Отсюда совершенно логично вытекает существенное увеличение выпуска кормоуборочных комбайнов, пресс-подборщиков, доильных установок.
В остальных секторах АПК картина не столь радостная. Например, доля Минского тракторного завода за последние четыре года снизилась с половины до трети. Стремительно сдают позиции и российские производители тракторов. Хотя, например, Петербургский тракторный завод выпускает универсально-пропашные и универсальные тракторы серий К-3000, К-5000 и К-744К, ничем, даже уровнем комфорта, не отличающиеся от аналогичной импортной техники при существенно более низкой цене.
В настоящий момент для того, чтобы уровень продаж отечественной сельхозтехники соответствовал объему российского рынка, ее производство необходимо увеличить как минимум в полтора раза.
Одно из возможных решений проблемы мы видим на примере животноводства: значительное увеличение государственного финансирования способствует росту производства отечественной сельхозтехники. Позитивно влияют и таможенные пошлины. После начала действия специфической составляющей пошлины на ввоз комбайнов в размере 100 евро за 1 кВт мощности двигателя впервые было отмечено снижение темпов роста поставок этих машин в Россию, а отечественные производители получили возможность нормально развиваться. Там, где таможенных пошлин нет, например в отношении свеклоуборочных комбайнов, зерноочистительного оборудования и запчастей, импорт растет огромными темпами – по 40, 60% и даже в разы.
Участие государства в обеспечении технической составляющей продовольственной безопасности России может быть и не фискальным. Достаточно вспомнить, что 9 марта 2006 г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором обсуждались вопросы развития сельскохозяйственного машиностроения. Это действительно важное событие для отрасли, потому что проблемы отечественного производства сельхозтехники впервые за последние 15 лет обсуждались на государственном уровне. Положительным итогом заседания стало утверждение плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения. Согласно этому плану началось государственное финансирование научно-исследовательских работ.
Позитивной мерой стало и увеличение государственного субсидирования кредитов, выдаваемых сельхозтоваропроизводителям на закупку техники. Особенно активно в этом отношении действуют Россельхозбанк и Сбербанк России. Почти половина сельскохозяйственных машин в стране сегодня продается в кредит, и это позволяет заводам более четко выстраивать производственную политику. Другое дело, что государственные средства зачастую выделяются на приобретение импортной техники. Для справки: в Евросоюзе на государственные средства невозможно купить импортную технику, а только произведенную в странах самого Евросоюза.
К счастью, в России сейчас принимаются меры по поддержке отечественных экспортеров сельхозпродукции. Однако пока только четыре производителя сельхозтехники получают субсидии от государства. Мы намерены добиваться расширения круга участников данной программы, а также работать над сокращением срока рассмотрения заявок от производителей на включение в эту программу.
В последний год ощущаются позитивные сдвиги в государственной поддержке российских производителей на внешних рынках. Впервые за несколько лет после ряда консультаций на заседаниях межгосударственных комиссий Белоруссия стала закупать сельхозмашины в России. Торговля сельхозтехникой с Россией на межгосударственном уровне обсуждается в Узбекистане. Ситуация с ограничением поставок наших комбайнов в Болгарию в 2006 г. положительно разрешилась после того, как к этому вопросу подключилось российское посольство. Мы рассчитываем, что подобные изменения будут продолжаться и поддержка собственных производителей на внешних рынках станет более настойчивой и последовательной.
Главная проблема, которую до сих пор не удается решить, – это возможность получать доступные инвестиционные кредиты на семь и более лет. Чтобы село развивалось, необходимо улучшать систему субсидированного кредитования сельхозтоваропроизводителей. Аграрии пользуются дотациями во всем мире – в Европе, в Америке, в Бразилии. Мы обязаны заниматься тем же самым, если хотим видеть наше село конкурентоспособным. Помимо отсутствия кредитов российский рынок сельхозпродукции очень слабо защищен перед субсидированным импортом. В результате сегодня до 40% продовольствия уже ввозится из-за рубежа, в то время как половина российских полей не обрабатывается. Рост импорта продовольствия ухудшает финансовое состояние отечественных аграриев, что снижает спрос на сельхозмашины.
Экспорт российской сельхозтехники затрудняет невозврат НДС. Получив установку собирать как можно больше налогов с бизнеса, российские фискальные органы крайне неохотно возвращают 18%-ный экспортный НДС – фактически это происходит только в судебном порядке. Тревожит ситуация и с ростом цен на сырье: металл, газ и электроэнергию. Только в 2007 г. стоимость ресурсов увеличится на 15–16%, а на газ в перспективе – в несколько раз. Неадекватная таможенно-тарифная политика ведет к тому, что главная задача сегодня – обнулить таможенные пошлины, открыть рынок, отказаться от защиты собственных производителей.
Руководство страны недвусмысленно заявило о необходимости диверсификации экономики. На заседании Госсовета 19 февраля 2007 г. В. Путин отметил: «Диверсификация экономики – один из важнейших аспектов экономической политики в целом, прямо связанный с развитием ее высокотехнологичных секторов». Но, увы, сельскохозяйственное машиностроение по-прежнему остается за рамками приоритетов государственной политики. Государство не уделяет должного внимания такому направлению, как создание нормальных условий для развития машиностроения и других отраслей с высокой степенью переработки. В таких условиях говорить о продовольственной безопасности России станет попросту невозможно.
Справка «Бюджета»
Константин Анатольевич БАБКИН, председатель совета директоров промышленного союза «Новое содружество», президент Российского союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш»
Родился 13 февраля 1971 г. в Миассе (Челябинская область).
В 1994 г. окончил Московский физико-технический институт.
В 1992 г. вместе с партнерами основал компанию «Содружество» (с 2000 г. – промышленный союз «Новое Содружество»), является ее крупным акционером. В настоящее время в промышленный союз «Новое Содружество» входят Ростсельмаш, группа компаний «МСМ», концерн «Эмпилс». По инициативе Бабкина и при его непосредственном участии разработана и внедрена комплексная программа стратегического развития одного из крупнейших заводов Ростовской области – Ростсельмаша.
2 ноября 2004 г. избран на должность президента Союза производителей сельхозтехники и оборудования для АПК «Союзагромаш».
Женат, воспитывает троих детей.
Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.