Версия для печати 4691 Материалы по теме
падалка
Продолжая тему муниципальных образований, начатую в апрельском номере, журнал «Бюджет» публикует интервью с заместителем главы Киевской городской государственной администрации, начальником Главного финансового управления Виктором ПАДАЛКОЙ.

– Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, о социально-экономическом развитии Киева: о консолидированном бюджете столицы, структуре его доходов и расходов.
– Современный Киев – столица и одновременно крупный финансовый, деловой, политический, научный и культурный центр Украины. Здесь производится приблизительно 1/6 валовой добавочной стоимости регионов страны. Наиболее важными секторами в экономике города являются такие виды промышленности, как машиностроение, обработка металла, производство продуктов питания, плюс ключевые компоненты сектора услуг: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, финансовые услуги и услуги, предоставляемые юридическим лицам.
В прошлом году по сравнению с 2005 г. реальный рост валовой добавочной стоимости достиг 9%. Ее номинальная величина составила 87,8 млрд гривен  (в 2007 г. размер этого показателя прогнозируется на уровне 106,8 млрд), или 32,4 тыс. гривен на одного жителя. По видам деятельности наибольший рост отмечается в пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственной продукции, машиностроении, химической и нефтехимической промышленности, производстве прочих неметаллических минеральных изделий, во многих сегментах сферы услуг. Объем реализации промышленной продукции в действующих ценах в 2006 г. составил 23,8 млрд гривен, что на 18% больше запланированного.
На протяжении последних пяти лет в столице наблюдается стабильный приток инвестиций. Однако их недостаточно для обеспечения постоянного роста экономики города. Реализация инновационной модели развития и ориентация на производство новой высокотехнологичной продукции требуют комплексной модернизации предприятий. Но у большинства из них нет необходимых для этого средств, а кредит, принимая во внимание действующие процентные ставки, не выход.
Важным фактором экономического роста является развитие малого и среднего бизнеса, способствующего занятости населения, увеличению доходов бюджета (малое предпринимательство обеспечивает почти треть поступлений в бюджет города), улучшению социально-экономической ситуации в целом.
В столице успешно решается проблема занятости населения. Работой обеспечены не только киевляне, но и порядка 200 тыс. человек, проживающих в пригороде и более отдаленных районах Киевской области. В 2006 г. во всех сферах экономической деятельности было создано 82,7 тыс. новых рабочих мест. В связи с поэтапным повышением размера минимальной заработной платы, увеличением зарплаты сотрудников бюджетной сферы, пенсий и социальных выплат (в том числе помощи при рождении ребенка), а также в результате усиления контроля за своевременностью всех выплат доходы населения стабильно растут, что в сочетании с сохранением высокой деловой активности предпринимателей обуславливает увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. В целом сумма поступлений и расходов бюджета Киева на 2007 г. составляет 15,896 млрд гривен, что на 49,9% больше выполненной в прошлом году доходной части бюджета столицы.
Основным бюджетообразующим источником, обеспечивающим более 44% от общей суммы поступлений, является подоходный налог с физических лиц. Значительный вклад в формирование доходной части бюджета вносят также операции с капиталом (11%) и целевые фонды (7,5%). Кроме того, бюджет пополняют доходы от собственности и предпринимательской деятельности, от некоммерческой и побочной продажи, административные сборы и платежи, собственные поступления бюджетных организаций, плата за землю и др. В 2006 г. в бюджет Киева поступило 6,1 млрд гривен платежей, что на 50,7% (2,05 млрд гривен) больше показателя 2005 г.
Расходная часть бюджета на 2007 г. в основном ориентирована на социально-экономическое развитие города и заботу о его жителях. В частности, на социальную защиту и социальное обеспечение выделено 11,5% от общего объема, на образование – 10,6%, на охрану здоровья – 9,7%. На финансирование объектов капитального строительства предполагается направить 20,6% средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства – почти 4%, на развитие и содержание транспортной сети, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации – 3%.
Ежегодно после утверждения бюджета Киева согласно программе социально-экономического и культурного развития столицы на соответствующий год городской совет определяет конечную цель, на достижение которой будут потрачены средства целевых фондов – 4% от расходной части бюджета.
красны молодцы
– А сколько в Киеве районов? Каковы их финансовые права и обязанности? Каков объем получаемых ими дотаций?

– В городе 10 районов. Бюджетным кодексом Украины предусмотрено, что состав доходов и расходов бюджетов районов (в случае их создания) в городах определяет горсовет в соответствии с полномочиями, переданными районным советам.
Чтобы исключить нецелевое использование бюджетных средств, Киевский городской совет при формировании бюджета сейчас все чаще использует механизм предоставления районам целевых субвенций, сумма которых в абсолютном выражении ежегодно растет.
Кроме того, решением Киевского городского совета финансирование расходов районных учреждений здравоохранения с 2007 г. передано в городской бюджет. Передача изъятия средств в госбюджет проводится только из городского бюджета, что позволяет уменьшить нагрузку на выполнение доходной и расходной части районных бюджетов.
– «Расходы, не отнесенные к основным группам» в бюджете на 2007 г. по сравнению с проектом минувшего года повысились с 18 до 33%. Что это за статья расходов? Куда в основном направляются такие средства?
– Расходы, не отнесенные к основным группам, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. выросли из-за увеличения в четыре раза суммы средств, которые передаются из бюджета Киева в государственный бюджет страны.
Согласно Бюджетному кодексу Украины сумма средств, которые передаются из бюджета города в госбюджет, равна разнице между прогнозным объемом доходов и предполагаемой суммой расходов, учитываемых при расчете межбюджетных трансфертов.
Прогнозный объем доходов, рассчитанный Министерством финансов Украины на этот год, составляет 143,5% по отношению к фактическому объему доходов 2006 г. Объем расходов, учитываемых при расчете межбюджетных трансфертов, увеличился по сравнению с 2006 г. на 133%. Соответственно объем средств, которые передаются из бюджета Киева в государственный бюджет Украины, повысился с 707 млн гривен в 2006 г. до 2 774 млн в 2007 г.
– В текущем году план поступлений от налога с доходов физических лиц, наполняющего городскую казну примерно на треть, увеличился…
– Действительно, мы предполагаем рост поступлений от налога на доходы физических лиц. Следует отметить, что в 2007 г. закончился переходный период, регламентируемый законом Украины «О налоге на доходы физических лиц»: с 1 января ставка налога повысилась с 13 до 15%. В результате доходы бюджета за счет данного налога возрастут примерно на 900 млн гривен. Кроме того, существенно увеличить доходную часть бюджета Киева должен введенный с 1 января текущего года налог, взимаемый с доходов физических лиц при продаже недвижимости (его не следует путать с налогом на недвижимость, введение которого предусматривается проектом Налогового кодекса Украины). Росту поступлений в бюджет способствует и повышение зарплаты граждан, а следовательно, и налогов.
– А как в Киеве собирают налоги?
– Собираемость налогов регламентируется действующими законами Украины «О системе налогообложения», «О налогообложении прибыли предприятий», «О налоге на доходы физических лиц» и т.д. Ставка уплаты по каждому конкретному налогу в различных сферах деятельности определена законодательно. Налоговая служба лишь контролирует правильность отчислений в бюджеты и строгое следование закону.
Надеюсь, в этом году будет принят консолидированный документ – Налоговый кодекс, появление которого облегчит работу и налоговикам, и плательщикам.
– Расскажите, как столичная власть борется с теневой экономикой? Можно ли сказать, что подобные тенденции характерны для всей страны?
– Выводу экономики «из тени» способствует прежде всего легализация трудовых отношений. Коммерческие структуры должны быть заинтересованы в официальном оформлении наемных работников, эту проблему мы сейчас и решаем. Под пристальным вниманием налоговиков находятся так называемые предприниматели-минимизаторы, убыточные предприятия и субъекты хозяйственной деятельности, пытающиеся уклонится от уплаты налогов.
Увеличение числа нарушений в сфере налогообложения обусловило необходимость создания еще в 1996 г. новой правоохранительной структуры – налоговой милиции, а затем ее подразделений в структуре органов Государственной налоговой службы Украины. Сейчас они занимают особое место в системе экономической безопасности. Введен и отработан четкий механизм взаимодействия подразделений налоговой милиции с подразделениями аудита, валютного контроля, налога на добавленную стоимость и экономического анализа, что способствовало повышению раскрываемости преступлений в сфере налогообложения и обеспечению поступлений в бюджет дополнительных средств.
В 2006 г. подразделениями налоговой милиции столицы раскрыто 1 170 преступлений в сфере налогообложения, причем в 100 случаях сумма убытков превысила 1 млн гривен. Возбуждено 620 уголовных дел, из них 120 – за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. Сумма нанесенного государству ущерба составила около 1 050 млн гривен. Приостановлена деятельность 489 фиктивных субъектов предпринимательской деятельности и 33 центров, занимавшихся незаконной конвертацией денежных потоков. Предотвращено свыше 300 случаев незаконного возмещения НДС на сумму около 630 млн гривен. Раскрыт 21 подпольный цех по изготовлению товаров народного потребления.
площадь
– Какова сейчас кредитная политика Киева? Насколько активно столичные власти выходят на рынок внешних заимствований? Куда город инвестирует полученные от размещения облигаций средства?

– Для финансирования бюджета развития Киев выходит на международные рынки капитала. В 1998 г. Всемирный банк предоставил Минфину Украины заем на сумму 18,3 млн долл. для реализации проекта «Энергосбережение в административных и общественных зданиях Киева» (полученные средства были направлены на закупку и установку энергосберегающего оборудования в 1 300 социальных и культурных зданиях столицы). Но в договор о субкредитовании были внесены изменения, согласно которым сумма займа уменьшилась почти на 3,11 млн долл. и составила 15,18 млн. Сегодня город возмещает основную часть долга строго по графику. Окончательная дата погашения субкредита – 15 декабря 2011 г.
В 2003 г. Киев выпустил пятилетние облигации внутреннего городского займа на 100 млн гривен с ежеквартальной выплатой процентов и сроком погашения 25 ноября 2008 г. Кроме того, было заключено кредитное соглашение, согласно которому иностранный кредитор эмитировал от имени заемщика ценные бумаги на 150 млн долл. с процентной ставкой 8,75% и сроком погашения 8 августа 2008 г. на международных рынках капитала. За счет полученных средств городские власти профинансировали строительство метрополитена, театра кукол и автодорог, закупили более 120 городских автобусов.
В 2004 г. было подписано еще одно кредитное соглашение – на выпуск еврооблигаций с доходностью 8,625% и сроком погашения 15 июля 2011 г. Объем эмиссии составил 200 млн долл. Основная часть займа – 165 млн – была направлена на строительство Подольско-Воскресенского моста через Днепр, 20 млн пошло на строительство двух кардиологических центров, а оставшиеся 15 млн – на сооружение мусороперерабатывающего завода.
В 2005 г. по кредитному соглашению на внешних рынках заимствований было привлечено еще 250 млн долл. до 6 ноября 2015 г. Доходность размещения составила 8%. Эти средства решено направить на финансирование проектов капитального строительства.
Выплата процентов по внутренним и внешним займам проводится в установленные сроки и в полном объеме согласно пописанным договорам.
– Расскажите, пожалуйста, о реформировании коммунальной инфраструктуры на муниципальном уровне, об инновациях в сфере ЖКХ.
– Городские власти утвердили ряд программ, направленных на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в частности Комплексную программу развития жилищно-коммунального хозяйства города на период до 2010 г. В 2006 г. на финансирование отрасли ЖКХ из бюджета было выделено 1 394,8 млн гривен, в 2007 г. – более 701 млн.
В бюджете Киева предусмотрены расходы на выполнение комплексных общегородских мероприятий «Твой дом, твой двор», направленных на улучшение технического состояния жилищного фонда и придомовых территорий столицы, в том числе на ремонт фасадов, кровель жилых домов, замену и модернизацию лифтов, обустройство детских площадок, благоустройство придомовых территорий, установление входных дверей с замковыми устройствами в жилых домах, ремонт внутридомовых сетей и пр. В 2006 г. на выполнение указанных мероприятий из бюджета Киева было направлено 350 млн гривен, а в 2007 г. планируется направить 220 млн.
Плохое техническое состояние лифтового хозяйства в жилищном фонде обусловило утверждение общегородской Программы замены или модернизации лифтов в жилищном фонде города Киева на 2006–2010 гг. (программа «Лифт»), согласно которой в минувшем году проведена замена и модернизация 734 лифтов на сумму 108 млн гривен.
Чтобы обеспечить качественную и своевременную уборку тротуаров, межквартальных проездов, придомовых территорий и вывоз бытовых отходов, за счет бюджетных средств приобретаются современная специализированная техника, контейнеры для раздельного сбора твердых бытовых отходов, спецодежда для работников жилищного хозяйства.
Сдерживающим фактором в развитии жилищного хозяйства Киева является низкий уровень тарифов для населения на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (квартирная плата). В конце минувшего года городские власти попытались повысить эти тарифы до уровня экономически обоснованных (в 3,43 раза), но, учитывая напряженную общественную обстановку в городе, было принято решение об увеличении оплаты жилья гражданами лишь в 1,8 раза.
Что касается коммунального хозяйства, то одним из направлений, требующих внимания властей города, остаются захоронение бытовых отходов и предупреждение негативных экологических последствий. В данный момент заканчиваются реконструкция и техническое переоснащение полигона № 5. Оборудование реконструированного полигона отвечает современным требованиям и считается прогрессивным во многих европейских странах (например, во Франции, Швейцарии, Германии), его эксплуатация способствует решению многих экологических вопросов, обеспечивает охрану окружающей среды.
В 2007 г. в городском бюджете впервые предусмотрены ассигнования на поддержку инновационных проектов (15,6 млн гривен), направленных на внедрение технологий, которые снижают энергоемкость производства, позволяют сделать его более экологичным.
Предполагается реконструкция светофоров с внедрением альтернативных источников электроэнергии (солнечные батареи); на опасных и загруженных участках городских магистралей планируется ввести автоматизированную систему регулирования дорожного движения. В рамках капитального ремонта сетей наружного освещения производится замена ламп и светильников на более современные – энергосберегающие.
Приобретается современная коммунальная техника. Так, в прошлом году были куплены две машины для нанесения разметки, приобретено 120 единиц техники для ремонта дорог, машины и механизмы для работы с зелеными насаждениями – посадки деревьев с комом земли, высадки растений в горшках.
– Есть ли у столичных властей программы для поддержки и развития малого предпринимательства?
– Учитывая, что одним из важнейших условий успешного развития сферы малого бизнеса является формирование эффективной системы финансово-кредитной поддержки субъектов хозяйствования, городская власть уделяет этому вопросу особое внимание.
С целью создания условий для эффективного использования потенциала малого и среднего бизнеса утверждена Киевская городская программа поддержки малого и среднего предпринимательства на 2007–2008 гг. В рамках ее реализации в столице внедрен и постоянно совершенствуется механизм финансово-кредитной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, предусматривающий частичную компенсацию процентных ставок за счет бюджетных средств. Сумма, выделяемая из городского бюджета на эти цели, ежегодно увеличивается: с 29,7 млн гривен в 2003 г. до 58,8 млн в 2007 г.
– Как решается проблема обеспечения горожан жильем? Развивается ли в Киеве ипотечное кредитование?
– Обеспеченность населения жильем – одна из серьезнейших проблем для такого мегаполиса, как Киев. Чтобы решить ее, в столице за счет средств городского бюджета строится социальное жилье. Кроме того, любой застройщик или заказчик, получающий в городе земельный участок под строительство жилья, с 1 января 2007 г. обязан отдавать 7% общей площади квартир (а в случае получения участка в центральной части города – 20%)  для обеспечения жильем граждан, стоящих в очереди на получение квартиры.
Применяются и схемы смешанного финансирования строительства жилья: 50/60/70% стоимости – деньги населения и 50/40/30% – средства специального фонда городского бюджета.
С 1998 г. в Киеве запущена программа предоставления льготных ипотечных молодежных кредитов: такой кредит предоставляется молодым семьям на 30 лет под 3% годовых, а разница между выплачиваемыми процентами и банковской процентной ставкой возмещается за счет бюджетных средств. Заемщики, у которых есть ребенок, освобождаются от уплаты процентов за пользование ипотечным кредитом. Если в семье двое детей, за счет бюджетных средств дополнительно погашается 25% остатка обязательств по ипотечному кредиту. Тем, у кого трое детей и больше, из бюджета погашается 50% долга.
В городе также проводится реконструкция общежитий и перепланировка комнат в квартиры. Идет строительство жилья за счет субвенции из государственного бюджета Украины местным бюджетам на строительство и покупку жилья для военнослужащих.
В 2006 г. в столице введено в эксплуатацию 1,3 млн кв. м жилой площади, половина из которых была построена по заказу киевской городской государственной администрации. Доля бюджетных средств, направленных на возведение жилья, в общих расходах на капитальное строительство составила 5,8%.
Основной акцент, как и в 2005 г., сделан на сооружении домов за счет населения как наиболее заинтересованного и стабильного инвестора. За деньги киевлян было построено 1 047,9 тыс. кв. м жилья, что на 13,7% больше, чем в 2005 г. Для очередников, требующих социальной защиты со стороны государства, за счет бюджетных средств в 2006 г. было введено в эксплуатацию 79,3 тыс. кв. м жилья.
Материал подготовила Марина БРИКИМОВА

Из истории
Киев – один из древнейших городов Европы. Археологические исследования показали, что первое поселение на территории города возникло в V–VI вв. Согласно легенде Киев был основан на берегу Днепра вождями славянского племени полян – братьями Кием, Щеком, Хорывом и сестрой их Лыбидью – и назван в честь старшего брата.
С 882 до 1240 гг. город был столицей Киевской Руси. После распада древнего славянского государства на отдельные княжества подвергся разрушению татаро-монголами.
Сегодня Киев – столица Украины, крупнейший мегаполис, деловой и культурный центр страны.

Справка
За счет заимствований, привлеченных в 2003–2005 гг. в бюджет развития специального фонда городского бюджета, в соответствии с показателями Программы социально-экономического и культурного развития города Киева средства были направлены на:
– финансирование работ по Подольскому мостовому переходу через Днепр – 1 478,9 млн гривен;
– строительство Киевского городского центра сердца – 453,5 млн гривен;
– строительство объектов метрополитена и транспортной инфраструктуры города – 371,3 млн гривен;
– покупку оборудования для нужд жилищно-коммунального хозяйства города, учреждений социально-культурной сферы, подвижного состава – 343,4 млн гривен;
– реставрацию памятников истории, архитектуры и объектов социально-культурного назначения – 93,4 млн гривен;
– реконструкцию и техническое переоснащение полигона твердых бытовых отходов – 24,9 млн гривен;
– финансирование объектов коммунального хозяйства и других отраслей – 6 млн гривен.

Справка «Бюджета»

Виктор Михайлович ПАДАЛКА, заместитель главы Киевской городской государственной администрации, начальник Главного финансового управления
Родился 21 августа 1952 г. в городе Прилуки Черниговской области.
В 1973 г. окончил Киевский институт народного хозяйства им. Д. С. Коротченко. Кандидат экономических наук.
С 1973 г. по настоящее время работает в финансовых органах города Киева, прошел путь от старшего экономиста до начальника финансового управления.
В июне 1996 г. назначен заместителем главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) – начальником финансового управления КГГА.
В сентябре 2000 г. стал заместителем главы КГГА – начальником Главного финансового управления КГГА.
Заслуженный экономист Украины. Награжден орденами «За заслуги» II и III степеней, нагрудным знаком «Знак Почета», знаком Главного управления государственной службы Украины «За добросовестную работу», почетными грамотами Кабинета министров Украины, Минфина Украины, киевского городского головы. Имеет благодарности главы КГГА, киевского городского головы.

Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.
Поделиться