В своем выступлении М. Г. Решетников говорил о том, что на бюджет города в значительной степени влияют внешнеэкономические параметры. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В частности, снижаются такие ключевые индикаторы формирования бюджета, как цены на нефть и газ. По этой причине к формированию бюджета пришлось подойти достаточно консервативно. Поскольку Москва является мегаполисом мирового значения, ее экономика существенно отличается от тех тенденций, которые наблюдаются в целом по стране. В крупных городах даже при благоприятной экономической ситуации никогда не происходит взрывного роста.
В настоящее время столица столкнулась с изменением модели экономического развития. В предыдущие годы экономика Москвы основывалась на двух факторах: бурной застройке и активном получении углеводородной ренты. Оба эти фактора теперь утратили свое значение. По причине активной застройки город оказался чрезмерно уплотненным. При этом жилищное строительство существенно опередило развитие инфраструктуры, что привело к заметному дисбалансу. В период с 2007 по 2009 год было введено в эксплуатацию 11 млн кв. м жилья. Однако обеспеченность москвичей квадратными метрами увеличилась незначительно. Большую часть жилья приобрели приезжие, то есть существенно выросло население города. За тот же период было построено всего 15 км дорог. Поэтому в ближайшие годы первостепенное значение будет уделяться не жилищному строительству, а развитию транспортной инфраструктуры. В связи с изменениями, которые были внесены в Налоговый кодекс, углеводородная рента теперь не будет идти в бюджет Москвы, а более равномерно распределится между субъектами Федерации. Для регионов это благо, но московский бюджет теперь придется формировать с учетом того, что доходы сократятся примерно на 10 %, а это 150 млрд руб.
Решетников отметил, что в ближайшие годы будет расти социальная нагрузка на бюджет. С одной стороны, увеличивается рождаемость. Это значит, что в ближайшие три года количество детей, нуждающихся в детских садах, станет больше примерно на 50 тыс. С другой стороны, население города стареет и за этот же период число пенсионеров увеличится на 100 тыс. человек. Соответственно значительно вырастет контингент основных получателей бюджетных услуг и социальных выплат. Министр подчеркнул: несмотря на трудности, все социальные обязательства перед жителями столицы правительством Москвы будут выполнены. Но он обратил внимание на то, что не все расходы такого рода являются эффективными. Дотации и субсидии предоставляются определенным категориям граждан без учета их реального имущественного положения. Сейчас ставится задача провести «мониторинг нуждаемости», чтобы четко понимать, кому действительно необходима социальная помощь.
Несмотря на то что бюджет запланирован с дефицитом, покрываемым за счет заимствований, предусмотрена большая инвестиционная программа. То есть заимствования пойдут не на текущие расходы, а на развитие столицы. В частности, инвестиции в основной капитал в период с 2013 по 2015 год составят в общей сложности 4 трлн руб. В том числе вложения в транспортную инфраструктуру в этот период составят 918,4 млрд руб. Инвестиционные расходы в бюджете города занимают достаточно высокую долю (свыше 30 %). Но это вынужденная мера. Городская инфраструктура, в первую очередь транспортная сеть, нуждается в значительных финансовых вливаниях. Только так удастся решить глобальные проблемы, которые стоят перед Москвой.