Оценка проводилась в апреле — августе 2012 года по инициативе Министерства финансов РФ. Для ее осуществления применялась методика, разработанная ЮНКТАД (Конференцией ООН по торговле и развитию) и рекомендованная к использованию Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН. Оценкой были охвачены все элементы инфраструктуры подготовки финансовой и нефинансовой корпоративной отчетности:
- нормативно-правовая база;
- институциональная основа;
- кадровый потенциал;
- процесс укрепления инфраструктуры.
В ходе оценки определены количественные показатели состояния инфраструктуры (за исключением процесса ее укрепления, количественная оценка которого методикой не предусмотрена). Эти показатели рассматриваются как индикативные, характеризующие в большей степени тенденции, чем достижения в создании и поддержании инфраструктуры. В проведении оценки участвовали представители 13 государственных и негосударственных органов и организаций. Среди них Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Центральный банк РФ и др.
В результате работы были получены следующие количественные показатели. Оценка нормативно-правовой базы в целом превысила 71 %. Полное соответствие контрольным показателям данного компонента выявлено по вопросам нормативного обеспечения разрешения на занятие аудиторской деятельностью и профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Системы нормативного регулирования финансовой отчетности и аудита оценены на 77,7 и 73,8 % соответственно. Существенное отставание в данном компоненте наблюдается в области правовой базы экологической и социальной отчетности, а также отчетности о корпоративном управлении (14,3 %). Недостаточен потенциал регулирования расследований в отношении искажения корпоративной отчетности (около 64 %).
Показатель оценки институциональных основ подготовки корпоративной отчетности составил чуть больше 68 %. Выявлена высокая степень соответствия контрольным показателям таких элементов инфраструктуры, как ее финансирование и профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Наиболее слабым элементом этого компонента оказалась система координации процессов регулирования и надзора за корпоративной отчетностью (33,3 %).
Оценка кадрового обеспечения процессов, связанных с корпоративной отчетностью, превысила 79 %. Полное соответствие имеется по следующим элементам: профессиональная квалификация и общий уровень образования бухгалтеров и аудиторов, оценка их профессиональных способностей и качеств, требования к практическому опыту, непрерывное повышение квалификации. Более низкие показатели в этом компоненте получены при оценке профессионального уровня обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов. Невысокой оказалась также оценка существующих квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу.
Проведенная оценка подтвердила наличие в Российской Федерации развитой инфраструктуры корпоративной отчетности и достаточно высокую степень соответствия ее международным стандартам. При этом анализ результатов оценки позволяет определить направления дальнейшего совершенствования инфраструктуры. Главным резервом улучшения процесса ее развития являются разработка и реализация стратегического плана действий, а также финансовое и кадровое обеспечение и систематический мониторинг исполнения.